Почему католическая церковь не выступила с жестким осуждением нацизма? Роль Пия XII в поддержке Третьего Рейха

0 1137

Римская католическая церковь на протяжении веков была значимым фактором международной политики, прежде всего для европейских стран. Вторая мировая война сыграла важнейшую роль в истории всего человечества, оказав влияние на его дальнейшее развитие. Никогда прежде не было такого количества вовлеченных в конфликт стран и числа жертв. Святой престол не мог не отреагировать на происходившие в тот период события.

Позиция Святого престола относительно событий с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. была достаточно сдержанной. Пий XII осуждал войну как кровопролитный конфликт, сочувствовал жертвам войны, сетовал на излишнюю жестокость с обеих сторон, однако он не высказал ни открытой поддержки, ни открытого осуждения действий ни одной из стран. Наоборот, он говорил всем нациям, всей пастве об отеческой любви и заботе обо всех без исключения. Наибольшей критике подвергался социализм и большевизм как антихристианское учение, однако объяснялось это прежде всего личным отношением папы к этим доктринам. Уже в самом начале войны понтифик провозгласил, что этот конфликт — противостояние разных идеологий, в котором миссия церкви заключается в спасении человеческих душ, противостоянии антихристианству, заботе о семьях и молодом поколении, создании нового мирового порядка, который мог бы основываться на христианской морали — прощении, милосердии, всеобщей братской любви. Один из способов достижения этой священной цели понтифик видел в расширении масштабов деятельности организации

“Католическое действие”, члены которой, будучи простыми мирянами, присутствуют в каждой сфере человеческой жизни и поэтому способны нести учение о Христе всем людям. Понтифик не мог обойти вниманием и рабочих, он призывал их также обратиться к христианству, церкви, отойти от социалистических и коммунистических идей. Он заявлял, что Святой престол поддерживает требования рабочих по улучшению условий жизни, утверждал, что труд — одна из базовых ценностей для любого человека. Можно предположить, в частности, что папа выступил с обращением к рабочим за 3 недели до нападения Германии на СССР не случайно, поскольку опасался возможной поддержки рабочими мирового оплота коммунистических и социалистических идей — Советского Союза.

Нельзя не отметить также и рассуждения папы о роли личности, каждого индивида, о том, что у каждого человека должно быть чувство собственного достоинства, чтобы он мог принимать решения самостоятельно, поскольку за них он будет лично отвечать перед богом. Для данного исследования также очень важны размышления понтифика о будущем послевоенном устройстве мира. Помимо идеи о том, что лишь истинная христианская вера способна помочь человечеству пережить последствия войны, этот духовный и материальный кризис, Пий XII утверждал, что людям необходим совершено новый мировой порядок, так как условия, по которым мир существовал до начала войны, были несправедливыми и послужили одной из причин начала конфликта.

Говоря о периоде с июня 1941 г. по июль 1943 г., прежде всего следует отметить тот факт, что риторика Пия XII практически не изменилась, он в большинстве случаев обращается к тем же проблемам, что и в предыдущие военные годы. Понтифик подчеркивает, что спасение человечества возможно лишь в христианстве и в искреннем обращении к Богу о ниспослании мира народам. Пий XII говорил о спасительной миссии Церкви, призывал членов “Католического действия” нести идею спасения во Христе всему обществу. Примечательно, однако, что после заметных стратегических изменений на Восточном фронте папа стал называть войну “бессмысленной” и говорить о ее излишней жестокости.

Он высказывался однозначно против военных бомбардировок больших городов, поскольку это было чревато огромным количеством невинных жертв. При этом понтифик подчеркивал нейтралитет Ватикана в этой войне и собственную беспристрастность ко всем воюющим сторонам. Важно также отметить, что отдельно папа говорил о проблеме маленьких народов, которые в силу геополитики страдают от своих более мощных соседей. В пример он приводил страдания польского народа. Этот случай крайне редкий для риторики рассмотренных источников, поскольку Пий XII практически всегда говорил лишь общими словами и не объяснял напрямую, о ком или о чем идет речь.

