Право быть собой на своей земле

1 774

По сообщению российского портала IslamNews 3 февраля в Саранске в маршрутке 4 парней набросились с оскорблениями и угрозами на татарку в платке, называя ваххабиткой, моджахедкой, экстремисткой, матерными словами, угрожая ударить бутылкой. Лишь благодаря вмешательству одного из пассажиров женщина не пострадала. «Этих ваххабиток с автоматами в платках, каждый день показывают по ТВ, они нас взорвут….», - говорили нападавшие.

Проявления агрессии в отношении мусульманок - результат безответственных, провокационных репортажей, статей некоторых СМИ, в которых обычных верующих, простых, законопослушных женщин и девушек, отстаивающих своё право на ношение платка в соответствии с нормами ислама, ассоциируют с образом экстремистов, террористов.

Яркий пример антимусульманской пропаганды показал 29 января 1 канал РТ в программе «Воскресное время». В 10-ти минутном сюжете про конфликт вокруг запрета ношения мусульманских платков учителям и школьницам в школе села Белозерье Мордовии, в течении 3-4 минут рассказывалось про угрозу радикального ислама, показали про вторжение в Дагестан боевиков Басаева, террористические акты, кровь, искореженные машины. Потом показали шалости старшеклассниц с макетом автомата на уроке военной подготовки, бородатых мужчин из села, кадры войны в Сирии. Тем самым школьницы и учителя местной школы в платках были ассоциированы с террористами.

Следует отметить взвешенную позицию 5 канала, который также показал сюжет про Белозерье без нагнетания ситуации, дав слово всем сторонам конфликта.

Конфликт мусульман с властями Мордовии начался ещё в 2013 году, с требования снять платки всем школьницам в республике. После долгой борьбы, давления властей многих родителей вынудили перевести своих детей на домашнее обучение, часть перевели в белозерскую школу, по которой был достигнут компромисс. Новый этап конфликта начался в декабре 2016 года, когда власти республики под угрозой увольнения потребовали снять платки учителям белозерской школы.

Ситуация вокруг Белозерья сплотила татарскую и в целом мусульманскую общественность страны. Татары, большинство которых, слабо выполняют предписания ислама, поддерживают своих соотечественников в их праве соблюдать религиозные традиции, так как принято в Белозерье. Мнение татарской общественности: носить платок или не носить — свободное право каждой женщины и девушки. Запрет на платок в школе не имеет ничего общего с принципами цивилизованного светского государства и нарушает права человека, как в части свободы вероисповедания, так и в части права на личную жизнь.

В список экстремистов и террористов, составленный Росфинмониторингом, в котором 7 тысяч человек, попало 17-18 выходцев из села, большинство из которых по словам самих же чиновников давно уехали из Белозерья вместе с семьями. Чем виноваты остальные жители села? Под давление государства в лице чиновников Минобразования Мордовии попали самые слабые из них: дети - школьницы и женщины - учителя, которых хотят лишить привычного комфортного мира, любимых учителей, любимой работы. Заставить школьниц и учителей, носящих платки, снять их это не только нарушить их право на соблюдение религиозных традиций, так как они приучены с детства, это означает унизить их.

Некоторые утверждают, что ношение мусульманских платков чуждая для татар традиция, привнесённая извне в последние годы. Даже не касаясь вопросов религии, этнографии, которые мало кто хорошо знает, без сомнения, что хиджаб - платки закрывающие волосы и шею - более века назад фактически носили не только татарки, но и русские, достаточно посмотреть на картинки и фотографии крестьян 19 века, различия лишь в деталях. В русском языке есть фразеологизм «опростоволоситься», что означает оплошать, опозориться, совершить ошибку, попасть в неловкое положение. Немногие, наверное, знают сейчас его начальный смысл. Оказаться на людях «просто-волосой», без платка, с непокрытой головой воспринималось русскими женщинами как позор, оплошность.

Никто, кроме самих татар, не вправе определять какие у них были исламские традиции век назад и ранее, как носили платки татарки, какие бороды мужчины.

Татарская общественность считают лицемерием заявления о том, что платки в школе недопустимы, так как это светское учреждение, в то время как РПЦ всё активнее проникает в школы. Большинство татар за светскую школу. Но почему не говорят о светском характере школы когда РПЦ пытается ввести курс православной культуры с 1 по 11 класс, когда элементы этой самой православной культуры проникают во многие гуманитарные предметы, попы стали регулярно наведываться в школы для «освящения», несмотря на то, что там учатся дети, представляющие разные конфессии. Через несколько дней после заявления министра образования о недопустимости мусульманских платков в школе, Комитет по образованию Госдумы РФ проводит совместно с РПЦ круглый стол по курсу православной культуры, предлагает создание совета по духовно-нравственному воспитанию с привлечением священников, для контроля за содержанием учебников, и вносит рекомендации правительству по этим вопросам.

