Декабристы как метафора. Исраэль Шамир

14 2642

Журналист Исраэль Шамир – о том, как меняется отношение к вчерашним героям

К круглой цифре – 190-ой годовщине выступления декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 года -  вышла в свет прелюбопытная книженция, которую я нашел на Московской выставке Non-Fiction.

Это метатекст Сергея Эрлиха – его книга «Война мифов» (Издательство «Нестор-История» 2016) – о том, как относятся к декабристам в пост-советской России – на примере сотен публикаций, связанный блестящим, изящным, отточенным пером. Сугубо пост-модернистская книга – не история декабрьского мятежа, но ее отражения в наших умах; это позволяет автору увидеть, как в вогнутом зеркале, перемены русского общественного сознания в эти годы, поворот от восхищения к осуждению или непониманию декабристов.

Ведь мы говорим «декабристы», а подразумеваем наше отношение к власти, бунту, самопожертвованию.

Рассказ о декабристах был доведен до простоты евангельской притчи еще Герценом, а затем – Лениным и советской системой просвещения (мученики, мятежники, разбудили Герцена). Использовали его и диссиденты, бунтовавшие на московских кухнях против советской власти. Мы примеряли мученические венцы и повторяли за Александром Галичем: «От Синода к Сенату как четыре строки». Пушкинское «Пока сердца для чести живы» было паролем и отзывом.

Но прошли годы. В пост-советское время началась ревизия.

Православные монархисты, которых раньше то и не было, увидели в декабристах – незадачливого Войкова, несостоявшегося цареубийцу. Они грозно осуждают бунт против православного царя-батюшки. Их позиция мало отличается от официальной царской позиции, и по мнению Эрлиха, у нее нет шансов на успех.

Во-первых, потому что Николай I привел Россию к поражению в Крымской войне. Какой он, мол, Георгий Победоносец, если его Змей одолел?

А, во-вторых, потому что Герцен был талантлив, а среди православных монархистов нет авторов, способных написать так, чтобы переубедить людей, считает Эрлих.

Они не ограничиваются мнениями и оценками, но еще и безбожно передергивают факты, пишет Эрлих, и приводит многочисленные примеры: якобы все декабристы были масонами и получали инструкции из Госдепа, сорри, британской разведки. Это, конечно, не так. Другие осуждают повстанцев, но не так яростно, подчеркивают, что они были героями войны 1812 года. Третьи вспоминают два состоявшихся цареубийства – Петра III Федоровича и Павла I, и находят в этом оправдание декабристам.

Эрлих верит в «кремлевский заказ» на дезавуирование декабристов, но имена, которые он приводит, – Николай Стариков, Егор Холмогоров – недостаточно убедительны. Да и Путин добрым словом поминал декабристов.

Что же произошло? Почему мы редко вспоминаем декабристов? Эрлих сам нашел ответ, более внятный и более горький, чем мифический «кремлевский заказ». Современные пост-советские интеллигенты, креаклы и либералы не понимают, как можно от хорошей дворянской жизни с балами и раутами, ростбифом и рокфором, Наташей Ростовой и еще девкой Акулькой пойти на смерть и каторгу по имя каких-то общественных идеалов.

«Я не хочу жертвовать личным счастьем», - говорит герой книги Микушинского (сына Рыбакова). Красной нитью проходит этот ответ и в книгах других внуков Арбата, отмечает Эрлих. Нынешнее поколение российских привилегированных классов приняло американский лозунг: «право на личное счастье» - и отказалось от русской готовности погибнуть «за други своя».

Это открытие - личная драма автора. Так комментарий Кинбота к поэме Шейда в набоковском «Бледном огне» больше говорит о беглеце, чем об американском поэте.

Автор глубоко разочарован – не декабристами 1825 года, но своими друзьями «болотными декабристами» 2011 года, которых Эрлих упрекает в «безжертвенности», в желании «получить чистенькую жизнь по европейским стандартам не усердным трудом, а по щучьему велению».

Безжертвенность либеральных болотных оппозиционеров напрямую связана с отношением общества и интеллигенции к жертвенности настоящих декабристов, утверждает Эрлих. Из Болотной площади Сенатскую не сделаешь, увы!

Казалось бы, власть предержащие могли бы радоваться исчезновению мятежного духа в среде русских горожан. Но спад пассионарности (до животного эгоизма) не предвещает России добра в надвигающиеся тяжелые и опасные времена, когда самоотверженность и жертвенность еще могут понадобиться.

Остается надеяться, что Эрлих ошибается и что в других кругах, не хипстерско-креакловских, эти качества живы – даже если они не откликаются на побудку декабристов.

В книге Эрлиха много полемического, не всегда оправданного задора; спорные утверждения он протаскивает, как «очевидные»; его ангажированность бьет в глаза, и все же им освоен огромный материал, выводы сделаны нетривиальные, написано дерзко, хорошо, увлекательно.

Отличный подарок читателю на юбилей декабристов!

Исраэль Шамир

 

Свобода и правда

В последнюю неделю снова активизировались ботофермы. У меня в Живом Журнале стоит запоминание айпишников, откуда пишут комментаторы. США, Канада, Великобритания, Германия, Нидерланды, Литва, Украина...

Шерханы Запада и оговорка Джен Псаки по Фрейду.

"На воре  шапка горит"  Так звучало на "Вече", на русском сходе, когда надо было определить вора. Неожиданно, выступающий перед толпой вскрикивал :"На воре шапка горит!" Инст...

Послание президента эпохи военной опасности

Раздел послания президента России Федеральному собранию, посвящённый оценке событий, связанных с государственным переворотом в Белоруссии, важен и может быть даже выделен в самостоятель...

Обсудить
    • gojesi
    • 13 декабря 2015 г. 17:01
    и как теперь мне, условно, государственнику, относиться к этой шайке либералов и масонов-западников? Предтеч нынешних горбачевых, чубайсов, явлинских и немцовых, вышедших на Сенатскую площадь " с протестом", и совершенно на законных основаниях получивших от царя по заднице?
    • Yustas
    • 13 декабря 2015 г. 17:26
    "...пишет Эрлих, и приводит многочисленные примеры: якобы все декабристы были масонами и получали инструкции из Госдепа, сорри, британской разведки. Это, конечно, не так." Чего там не так.Все так. Да чего там скромничать.Не только Эрлих посвящен в тайны мадридского двора.Олег Платонов о том же говорит,что это были крысы в государевом амбаре,причем готов документально это подтвердить: https://www.youtube.com/watch?v=UPbnGj0Iy7g
  • Декабристы вышли за народ. А народ то спросили? Или для них народ темень,толпа,овцы-они герои-их место-на баррикадах,а овцы пусть смотрят и хлопают в ладоши и помнят их ввеках. Для меня они и тогда не были герои.Чванливые,крикливые и не надо про гениальность. Герцен тот же -где он жил чтоб будить своим колоколом?* Сдалека оно как то,как ходорковский и березовский-спасители и мессии
  • Почитать. конечно, можно. чтобы еще раз убедиться: как хорошо, всё таки, что дело их провалилось. Страшно думать. что было бы с Россией, победи их восстание.
  • Сколько сторонников крепостного права в комментах