"Козёл отпущения" – об изначальном значении этого выражения

0 293

Люди довольно часто пользуются этим выражением, оно давно на слуху, и неплохо было бы хотя бы любителям докапываться до истоков узнать о реальном значении и происхождении этих слов. Букв многовато, но кому интересно, думаю не пожалеет. Это глава из "Прочтения Библии - 2" об "Очищении Святилища", Святого-Святых раз в году. О самой данной фигуре в последнем абзаце, но без предварительных данных вряд ли будет понятно.

Среди законов и уставов, данных Моисею, один из них был дан как бы в продолжение истории с гибелью сыновей Аарона. Моисею было сказано передать этот устав Аарону, чтобы он "не входил во Святилище в любое время", так он начинался. По делам служения у них не было нужды заходить во второе отделение, их нахождение там пока не предполагалось никаким уставом о жертвах, однако могло сработать человеческое любопытство, и чтобы никто больше не пострадал по какому-то недосмотру, было дано прямое предостережение об этом. В этом дальнем отделении было присутствие Бога, и заходить сюда без приглашения или без специальных процедур было нельзя. И была записана ещё одна глава в книге Левит о всех жертвах и процедурах дня, когда Святилище должно очищаться от накопившихся там, как сказано, грехов и нечистот Израиля. В то время, как в течении года люди приходили со своими жертвами для их очищения и освобождения от вины за те или иные грехи, жертвы сжигались во дворе Святилища, и их кровь кропилась на жертвенник во дворе или могла вноситься в первое отделение Святилища. Люди уходили получив прощение, но жертвы, которые забирали на себя их вину и нечистоту, оставались в храме… Кто-то может возразить, что Святилище не могло накапливать нечистоты, потому что внутрь не допускались осквернённые, но в день Очищения, Йом Кипур, Святилище очищалось не от осквернения чьей-то нечистотой. Если бы случалось такое, что кто-то нечистый врывался в храм или каким-то ещё образом осквернял его, то процедура очищения была совсем иной, предусмотренной в соответствующем разделе законов Святилища о ошибках и небрежностях несущих службу в нём. К тому же, такое очищение должно было бы происходить оперативно, сразу после осквернения, чтобы службы в нём не прерывались. Но очищение Святилища, описываемое в законе Моисея, привязано к седьмому месяцу и определённому дню, то есть это никак не может быть очищением от каких-то посторонних осквернений. Но в данном уставе описывается особое служение, храм очищается не от осквернения, произошедшего от чьего-то действия, а от нечистоты и грехов, накопившихся через само служение, для которого Святилище предназначено, и это принципиально важный момент. В день Очищения очищались жертвенник и Святое отделение, когда кровь кропления вносилась уже во второе отделение и там, в присутствии Бога, грехи уничтожались окончательно.

Ритуальные законы Моисея рисуют нам некую двухступенчатую картину спасения человека. Многие возражают против такого подхода, говоря, что грехи прощаются силой единой Жертвы Сына Бога, но одно другому не противоречит. Для самого человека прощение обреталось действительно очень просто – у ворот двора Святилища он приносил свою жертву и на этом месте получал освобождение. Он мог идти домой и продолжать жить, имея мир с Богом, не разлучённый больше с Ним своим преступлением. Однако же внутри Храма дело этим не оканчивалось, очищение Святилища показывает, что работа по спасению человека сложнее, и для Бога после принятия жертвы от согрешившего она лишь начинается. Возражающие против рассмотрения очищения Святилища упускают из вида, что если для человека важна лишь Жертва, то для Христа есть ещё работа Священника после Жертвы, а после Священника и Адвоката Его ожидает ещё и работа Судьи… И всё это отражено в символах Святилища, особенно в его Очищении. Принёсший жертву видел, как священник кропил кровью жертвенник и как его жертва сгорает на нём. В некоторых случаях кровь жертвы священник вносил в первое отделение, и собравшиеся видели, что священник входит с ней туда. Всё это делалось каждый день, но приходил день, когда индивидуальные жертвы от людей уже не принимались (здесь можно увидеть "конец времени благодати"), в этот день происходило другое служение, когда кровь жертвы, свидетельствующую что нарушитель мёртв, вносили во второе отделение. Это происходило после Нового года, в десятый день седьмого месяца.

