Археология. Древний Новгород

9 9574

Продолжая тему изучения археологии, я решил написать о находках Древнего Новгорода времён X-XV веков. Данная заметка была основана на изучении альбома под названием "Древний Новгород. Прикладное искусство и археология" (1985 года выпуска). Несмотря на то, что на данный момент существует масса новых находок, указанный альбом нисколько не утратил своей актуальности по ряду вещей.

В прошлой статье речь у нас шла про культурный слой, сейчас же я хочу показать то, что собственно в нём/них находят. Но, прежде, чем мы приступим к собственно просмотру находок из альбома, позволю себе кратко процитировать описание самого альбома: в частности, причины, по которым археологи уделяли важное внимание именно Новгороду.

Исследования этого города потребовали концентрации значительных научных сил и превратили Новгородскую археологическую экспедицию в крупнейшее в мире научное предприятие по изучению городских средневековых древностей. Этот особый интерес именно к Новгороду определён несколькими важными причинами. Среди них и выдающееся место Новгорода в истории средневековой Руси, и особенность форм его политической организации, и та роль, которую Новгород играл в системе торговых и культурных связей между Русью, Западной Европой, Византией и мусульманским Востоком, и шедевры его архитектуры и живописи, характеризующие высочайший уровень художественной жизни и состояния творческих сил.
Однако не менее важным обстоятельством, определившим неизменное притяжение к Новгороду нескольких поколений историков и археологов, оказалась прекрасная сохранность в его почве всех без исключения предметов, которые когда-либо попадали в землю. Новгород возник на плотных глинистых почвах, не впитывающих воды дождей, паводков и талого снега. Влага до предела насыщала его культурный слой, медленно сочась в Волхов и препятствуя проникновению воздуха. Поэтому в культурном слое Новгорода не было условий для развития микроорганизмов, вызывающих процессы разрушения органических материалов, а металлические предметы в нём покрывались лишь поверхностной плёнкой коррозии, предохранявшей их от дальнейшего разложения.
Это значит, что в новгородской почве ожидают своего открытия остатки всего, что некогда было сделано руками человека и служило ему: нижние венцы домов и пограничные частоколы усадеб, уличные и дворовые мостовые настилы, системы дренажа и фортификационные конструкции, домашняя утварь и сельскохозяйственный инвентарь, инструменты ремесленников и продукты их производства, оружие мужчин и украшения женщин, остатки одежд и детали конского убора. В Новгороде археолог может не только войти в усадьбу и в жилой дом средневекового горожанина, но и увидеть себя в окружении привычной этому горожанину бытовой обстановки.

И в дальнейшем мы убедимся, что это действительно так. Культурные слои Новгорода сохранили и продолжают хранить массу вещей, которыми пользовались наши предки когда-то. А благодаря некоторым находкам, можно пронаблюдать, как развивались те или иные предметы.

Также хотелось бы показать, что из себя представляли раскопы, в которых было найдено то, что будет описано далее.

Профиль культурного слоя на Неревском раскопе. Толщина слоя 7,2 м.
Угол сруба жилого дома начала XIII века.
Перекрёсток мостовых Великой и Холопьей улиц на уровне слоёв середины XIII века. На заднем плане видны нижние венцы жилого дома.

Как вы можете видеть, основным материалом для строителей служило дерево. При этом, помимо собственно строительного материала, оно также служило основной для более изящных изделий, а кора отдельных пород использовалась в качестве материала для письма. Речь идёт о берестяных грамотах.



Грамоты, письменность

Открытие в 1951 году письменных источников нового типа — берестяных грамот, число которых к настоящему времени превзошло 600 экземпляров (эта цифра была актуальна на момент издания альбома, в наше время таких грамот открыто и изучено уже более 900 штук — моё примечание), создало новые условия средневекового Новгорода буквально во всех возможных аспектах. Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционным кругом письменных источников, дав возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным и написанными самими жителями изучаемых в процессе раскопок древних усадеб. Многие из этих усадеб утратили, казалось бы, неизбежную анонимность и обрели своих былых владельцев, порой хорошо известных по летописным сообщениям.
Древнейшая из обнаруженных в Новгороде берестяных грамот относится к первой половине XI века, самая поздняя — к середине XV века, когда на смену бересте пришла широко распространявшаяся бумага. Тексты берестяных писем с помощью специального инструмента — стилоса (по-древнерусски — писáло; "всё новое — хорошо забытое старое" — моё примечание), изготовленного из железа, бронзы или кости. Противоположный острию конец писáла оформлялся для писания по воску на деревянных дощечках — церах (лопаточкой стирали написанное по воску). На восковых дощечках маленькие новгородцы выполняли и первые уроки овладения грамотой.Широкое распространение берестяное письмо получает с XII века. В числе найденных берестяных грамот письма-распоряжения феодалов зависимым от них людям, крестьянские жалобы, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, любовная записка, школярская шутка, частные письма разнообразного бытового содержания, ученические упражнения, судебные документы.


