В чем разница между фэнтези и фантастикой?
Википедия на этот вопрос дает ясный ответ: "в отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, колдовства, мифических существ, привидений и любых других фантастических сущностей. В то же время принципиальное отличие чудес фэнтези от их сказочных аналогов в том, что они являются нормой описываемого мира и действуют системно, как законы природы."
Это объяснение довольно убедительно и также доказывает, что произведения подобные "Гарри Поттеру" Джоан Роулинг абсолютно точно относятся именно к жанру фэнтези, а отнюдь не к фантастике, куда его пытается причислить Д. Быков, аргументируя это тем, что цель фантастики — поменять что-то и в мире реальном, т.е. произведения фантастики меняют наш собственный мир, в то время как перед фэнтези такой задачи не стоит. Однако это довольно двойственное и не слишком обоснованное заявление, поэтому нам куда ближе энциклопедическое определение жанра. Исходя из него "Гарри Поттер" есть чистое произведение фэнтези, созданное по всем канонам жанра.
Критика Д. Быковым жанра фэнтези
И все-таки зададимся вопросом почему господин Быков буквально пытается притянуть за уши книгу о Гарри к жанру фантастики? Почему он прикладывает так много усилий, чтобы "Гарри Поттер" оказался на стороне фантастов, а не поклонников фэнтези, когда все говорит против этого?
Секрет прост. Д. Быков несколько свысока смотрит на жанр фэнтези и даже не на сам жанр, а осуждающе относится к реакции читателей на него. По его мнению произведения фэнтези способствуют развитию эскапистских тенденций среди читателей (избегание, уход от реальности в мир нереального). Он считает, что фэнтези провоцирует читателя к этому уходу и погружению в выдуманные миры, что отрицательно сказывается на дальнейшем взаимодействии индивида с окружающей его действительностью.
Это происходит из-за того, что читатель оказывается словно бы загипнотизированным ирреальностью, фантастичностью вымышленных миров и героев, населяющих его, что еще более способствует усилению конфликта между человеком и его отношением к реальному миру, на который теперь еще накладывается и внутренний конфликт, потому что какая-то часть человека принимает мир условный и фэнтезийный, и все больше и больше отдаляется от мира физического, в котором он живет.
С каждым разом, после того, как читатель закрывает книгу и говорит "прощай" его любимым героям, он испытывает не просто сожаление, а определенного рода стресс и сила этого стресса прямо пропорциональна силе привязанности и погруженности читателя в ирреальный мир, созданный его любимым писателем.
Стоит ли забывать себя в фэнтези?
Вопрос самоиндентификации или как не стать Гермионой Грейнджер
Кто-то из читателей может возразить, что это не так, но ярые поклонники жанра фэнтези отлично понимают о чем здесь идет речь. Это действительно так: чем детальней и интересней прописан фэнтезейный мир в книге, тем больше вероятность того, что читатель им проникнется и ему захочется стать частью этого мира, раствориться в нем. Причем этому эффекту подвержены не только молодые люди, но и взрослые, которые по каким-то причинам не всегда принимают действительность и ищут ухода от нее в произведениях искусства, среди которых в жанре фэнтези главную роль играют кино и литература.
Мы не можем не признать, что факт ухода от действительности и погружение в иллюзорный мир книг и киноискусства существует. Это невозможно не заметить или пытаться отрицать. Мы — свидетели этого феномена. Однако не стоит его переоценивать, вернее не стоит неделять его настолько отрицательными характеристиками, как некоторые пытаются это сделать.
Во-первых, читая художественную литературу любого жанра, погружение в атмосферу произведения неизбежно и степень этого погружения равна как силе авторского таланта (потому что это он создает героев и сюжет), так и способности читателя сопереживать происходящему в книге. Это было всегда и ничего нового в этом смысле писатели жанра фэнтези не привнесли.
Единственное, что можно было бы поставить в заслугу авторам фэнтези с точки зрения новаторства - это создание новых миров. Конечно, красивые и необычные миры провоцируют читателя на то, чтобы в них влюбиться и начать жить фантазиями и желанием воплотиться в одного из персонажей, чтобы пережить опыт той притягательной и столь же ирреальной действительности. Неслучайно одна из собеседниц программы, где выступал Д. Быков называет себя не иначе как Гермиона (именем героини цикла книг о "Гарри Поттере", хотя, я думаю, даже излишне объяснять читателям, кто такая Гермиона, настолько эти имена стали у всех на слуху, даже у тех, кто никогда не читал книг Дж. Роулинг, ни смотрел фильмов, снятых по ним).
Но господин Быков не делает никаких замечаний по этому поводу, а должен был бы, ведь человек, сидящий напротив него в студии не просто погрузился в мир Хогвардс, но и скажем прямо, поменял идентификацию. С точки зрения психологии такие превращения не самым лучшим образом влияют на психику человека и в этом случае можно было бы говорить о самом настоящем неприятии реальности и уходе в мир иллюзий, но есть один важный фактор, который не стоит недооценивать: контроль читателем собственного восприятия.
Человек, который читает книги сам в праве выбирать останется ли он в созданном писателем мире или он вернётся в свой и продолжит бесконфликтное с нем существование, возвращаясь в мир книги только тогда, когда он этого хочет, а именно, когда он читает эту книгу, не подменяя действительность фантастическим миром .
Читатель должен где-то глубоко в своем сознании провести ту границу, за которую он не перейдет. Он будет возвращаться к любимым героям и книге, понимая, что они живут в своем мире и там и останутся. Они как друзья из-за границы. Мы общаемся с ними, но не пытаемся переехать к ним или ожидать их переезда к нам. Каждый живет в своем мире, там, где ему положено быть. Это только поверхностным взглядом кажется, что тот мир лучше и красивей. Даже если это так, то он построен по своим законам, к которым мы не привычны. Гораздо лучше наблюдать за своими героями со стороны, нежели принимать участие в их игре. Да и не так,уж, это и безопасно переместиться в мир фэнтези. Он бывает куда более опасным, чем тот, где живем мы, и пусть он и наделяет своих обитателей магическими способностями, но они вряд ли того стоят, чтобы рисковать ради них жизнью, что правда, является неотъемлемой частью в среде обитания любимых нами героев фэнтези.
В завершении хочется сказать, что выбор так или иначе всегда остается за читателем: окунуться в мир фэнтези, чтобы все забыть или остаться сторонним наблюдателем, восхищяясь своими героями, но при этом не забывая о реальной жизни - в ней тоже есть много интересного и того, чем можно восхищаться и делать новые открытия.
Читать больше фэнтези и фантастики можно, перейдя по ссылке
Все права на статью принадлежат группе Атмосферное фэнтези
Оценили 3 человека
3 кармы