Самозванчество в 30-50-е годы XVIII века

6 4961

Алексей Петрович

В 30-50-х годах XVIII в. действует около полутора десятка самозванцев, причем шесть называют себя именем Алексея Петровича. Двое из них выступают сразу же в год смерти Петра - в 1725 г., остальные - в 1731 - 1738гг. Такое распределение интересующих нас фактов не случайно. Смерть Петра вызвала острое столкновение новой петровской знати во главе с Меньшиковым с их противниками, делавшими еще недавно ставку на царевича Петра - сына Алексея. Победила в этом споре партия Меньшикова. На престол была возведена Екатерина. Тем самым было продемонстрировано, что никаких социальных и политических изменений не предполагается. Естественно, что в это время легенда о царевиче Алексее приобрела особенную популярность. Самозванчество 1725 года было результатом этой популярности и своеобразной реакцией на короткое царствование Екатерины I.

Первый самозванец, солдат Низовского корпуса Евстифий Артемьев, объявился в Астрахани в 1724 г. еще в то время, когда Петр был болен. Донес на него поп Покровской церкви, которому он на исповеди признался, что он "сущий" Алексей Петрович. «А что-де обносится, что царевич Алексей преставился и то-де мертвым обнесен другой. А пострадал он будто от Меньшикова для того, что гонялся за ним Меньшиков со шпагою. »

На допросе в Тайной канцелярии больше ничего не выяснилось.

Второй самозванец, тоже солдат, Александр Семиков пробовал утвердиться в городе Почепе среди солдат гренадерского полка. Он был сыном пономаря из сибирского городка Погорелого. Правительство опасалось, что самозванец найдет на Украине поддержку, и приняло чрезвычайные меры. Вместе с самозванцем в Петербург был привезен для выяснения дела гетман Полуботок и ближайшие к нему старшины. В Петербурге хорошо помнили, что в 1718 г. гетман Скоропадский и старшины неохотно подписали приговор царевичу Алексею. После казни Семикова было велено соорудить в Почепе каменный столб с железной спицей, на которой должна была быть надета отсеченная голова. На жестяном листе, прикрепленном к столбу, были перечислены его вины. С. Лашкевич, впервые опубликовавший некоторые факты, связанные с делом Семикова, считает, что успех его в Почепе и Почепском уезде объясняется тем, что народ «по мягкосердию своему не допускал к вероятию исполнение смертной казни над преступником - сыном царским и охотнее предавался мысли о возможном бегстве из заключения царевича. »

При таком способе объяснения событий остается непонятным, почему народ особенно охотно "предавался мысли" этой именно в 1725 г., сразу же после смерти Петра и только через восемь лет после смерти Алексея.

В последующие шесть лет самозванцы не появлялись, но судя по тому, что они снова появились после 1731 г., легенда в эти годы продолжала существовать и распространяться.

Пётр II

С 1725 по 1730 г. сменилось два правителя. Умерла Екатерина, и на трон был возведен двенадцатилетний Петр II. Последовавшие вслед за этим перемены в правительстве не могли не породить социальных иллюзий. Однако в 1730 году юный царь умер, не реализовав надежд народа, хотя и не успев разочаровать его.

С.М. Соловьев пишет, что «уже в 1730 г. слышался говор, что Петр II отравлен Долгоруким и осьмью другими боярами, но есть царевич, живет в горах. »

По-видимому, и здесь речь шла о царевиче Алексее и легенда о нем продолжала еще бытовать. Характерно, что следующий Лжеалексей выступает в 1731 году, когда стал выясняться характер правления Анны.

Самозванцы 30-х годов действовали в Московской, Нижегородской, Воронежской и Оренбургской губерниях и опирались на крестьян, казаков, бурлаков, солдат и раскольников. Некоторые из них, такие, как помещичий крестьянин Андрей Обудин и посадский человек Андрей Холщевников, не оставили заметного следа в истории крестьянского движения этих десятилетий.

Другие выступления самозванцев 1730-х годов значительно интереснее и располагаются в нарастающем порядке. Г.В.Есипов связывал вспышку самозванчества в 1731 - 1733 гг. с манифестом 16 декабря 1831 г, требовавшим присяги какому-то неведомому наследнику, который не был назван по имени. Порядок престолонаследия оставался неясным - прямого наследника не было и никто им не был назначен, вместе с тем манифест возбуждал мысль о том, что в действительности он где-то есть.

Предположение Г.В.Есипова можно принять с определенным ограничением - подобный манифест мог стимулировать развитие легенды, но, разумеется, не мог бы ее породить, если бы отсутствовали более общие и более глубокие социальные и политические причины. Характерно, что в 1732 г. появляются одновременно два самозванца, которые действовали сообща и называли себя разными именами. Рядом с царевичем Алексеем оказывается царевич Петр Петрович.

В 1732 году, в селе Чуеве Тамбовской губернии распространился слух, что в 1731 году присягали царевичу Алексею Петровичу, он жив и идет к Москве. В селе появился нищий, заявивший, что он Алексей Петрович, «есть на спине крест и на лядвее родимая шпага. »

Крестьяне повели его к знахарю, тот узнал в нем подлинного царевича. "Царевич" рассказал, что на Бузулуке (приток Хопра) скрывается другой царевич - его сводный брат Петр Петрович. Крестьяне немедленно послали и за ним. Однако самозванец был внезапно арестован и посажен в Тамбовский острог. Он оказался монастырским крестьянином Тимофеем. Чуевские крестьяне попытались освободить его, но неудачно.

