Археология. Древний Новгород. Часть вторая.

6 7577

Это продолжение первой части про Древний Новгород.

Музыкальные инструменты, маски, шахматы

Инструментальная музыка в Древней Руси, не получившая места среди искусств, обслуживающих церковь, развивалась в очень сложной и противоречивой обстановке. Но, несмотря на это, она процветала, уверенно занимая значительное место в общественной и культурной жизни народа. На музыкальных инструментах играли и любители и профессионалы-музыканты, певцы-рапсоды и скоморохи. Инструментальная музыка, прежде всего "гусленое художество", сопутствовала многим сторонам жизни людей в Древней Руси.
В Новгороде найдены четыре вида музыкальных инструментов разных веков. Это гусли — струнный щипковый инструмент, гудки — трёхструнные смычковые инструменты, сопели — духовые инструменты типа свистковой флейты и варганы — самозвучащие железные подковообразные инструменты. 
В светской музыке Древней Руси гусли были одним из ведущих инструментов. Письменные источники говорят об исключительной популярности гуслей и о широчайшем их распространении среди народа. Найденные в Новгороде гусли были пяти-, шести- и девятиструнными инструментами. Наиболее древний инструмент — пятиструнные гусли — найден в слоях середины XI века. Гусли различались между собой не только количеством струн, но и размерами. Самые большие достигали длины 85 см., а самые маленькие не превышали 36 см.
Гудки — прообраз современной скрипки — появились в Новгороде в XI веке. В разных хронологических слоях города их найдено более десяти экземпляров. Новгородские гудки абсолютно аналогичны трёхструнным смычковым фиделям Франции, Италии, Германии, Англии того же времени.
Варганов в Новгороде найдено шесть экземпляров.
Среди археологических материалов представлены атрибуты скоромошьих игр — прообразы современного театра. Найдено более пятнадцати масок скоморохов.
В Древнем Новгороде были распространены настольные игры: шахматы, шашки, мельница, кости. В Новгороде, в культурных слоях X-XV веков, найдено более ста пятидесяти шахматных фигур. Раскопки свидетельствуют, что в конце XIII-XIV веке в шахматы играли почти в каждой новгородской городской усадьбе. В коллекции представлены все шахматные фигуры: короли, ферзи, ладьи, слоны, кони и пешки. Шахматные фигуры вырезались из дерева, кости и камня. Они геометрически-абстрактного типа, излюбленного в то время в Европе и на Востоке, значительно отличаются от современных. Меньше, вероятно, играли новгородцы в кости: костяных игральных кубиков найдено только восемнадцать.

Хочу лишь добавить, что современные умельцы научились воссоздавать музыкальные инструменты тех лет, добиваясь почти идеального сходства вплоть до мельчайших деталей. Таким образом, мы можем услышать те же звучания, что и люди, жившие много столетий тому назад.

Гусли пятиструнные. На корпусе инструмента вырезано имя гусляра "Словища" (Соловушко). Дерево. Длина 82 см. Середина XI в.
Гусли шестиструнные. Дерево. Длина 35,3 см. Первая половина XII в.
Смычковый инструмент — гудок. Дерево. Длина 41 см. Конец XII в.
Музыкальный инструмент — варган. Железо, сталь, художественная ковка. Длина 8,5 см. Вторая половина XIV в.


Маска скомороха. Кожа. Размер 16 х 13 см. Вторая половина XIII в.
Маска скомороха. Украшена цветной росписью. Кожа. Размер 25,5 х 23 см. Начало XIII в.
Шахматные фигуры. Дерево, кость, камень. XIII-XIV вв.
Шахматная фигура — король. Дерево, резьба. Высота 5,5 см. Середина XIV в.
Шахматные фигуры. Дерево, кость, камень. Высота 2-5 см. XIII-XIV вв.
Шахматные фигуры. Дерево, кость. Высота 2-5 см. XII-XIV вв.


