Нужно ли реабилитировать басмачество?

0 702

В последние годы все чаще возникают попытки реабилитации басмачества в странах Центральной Азии. Эпопея с басмачами тянется уже достаточно долго и периодически получает новый импульс во всех пяти странах региона. Больше всех в этом вопросе отличился соседствующий с Таджикистаном Кыргызстан, в котором уже готовится законопроект о реабилитации басмачества.

Почему происходят данные процессы? Ответ достаточно прост. С распадом СССР, на волне взлета осознания национальной идентичности, элиты стран Центральной Азии стали активно проявлять интерес к историческому прошлому. Многие зададутся вопросом: разве изучать собственную историю - что-то новое для общества? Нет, если придерживаться объективности и опираться на факты. Однако главным отличием и критерием познания своего прошлого в девяностые годы стало желание обойти стороной достижения советского периода в развитии Таджикистана, Туркмении и других государств региона. Лидеры общественного мнения на фоне еще не утихшей в умах борьбы за независимость старались найти что-то великое и национальное в досоветском и доимперском периоде. Некоторые в поисках двинулись еще дальше, и попробовали по-новому взглянуть на борьбу с пришедшей в Азию в 20-е годы советской властью, проводимой басмачами. И как раз в это «дикое время», с неустоявшейся экономикой, политической ситуацией и взглядами на собственную историю, формировалось современное поколение центральноазиатских стран.

И так вышло, что для людей (не только молодых, многие взгляды приживались уже состоявшимся на тот момент личностям), басмачи перестали являться врагами и бандитами, и потихоньку начали путь становления в их сознании если еще не героями, то кем-то вроде невинных жертв советской власти, защитниками своих национальных особенностей и традиций. При этом, в желании сформировать идею о борцах за независимость, существовавших задолго до развала СССР, лидерами мнений были сознательно обойдены такие факты, как отсутствие единой идеи у самих басмачей, варварские налеты на села, бандитизм, приносивший немалый доход главарям многочисленных неорганизованных движений, особенно когда прекратилась экономическая помощь сначала британской, а потом немецкой и японской разведок. Всё это осталось в стороне. В своем стремлении найти героизм, население республик полагаются больше на эмоции нежели на исторические и научные факты.

Причем многие ученные заявляли о неверности исповедования таких взглядов. Например, по мнению Абдуллоева, основное большинство лидеров басмачей на территории Таджикистана не преследовали цели создания государственности.

Но самое большое отсутствие логики проявляется в том, что, из реабилитации басмачей, признания их героями наравне с героями Великой Отечественной войны, вытекает большое противоречие - герои, оказывается, воевали по обе стороны «фронта»! Ведь никто не разъясняет, что басмачи активно сотрудничали с нацистской Германией и её союзниками в предвоенные годы и в годы войны, создавая угрозу с юга, вынуждая командование снимать войска с фронтов, таким образом нанося ущерб Советскому Союзу в целом, а в частности своим соотечественникам, служившим в рядах Красной Армии.

В дальнейшем я напишу подробно про деятельность разведок стран Оси, о том, как они играли на жажде власти у лидеров разрозненных банд басмачей, ошивающихся в северных районах Афганистана и Ирана, о преследуемых ими целях, о налетах на приграничные села, об убийствах русских рабочих, создававших промышленные предприятия на территории Таджикистана и других республик, позиционируемых как освободительное движение против Советской власти.

Но сейчас, первостепенное, что нам нужно – это понять, на чьей мы стороне в этой исторической дискуссии – на стороне тех, кто хочет реабилитировать или выставить героями басмачей или же на стороне сотен тысяч, сражавшихся в Красной Армии? Первые вступили в союз с врагом, полагая, что в случае победы немцы принесут благо на землю родных республик, а вторые сражались против него, понимая, что только этот путь является истинным.

 

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...