Соратник Тимофея Ларион Стародубцев ("Петр Петрович") действовал главным образом среди донских казаков. Известно, что еще до 1732 он встречался с Тимофеем в станице Яменской, куда он прибежал, дезертировав из Нарвского драгунского полка. Здесь они, скорее всего, договорились о совместных действиях. После ареста Тимофея Стародубцев делает попытку собрать вольницу, и его действительно поддерживали беглые солдаты, казаки, бурлаки, однодворцы и крестьяне. Стародубцев отправил специальное письмо донским казакам. Казачьи старшины вскоре изловили "Петра Петровича" и переправили в Тайную канцелярию. Следствие закончилось казнью Тимофея и Стародубцева.

По-видимому, наиболее значительным было выступление Лжеалексея - работного человека из оскудевших шляхтичей Ивана Миницкого в Ярославце на Десне в 1738 г. Миницкий уверовал якобы в свое царственное происхождение от некоторых сонных видений, ему бывших. Ему удалось увлечь за собой значительное число крестьян. работных людей, солдат Новгородского полка и казаков. Готовое вспыхнуть вооруженное восстание было предотвращено сотником Климовичем, арестовавшим Ивана Миницкого. Последовала жестокая расправа и специальный указ Анны Ивановны, который публиковался по всей Украине.

К концу 1730-х годов легенда о царевиче Алексее теряет свою популярность. Возникнув в начале второго десятилетия XVIII века как антипетровская легенда, она тем не менее приобрела особенную популярность только после смерти Петра и активно бытовала во второй половине 20-х и в 30-е годы XVIII века, когда сменились одно за другим три правительства, не оправдавших надежд народа.

В 40-50-е годы объявляется несколько безымянных самозванцев, которые называют себя просто императорами или самодержцами. Таковыми являлись:

1. Дворцовый крестьянин Яков Татаринов (1740)

2.Однодворец Артамон Чевычелов

3.Казак Михаил Рандачич

4.Некий гренадер гарнизонного полка в Глухове

5.Адъютант Опочинин в 1768 году выдававший себя за сына Елизаветы и английского короля.

Появление безымянных самозванцев свидетельствует одновременно и о продолжающемся ожидании избавителя, и о несформированности очередной избавительской легенды. Естественно, что народное воображение не могло не реагировать на судьбу двух царевичей, которым не суждено было стать царями и управлять государством.(Петр II и Иван Антонович)

Легенда о царе Петре II бытовала долго, но не получила значительного развития. Самозванец, выдававший себя за Петра II, появился только через 15 лет, именно тогда, когда уже шел процесс формирования легенды о Петре III, впоследствии совершенно заслонившей легенду о Петре II.

Иван Антонович

В 1760-е годы появился первый самозванец выдававший себя за Ивана Антоновича. Он оказался крестьянином Крестного монастыря Каргопольского уезда и дер. Лапинской Карашинской волости Иваном Михайловичем Матвеевым. Самозванец был немедленно схвачен, бит кнутами, ему вырвали ноздри и сослали на вечные работы в Рогервик.

Слухи об Иване Антоновиче особенно активизировались в начале шестидесятых годов , после смерти Елизаветы.

В 1764 году поручик Мирович совершает попытку освободить Ивана Антоновича и снова возвести его на престол. Эта попытка заканчивается убийством заключенного.

Документы сохранили свидетельство того, что легенда об Иване Антоновиче в каком-то виде продолжала бытовать и в последующие годы: в 1766 г. рассматривается шесть тайных дел, в которых упоминалось его имя, а в следующем 1767 году - два.

И, наконец, последний эпизод относится к 1788 году. П.Бартенев опубликовал документ, извлеченный из дела канцелярии прибалтийского генерал - губернатора, из которого следует, что в Ливонии объявился новый Иван Антонович. Выяснилось, что действительное имя самозванца Тимофей Иванович Курдилов.

Итак, документальные свидетельства как о бытовании легенд о Петре и Иване Антоновиче, так и о связанном с ними самозванчестве в целом не очень значительны. Самозванцы были слабо связаны с народными движениями этой поры и не пользовались сколько-нибудь широкой поддержкой.

Итак, последние годы правления Петра Великого и особенно первое послепетровское десятилетие в связи с обострением социально-политической ситуации в России создали условия для нового всплеска самозванчнества. Изначально оно, после перерыва в несколько десятилетий, носило не слишком активный характер, особенно в сравнении с началом 17 века, однако последующие события укрепляли его.

Дайджест за неделю 18-24 ноября 2024

Главная новость уходящей недели, безусловно – наш ответ «Орешником» на попытки бить ATACMS по территории «материнской» России. Зрелищный удар по днепропетровскому Южм...

ЧВК "Вагнер" возвращается
  • Nikkuro
  • Вчера 10:38
  • В топе

ЧВК возвращается под знаменем новой организации "Легион Вагнера", ей руководит Кэп, Герой России, кавалер шести Орденов Мужества и экс-командир небезызвестной группы.   На фото...

Обсудить
  • интересно а в других странах и в другое время были самозванцы