Поддержите Конт – сохраните и развивайте вашу платформу!

Малийский «бунтовщик»

0 242

Таким другом в Мали для меня стал Бирама Хайдара. Он как-то сразу выбрал в доверенные меня, белого, хотя я к тому повода, кроме доброжелательности, не подал. Он являлся в гости за советами неожиданно, незвано; ставил вопросы, от которых меня порой бросало в жар и холод. Вот так однажды пришел и тоскливо произнес: «Семья решила женить меня во второй раз. Что делать?»

Я долго молчал под его испытующим взглядом и, не придумав ничего путного, ответил уклончивым, бессмысленным вопросом:

- А как на это смотрит твоя жена?

Да и что можно было посоветовать ему? Человеку необходимо было выговориться - и он начал выкладывать мне свои горести. Как это часто случается с людьми обиженными - обычно кроткими и безответными, - в самораздуваемом запале его потянуло к социальным обобщениям.

- Я хочу иметь семью, как у белых, только одну - мою нынешнюю жену и детей. А деревня пусть катится куда подальше. Пусть они наконец оставят меня в покое, - поднял он мятеж против стародавних нравов своего народа.

Подобные жалобы я не раз слышал здесь, в Мали, да и повсюду в Западной Африке от разных людей. Многие городские знакомые желают, чтобы ячейкой общества, как и в Европе, стала необременительная моногамная семья - без непрошеных, больше смахивающих на приказы советов родителей мужа и жены, без назиданий и вмешательства старейшин, глав родов и вождей деревень. Ведь у африканцев семья включает как кровных родственников, так и родичей по браку, принадлежащих к трем-четырем поколениям. Так что, когда Бирама показывал: «Вот мой дядя» или «Вот парень из моей деревни», - это могло означать, что тот из одной семьи, но не обязательно из одной и той же деревни. Это мог быть двоюродный дядя по материнской линии или троюродный племянник по линии отца.

Город с исподволь проникающей в его быт формулой «семья, как у белых» все более выглядит чужеродным телом, островком среди едва затронутого ветром перемен застывшего болота деревенских устоев. Хотя площадь островка пядь за пядью расширяется.

- Корень зла - в воспитании, - тяжко вздыхает Бирама. - Африка взяла неудачный старт в современность из-за косного подхода к воспитанию детей. Горькая правда не в том, что наши дети плохо воспитаны, а в том, что они вообще не умеют вести себя.

Бираме чуть более тридцати. По утрам он исправно ходит в какую-то контору, где его, впрочем, как и других чиновников (бюрократ и в Африке бюрократ), немыслимо застать. На досуге - это его хобби - вырезает маски и статуэтки из эбенового или красного дерева. Бирама поколесил по Африке, побывал в Дакаре и Абиджане и среди своих слывет тертым калачом. Его не удовлетворяет образ жизни соплеменников. В наивной открытости Бирамы, когда он философствует о жизни, появляется нечто почти подвижническое. Совесть не разлучается с его душой. По африканским понятиям, он не от мира сего, витает в облаках.

«Африка - земля парадоксов», Владимир Алексеевич Корочанцев, 2001г.

iportal24, Чехия "Мы на грани краха". За предательство России чехи еще не расплатились
  • pretty
  • Вчера 20:28
  • В топе

Чехи сами лишили себя будущего, в котором можно нормально жить, когда в 1989 году отвернулись от России и стали ориентироваться на Запад, пишет iportal24. С тех пор им живется все хуже, страна уже сто...

Как Дональд Джон и Джозеф Робинетт уничтожают Америку

Как вы, очевидно, помните, после того, как Иван Иванович Перерепенко и Иван Никифорович Довгочхун поссорились, жизнь в прекрасном городе Миргороде пошла наперекосяк. Это при том, что он...