Берестяные грамоты

Грамота №109. Начало XII в. Письмо от Жизномира к Микуле, повествующее о судебном разбирательстве. Размер 20,2 х 10,7 см.

Подробнее она описана здесь.

Берестяная книжка. Конец XIII в. (грамота №419). Запись воскресной вечерней молитвы. Размер страницы 4,6 х 4,9 см.

Подробнее она описана здесь.

Грамота №363. Конец XIV в. Письмо Семёна невестке с хозяйственными распоряжениями. Размер 16,4 х 8 см.

Подробнее она описана здесь.

Грамота №366. Середина XIV в. Акт взыскания по бессудной грамоте в тяжбе Юрия и Харитона с Яковым. Размер 30,5 х 14,8 см.

Подробнее она описана здесь.

Эти и другие грамоты можно посмотреть и прочесть на сайте: http://gramoty.ru/


Писáло.

Писáло. Слева направо: 1) Кость, резьба. Длина 14 см. XI в., 2) Кость, резьба. Длина 12 см. XI в., 3) Бронза, литьё. Длина 11 см. Середина XI в., 4) Бронза, литьё. Длина 10,2 см. XII в., 5) Бронза, литьё. Длина 12. Середина XII в., 6) Верх писáла завершается резной головой дракона. Кость, резьба. Длина 12 см. XII в., 7) Бронза, литьё. Длина 9,3 см. Начало XIII в., 8) Кость, резьба. Длина 19,5 см. Середина XVI в.


Церы.

Цера — дощечка для писания по воску. Слева: на обратной стороне вырезана азбука — 36 бук от А до малого юса. Дерево — можжевельник, резьба. Размер 18 х 7 см. Конец XIII в. Справа: обратная сторона покрыта плоскорельефной резьбой — четырёхъярусная композиция плетёнки. Дерево, резьба. Размер 14,7 х 6,1 см. Середина XIII в.
Цера — дощечка для писания по воску. Обратная сторона покрыта плоскорельефной резьбой. Орнамент растительный. Дерево, резьба. Размер 16,3 х 9,5 см. Конец XI в.


P.S.: Лекция академика А.А. Зализняка о берестяных грамотах из раскопок 2015 года:


Вторая часть: http://cont.ws/post/205127

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить
  • На меня сильное впечатление произвели бытовые записи, типа - "щи - в холодильнике, разогрей. Целую, Любава" Т.е грамотность была массовой.
  • Новгороду огромное спасибо, хотя бы за современный русский язык, на котором я сейчас пишу, южное наречие, западное выглядят весьма убого.. Добавлю, что "Новгородов" было множество..Не удивлюсь, что Балтика в древности была аналогом Средиземного моря, где был свой "Новгород" в переводе-Карфаген. Где-то читал, что Габсбургов интерпретировали с новгородскими..Не помню, как автор пришёл, в переводе просто владельцы города..
  • Хорошо, что про находки археологов разсказываете. Просто и наглядно. И высота культурного слоя впечатляет, и то, что дворы плахами были выстелены, а значит грязи не месили возле дома. Аккуратные :о) Про писало - для меня новость. Оказывается специальный инструмент - удобный и изящный. Плетёные узоры на обратной стороне церы подобны узорам немецких мастеров. Перекликается :о) Спасибо!!!
    • Nv
    • 18 февраля 2016 г. 15:42
    Вот это действительно наша реальная история, которую можно увидеть и потрогать. Не то, что всякие мифические Тартарии - одни домыслы.
  • Прекрасный материал вы подобрали для этого поста! Начиная от заставки и до лекции Зализняка - все очень наглядно и информативно. Мои поздравления! Отличная публикация, так держать!