Вислые печати

Чтобы было понятней, о чём идёт речь в этом разделе, приведу пример вислой печати на документе (он также мог быть свёрнут в рулон или сложен несколько раз, что часто показывают в разных исторических фильмах):

Свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым официальным документам, в изобилии встречаются при раскопках на месте древнего княжеского архива на Городище и в усадебных комплексах самого Новгорода. К настоящему времени их известно около двух тысяч и в своей совокупности они представляют первоклассный источник по истории развития государственных институтов Новгорода, так как правило пользования ими принадлежало только официальным лицам администрации.
Матрицы печатей вырезывались, как правило, первоклассными художниками-торевтами и уничтожались во избежание злоупотреблений после смерти или смещения с административного поста их владельца. Поэтому, будучи датированы именами этих владельцев, подавляющее большинство которых известно по упоминаниям в летописи и других письменных источниках, актовые печати образуют идеальную хронологическую шкалу для наблюдений над развитием стилей прикладного искусства средневекового Новгорода от XI до начала XIV века, когда металлическая печать была вытеснена воско-мастичной.
Печати древнейшего периода характеризуются поясными изображениями на них святых, как правило тезоименитых владельцам, лаконичностью символического языка, обозначавшего княжескую принадлежность печати изображением тамги, а церковную — изображением креста. В XII веке преобладают печати с изображениям святых в рост, позам которых присуща явная статуарность.
С конца XII века эти изображения обретают динамичность. XIII век — время заметного огрубления художественного стиля и возникновения стремления дополнить изобразительные сюжеты, несущие информацию о владельце печати, развёрнутыми надписями. Этот приём становится главным в XIV веке.
Для последнего столетия новгородской независимости характерны поиски стабильной эмблематики. Так, уже в начале XV века возникают и широко употребляются в печатях эмблемы новгородских концов. Символом Неревского конца становится орёл, Славенского — "лют зверь", Плотницкого — Вседержитель, Людина — воин, Загородского — всадник. Характерно, что светские эмблемы концов развивают традиции древней символики, известной в памятниках прикладного искусства предшествующих веков.
Многие свинцовые печати являются несомненными шедеврами средневековой пластики. В ряде случаев их анализ позволяет установить единое авторство в изготовлении матриц и некоторых прославленных произведений торевтики.


1) Вислая печать с изображением святого Фёдора. Свинец, штамп. Диаметр 2,6 см. Вторая половина XI в., 2) Вислая печать с изображением апостола Андрея. Свинец, штамп. Диаметр 2,5 см. XII в., 3) Вислая печать новгородского князя Святослава Всеволодовича с изображением архангела Гавриила. Свинец, штамп. Диаметр 2,4 см. Начало XIII в., 4) Вислая печать Великого Новгорода с изображением кончанской эмблемы — воина. Свинец, штамп. Диаметр 2,8 см. XV в.

Третья часть.

Трампам-пам-пам и все-все-все

Пока не прёт Теперь, когда результаты выборов известны, можно и прикинуть, что будет дальше. Мало кто об этом написал вчера, но кроме того, что Трамп выиграл президентские выборы, «кра...

Даю сутки диаспорам на самоликвидацию (с)

Губернатор Курганской области Вадим Шумков выставили требование диаспорам, дав сутки на самоликвидацию. Так, глава региона обратил внимание, что многие национальные диаспоры занимаются выгоражи...

Обсудить
  • В закладки!
    • Aellon
    • 18 февраля 2016 г. 20:02
    Любопытно, благодарю.
  • Гудки видел в иллюстрациях к рукописям, варгана не видел. Послушал сейчас, все-таки звук у этого инструмента какой-то инфернальный (правда, меня и горловое пение не впечатляет). Печати и оттиски - да, важнейший источник! со времен шумеров и до наших дней. В общем, спасибо за выставку!
  • Ай да новгородцы! И грамотны были, и письма писали, и в шахматы играли! И при чём всё сделано с любовью (сейчас читала вашу статью про украшения). Спасибо, очень хорошая тема!
  • С шахматами у нас как-то интересно получилось. Само названия игры - явно восточное. А главная фигура ...король. А рядом с просвещённым королём - какой-то азиатский ферзь, которого дикие любители величают королевой. А потом вдруг слон, которого дикие называют офицером (а просвещённые англичане вообще величают бишопом). А в углу - ладья, которую дикие называют турой.