С кем воюют чиновники Минобразования Мордовии? Белозерье входит в число десятка наиболее известных татарских сёл. Известность, как самое религиозное татарское село, оно приобрело ещё до революции. Причина сильной религиозности ряда татарских сёл Мордовии, Пензенской области в том, что для татар, живших в окружении православных народов – русских, эрзи, мокши, ислам был основным инструментом выживания - сохранения своей идентичности. С середины 16 века до середины 18 века татары подвергались попыткам насильственного крещения. Те, кто не выдержал давления и перешёл в православие, давно растворились среди русских. В тех татарских деревнях, где власти в советский период удалость подавить ислам, татары подверглись сильной ассимиляции, и переживают упадок, и общие проблемы российского села. Те же сёла, в которых сохранили сильную веру и традиции и в царское время, и в советский период, сейчас процветают, входя в число наиболее благополучных и богатых сёл России. Они растут, в сёлах остаётся молодёжь, развито предпринимательство.

Все, наверное, помнят запрет хиджаба в школах Франции несколько лет назад. Ситуация похожая, но есть принципиальное отличие. Если во Франции это касалось иммигрантов из бывших французких колоний, то в Белозерье - коренных жителей, веками живших на этой земле, вместе с эрзянами и другими народами, и соблюдавших здесь исламские традиции, проливавших кровь за свою страну.

Немного истории… Татары, живущие в Пензенской, Ульяновской, Нижегородской областях, в Мордовии, Чувашии относятся к мишарам. Это народность в составе татарской нации, которая в некоторых регионах до 1939 гола считалась отдельным народом. Народ «мещера» среди племён живших в центре современной России до образования древнерусского государства. И хотя в формировании современных татар-мишар участвовали и другие тюркские народы, полное совпадение самоназвания мишар с названием племени «мещера» и области Мещера на Оке, на границах Московской, Владимирской и Рязанской областей даёт им право претендовать на звание древнейшей народности в центре России.

Часть земель, населённых мишарами, вошли в состав Московского княжества в конце 14 века, раньше, чем Тула, Тверь и Рязань. Знатные роды из мишар имели большое влияние в Москве. Московские правители до конца 17 века использовали мишар для охраны южных границы, постепенно переселяя всё дальше на юго-восток и восток от центра. В частности, предки белозерцев были переселены в район Саранска в середине 17 века. Таким образом, около 20-25 поколений предков жителей Белозерья служили российскому государству.

Ислам в России имеет более древнюю историю, чем православие. Предки татар Поволжья начали принимать ислам в 10 веке, после того как он в 922 году был официально принят в Волжской Булгарии, включавшей и территории Пензенской и Ульяновской областей. Это гораздо раньше крещения Руси, которое начавшись: в 988 году в Киеве, закончилось лишь к середине 12 века окончательным покорением и крещением вятичей, живших в районе Москвы. Поэтому отношение к исламу как к чуждой для России религии, и попытки ввести какие-то ограничения для мусульман недопустимы.

Считаю, что в школах не должны преподаваться никакие религиозные дисциплины, такие как основы православной культуры, не должны проводиться никакие религиозные обряды, за исключением школ, которые получат национальный или конфессиональный статус. Что касается платков, и других отдельных элементов одежды, это не нарушает светскости школы. Общество и государство только выиграют, если школа будет уважать права детей и учителей в платках, или, например, в кипах, и научит учащихся спокойно уважать представителей других народов. Это, а не создание искусственной российской нации, будет способствовать реальному сплочению, гражданскому единству, улучшение взаимопонимания между разными народами. Это и есть приверженность к традиционным ценностям, о котором любят говорить в России.

Жители Белозерья, также как и представители всех народов, всех конфессий, имеют право жить, соблюдая свою веру и вековые традиции, имеют право оставаться собой на своей родной земле.

Наил Гыйлман. 2017г.

«До конца лета»: когда поляки и прибалты могут решиться ввести войска на Украину

Отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», публицист и политолог Ростислав Ищенко прокомментировал вероятность ввода европейских армий некоторых стран НАТО на территорию Украи...

Если к июню Россия нагрянет в Курахово, ВСУ придется быстро отступать до Чернигова

У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья. А дальше все зависит от того, каким образом киевский режим попытается стабилизировать ли...