При этом необходимо отметить, что традиционно Польша еще с XVI—XVII вв. была оплотом католицизма в вопросах миссионерской деятельности на Востоке. Папа говорил о семье как об основе нации и хранителе религиозных традиций. Он в очередной раз подчеркнул значимость христианского воспитания, причем отдельно он говорил и о воспитании девушек, так как в войну изменилась социальная структура общества и женщины стали заниматься теми профессиями, которые традиционно были исключительно мужскими. Понтифик выдвинул ряд новых тезисов, которые прежде не входили в официальную позицию католической церкви. В частности, начиная с 1942 г. и особенно с 1943 г. он стал говорить о праве на частную собственность как неотъемлемом для любого человека. Важное значение для понимания степени перемен в позиции Церкви имеет принятие изменения самой социальной структуры общества, при котором женщина в силу тягот войны взяла на себя обязанности мужчины.

В июле 1943 г. понтифик в свете происходящих событий обратился ко всем нациям с воззванием, в котором подчеркнул бессмысленность и жестокость войны и в особенности воздушных бомбардировок. Его целью было не допустить авиационных налетов на Рим и Ватикан. Папа опасался этого, поскольку в предыдущие годы войны многим старинным и крупным европейским городам был причинен серьезный ущерб. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что начиная с 1942 г. и в основном в 1943 г. Пий XII фактически подводит базу под новый геополитический проект, рассуждает подробно о принципах формирования этого нового мирового порядка.

Нельзя не заметить, что было бы крайне странно, если бы Папа Римский не утверждал господство и приоритет христианства во всем мире. Однако он говорил также о необходимости создания наднационального органа, деятельность которого способствовала бы поддержанию и упрочению мира между всеми странами и народами. Необходимо отметить, что эта идея понтифика нашла свое воплощение — была создана Организация Объединенных Наций. В результате очевидна переориентация Святого престола во внешней политике относительно США, что само по себе было новым для Ватикана, так как традиционно у него не было сильных позиций в Соединенных Штатах. В 1943 г. и особенно в 1944 г. папа призывал международное сообщество, и прежде всего США, помочь Италии в восстановлении. Понтифик направлял свои призывы именно к Соединенным Штатам в первую очередь потому, что ни у какой другой мощной страны на завершающем этапе войны не было достаточных ресурсов для оказания помощи другим государствам. Таким образом, речь идет о так называемом “Атлантическом выборе” Пия XII.

На заключительном этапе войны Пий XII в своих воззваниях подтверждал важнейший для политики Святого престола поворот к демократии и к внешнеполитической ориентации на США. При этом необходимо уточнить, что риторика папы по вопросам отношения к социализму, важности религии и религиозного воспитания не изменилась. Примечателен при этом и тот факт, что с того момента, когда стало очевидным доминирование союзников на фронтах, в риторике Пия XII по проблеме военных действий наметилось явное изменение в сторону осуждения жестокости войны и неприятия бесчисленного количества жертв. В вопросах, касающихся религии, папа Пий XII в течение всего исследованного периода призывал к возрождению и укреплению христианских традиций в общественном сознании. Прежде всего, — и это прослеживалось на протяжении всего исследования — понтифик говорил о необходимости особого внимания к воспитанию молодежи, поскольку молодежь — основа будущего. В вопросах, касавшихся внутренней политики Италии, в позиции Святого престола к 1945 г. произошли фундаментальные изменения.

На протяжении всего исследования наблюдается постепенное изменение позиции понтифика — от осуждения войны и признания страданий жертв в начале конфликта до крайне эмоциональных призывов к прекращению войны и установлению мира. Можно предположить, что это связано с успехами Красной армии на фронтах и с ее приближением к Европе. Подтверждением данной точки зрения является упоминание в папских обращениях идеи о “темных временах” в будущем начиная со второй половины 1943 г., когда наметилось заметное стратегическое превосходство Красной армии в противостоянии с Гитлером. Говоря об анализе таких источников, как церковные документы, необходимо особо отметить, что понтифик, озвучивая свою позицию, предпочитал общие слова, не говорил об определенной стране или об определенном учении. Таким образом, в большинстве случаев задача заключалась в том, чтобы понять, на что намекает понтифик, из контекста и в сопоставлении с событиями на войне. Можно также предположить, что подобная сдержанность папы была связана с достаточно тяжелым внешнеполитическим положением католической церкви: во всех воюющих государствах были католики, таким образом, открыто поддержав или осудив одну из сторон, папа мог бы лишиться части паствы. Кроме того, данная специфика риторики папских документов обусловлена также и особенностями гомилетики как исторического источника.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...