Многие, привыкшие мыслить поверхностно, не замечают, что Святилище очищалось регулярно каждый год, и это не могли быть осквернения со стороны, которых могло вообще не быть (и от чего бы тогда надо было очищать храм?), если левиты и священники несли своё служение должным образом. Осквернений храма обычно не случалось, кроме отдельно описанных случаев перед концом периода царей, перед пленом. Однако же символы Святилища выражают смысл каких-то реальных вещей, и стоит подумать о них, картина может предстать нам гораздо более рациональной и имеющей свой глубинный смысл. Из самой же Библии известно о наличии в небесах записей и книг о делах отдельных людей и стран; мы встречаем там, что есть Книга Жизни и другие книги, содержащих записи всех дел и слов людей (да и внутренней жизни тоже). Нетрудно представить себе, что о каждом человеке ведётся свой отчёт. Система жертв Ветхого завета показывает средство, как человек может быть оправданным, если желает этого. В таких случаях в записи наших дел кроме самих нарушений вносится отметка о прощении напротив соответствующей строки или раздела. Человеку прощено, он освобождён от наказания за данное дело, в котором он раскаивается, но в его деле сама запись по прежнему остаётся, только уже с отметкой о прощении. Это то положение дел, которое отражает Святилище в течении годового цикла. Нарушитель прощен, но Святилище загрязнено его грехом – или в реальности в его книге остаётся пока ещё запись о нарушении, хотя сам он освобождён от вины и наказания. И это положение исправляется, когда однажды Святилище очищается – когда из книг удаляются насовсем все записи и отчёты о прощенных нарушениях. Как бы записи реестра помечаются "для удаления" и потом удаляются, когда приходит время.

Может возникнуть вопрос, зачем так длинно и сложно, не проще ли сразу очистить историю жизни человека? Здесь есть два аспекта, как видится. Первый из них – человек имеет сложный характер, который изменяется не мгновенно, и ладно бы характер, который чудом редко меняется полностью в один миг, но этот характер состоит из навыков и привычек, наработанных долгими упражнениями. И не раз бывало и бывает, что вставший на Путь потом сходит с него, делая прежние прощения напрасными, и на Суде их надо будет все привести и учесть. Поэтому дела людей рассматриваются не по мере поступления, а ожидают своей очереди в конце времени. В контексте характера и привычек, сложной и изощрённой природы человека дело его спасения не является каким-то разовым действием. Достаточна и совершенна та единая Жертва, на которую опираются все процедуры спасения, на её действии стоит всё, но воспитание и совершенствование тех, кто будет спасён, дело долгое.

Второй аспект, почему процедура двухступенчатая, в том, что Бог дело избавления и возрождения человека делает не в вакууме, никому не подотчётный, а перед вселенским сообществом – таким же творением, что и мы с вами. Нет, Он, конечно же, мог бы одним Своим распоряжением решить всё Сам без оглядки на чьё-либо мнение, однако же стоит вспомнить начальную проблему, с которой всё это вообще и началось, когда некто заложил сомнения о Боге у всех живущих, и хотя не все поверили обвинению, но убрать сомнения можно лишь когда до конца понята суть проблемы, но не силой или приказами. Хотя Он царь и Хозяин всего и мог бы рассматривать всех созданных Им живых существ как бессловесных подчинённых, с которыми можно делать всё, что угодно, однако Он не для этого создавал всех их, чтобы ощущать Свою значимость и утолять жажду власти. Вот как раз тот, кто запустил зло в обиход жизни созданного мира, он бы мог мечтать о таком, это от него идут импульсы к гордости и превосходству. Однако же такая вселенная нежизнеспособна, к тому же Богу мы нужны для общения, Он для этого и заложил в человека бесконечность, чтобы мы были способны отразить Его и понимать хотя бы на уровне эмоций (впрочем и разум наш тоже способен к этому), а также чтобы в свою очередь и Ему было интересно с нами. Для мелких целей столь дорогие, изощрённые и изысканные вещи не делают. Так что когда Люцифер привнёс обман и неправду в обращение между живущими, Бог вынужден был ответить на это соответствующими разъяснениями. Однако это работа очень долгая, так что делать это приходится до сих пор. Если с проблемой претензий Люцифера на власть и божественность на сегодня жители вселенной определились, то один вопрос всё же остаётся – о людях. Мы с вами родились в уже испорченном мире, усвоили нарушенность и разрушенность чего-то в моральной и духовной сфере, так что все наследуем склонность к нарушениям и это для нас является довольно естественным, так что многие там могут иметь сомнение, особенно с подачи Обманщика, что люди могут безопасно для непавших миров вернуться в семью вселенной – действительно ли они надёжно исправлены? Не несут ли они в себе, в своей памяти зла или соблазнов? Не взойдут ли снова когда-то семена зла, если допустить нас в небеса? Поэтому мы находимся под наблюдением, особенно те, кто претендуют, что приняли дар, данный Богом падшим жителям Земли.

Многие выражают сомнение, что в спасение, предлагаемое Богом, идут зачастую не из высших соображений, а из страха за свою жизнь, желания примазаться к победителю и прочее подобное. В чём-то они правы, такое вполне может быть, не все идут к Богу из высших побуждений. Поэтому все претенденты на спасение будут проходить некое следствие перед вселенским сообществом (1Кор.4,9 "...мы стали зрелищем для мира, для ангелов и людей"), где их жизнь и все действия пройдут тщательное взвешивание (1Петр.4,17-18 - "Время начаться суду с дома Божьего. Если же сначала с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию …? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где окажется?"), хотя для самого Бога всё ясно с начала времён, но у всех остальных разум конечный, они не сердцеведцы. Это всё нужно, чтобы между творением и Творцом не было недопонимания, чтобы они видели, что Бог прав во всех Его решениях и замыслах. Сегодня все претенденты на вечность пока имеют в своих делах отметку о прощении (те, кто просили об этом), но когда они пройдут проверку, которая будет проведена в конце времени, тогда их отчёты смогут быть освобождены от записей о нарушениях. Те же, кто не пройдут её, будут вычеркнуты из Книги Жизни, книги, содержащей имена всех, претендующих на праведность и жизнь. Тогда их записи будут вычищены от малейших следов нарушений, тогда книги и отчёты окажутся чистыми, тогда жители небес снимут малейшие подозрения о кандидатах на вечность, о каких только можно было подумать, глядя на их прежнюю жизнь, и это как раз то, что символизируется "очищением Святилища" в седьмом месяце. В Библии присутствует идея Суда, и это не только известный всем Страшный Суд после второго Пришествия Христа, но и суд, "на который верующий не приходит (Иоан.5,24 "Слушающий слово Моё … имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь"), но который при этом "должен начаться с дома Божьего" ("и если с нас начнётся, то какой конец будет упорствующим?"), который описан в пророчествах Даниила в седьмой главе. К этой теме мы ещё вернёмся, я забежал наперёд, чтобы показать смысл, заложенный в символах Святилища, имеющий значение для понимания замыслов Бога о восстановлении человека.

Окончательное "очищение Святилища" содержит интересную фигуру, которая сегодня вошла в наш язык (и не только в наш) довольно прочным выражением, хотя изначальное значение её несколько иное. Я говорю о "козле отпущения". В сценарии того очищения последней жертвой был "козёл для Сущего", его приносили в жертву за всех и его кровь очищала Святилище, будучи внесённой за вторую завесу в Святое-Святых. Но оставался второй козёл, которого не приносили в жертву, он оставался в живых и его уводили в пустыню, причём было важно, чтобы его доставили туда обязательно – если бы он сумел вырваться от сопровождающих, то всё, что делалось в этот день, оказалось бы напрасным… На этого животного возлагались все грехи и нарушения общества, всё, чтобы было уже прощено жертвами, принесёнными в этот день. Удивительно, что, казалось бы, уже прощенные грехи поминаются ещё раз, так что некоторые шутят, что кто-то делает спасителем дьявола, именно он и подразумевается под козлом отпущения. Но в этот день грехи Израиля действительно по божественному сценарию возлагаются на животных дважды – сначала на жертвы, а потом вот на этого второго козла. Он остаётся живым и несёт на себе вину всех в необитаемую землю. Тут действительно нетрудно увидеть лукавого, который действительно ответственен за любой грех, который совершён людьми, ведь он не зря носит свои неприятные звания и имена, как родоначальник зла. Однако, хотя на него возлагаются все преступления Израиля, он вовсе не спаситель и не искупитель, поскольку на него возлагаются уже прощенные грехи, это скорее "гнев Агнца", Которому из-за него и всех его козней и соблазнов пришлось стать Жертвой для избавления обманутых им людей. Разве страдания Христа должны остаться неотмщёнными? Причина чьих-то преступлений тоже несёт ответственность, Подстрекатель является соучастником сделанного подстрекаемым. В этом и есть смысл повторного возлагания грехов на голову козла отпущения. Дела Люцифера также точно будут рассмотрены и представлены всему сообществу вселенной, так что возложенные на него обвинения не будут неосновательными. Но тот суд над ним будет позже, данная же картина обозначает то время, когда в конце времени спасённые будут окончательно оправданы, а остальные останутся на другой стороне, и Христос придёт за Своими и заберёт их к Себе. Тогда планета окажется необитаемой, поскольку одни будут забраны в небо, а остальные не выдержат стихийных бедствий, случившихся от Второго Пришествия. И эти тысячу лет, если следовать Откровению, лишь дьявол и его ангелы останутся на Земле и им не над кем будет работать, некого обманывать и увлекать соблазнами. То есть им останется только созерцать последствия своих дел и обдумывать, стоило ли оно того в свете приблизившейся расплаты. И после этого уже тот самый Страшный Суд… Такой вот сценарий вырисовывается из того, что изображено в символах очищения Святилища и других мест Библии, связанных с ним.

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...