Белорусский политолог Дзермант: Я бы говорил не о русской ирреденте, а о Союзе Русских народов в будущем
Белорусский политолог и главный редактор сайта IMHOclub.by Алексей Дзермант рассказал изданию Украина.ру о настроениях, которые сегодня царят в белорусском обществе, и о том, как сделать так, чтобы в российско-белорусских отношениях не было кризисов и конфликтов
- Алексей, вы как белорусский политолог не принимаете идею члена Конституционной комиссии политолога Богдана Безпалько о праве русского народа на ирреденту и о праве присоединения к Российской Федерации областей Украины и Белоруссии. Почему? Ведь Россия и Белоруссия строят единое государство.
— Уточню, Беларусь и Россия строят Союзное государство, но это не значит, что одна из стран может и должна прописывать в своей Конституции возможность или механизм отчуждения от другой части её территории. По-моему, это нонсенс, противоречащий не только союзным, но и в целом нормальным, добрососедским отношениям между странами.
Наличие такой нормы в Конституции приведёт к обратному эффекту: недоверию, отчуждению и даже враждебности. Поэтому подобные заявления рассматриваю как безответственную провокацию против союза России и Беларуси.
- Считаете ли вы, как и сторонники Безпалько, что в России, в Белоруссии и на Надднепрянской Украине живет один народ — русские, поэтому они должны жить в одном, а не в нескольких государствах? Вообще лично вы видите Белоруссию в составе исторической России, в которую еще вольется и Надднепрянская Украина, или Белоруссия должна оставаться независимым государством?
— Если мы признаем, что русские, белорусы и украинцы — народ одного корня, а для этого есть основания, то это вовсе не значит, что все они должны быть в составе того государства, которым является современная Российская Федерация.
Я бы говорил скорее об учреждении нового Союза, например, Союза Русских Народов, если заглядывать в будущее. Также нет ничего необычного, если один народ живёт в разных государствах, например, вспомним немцев в ФРГ, Австрии, Швейцарии или арабов с их многочисленными государствами.
Другое дело, хотелось бы, чтобы эти государства, образовавшиеся после распада СССР, не враждовали друг с другом, а были союзниками, и поэтому я считаю оптимальным создание современных наднациональных союзов по типу ЕС, но это не имеет ничего общего с ирредентой, которая может спровоцировать очень серьёзные конфликты между ними, вплоть до войны.
Также я не согласен, что наша общность почему-то ограничивается только Надднепрянской Украиной. Например, население Волыни очень близко в языковом и культурном плане жителям Брестского Полесья, так почему мы не должны считать их одним народом с нами?
- На Украине украинские государственники всегда пишут «в Украине», а не «на Украине». В последней форме написания видят «российский империализм». В Белоруссии аналог этой филологической битвы заключается в том, что белорусские государственники видят «российский империализм» в том, когда говорят «Белоруссия», а не «Беларусь». Почему так? Откуда идет эта традиция?
— На мой взгляд, различие между «Беларусью» и «Белоруссией» совершенно не принципиальное, просто в русском языке, бытующем на территории Республики Беларусь, более распространен первый вариант, а в России — второй, в нём более чувствуется греческое влияние. Ломать копья из-за этого мне представляется совершенной глупостью и поэтому можно допустить свободное хождение в быту обоих вариантов.
- Как сейчас себя в Белоруссии чувствует «литвинская идеология»? Насколько среди белорусов популярны идеи смены этнонима с «белорусов» на «литвинов», а названия страны с «Белоруссии» на «Великолитву» или «Великое княжество Литовское Беларусь»? Поддерживают ли «литвинскую идеологию» власти Белоруссии?
— «Литвинская идеология» не является мейнстримом даже в среде прозападных националистов, это крайне маргинальное явление, поэтому говорить о статистически заметной популярности идеи переименования Беларуси в Великолитву и т.д. не приходится.
В то же время, история периода Великого княжество Литовского, в Беларуси, безусловно, изучается, признаётся, многие значимые исторические памятники и события связаны с этой эпохой, но я сомневаюсь, что это можно назвать государственной поддержкой «литвинской идеологии».
- В чем, по-вашему, заключаются нынешние разногласия РФ и Белоруссии? Как их стоит решать?
— Основная причина разногласий между Россией и Беларусью имеет сугубо экономическую природу: это цены на энергоносители, доступ к рынкам, соблюдение ранее достигнутых договорённостей экономического формата и т.д. Если в этой сфере выйти на понятные, прозрачные, взаимовыгодные принципы, то многие разногласия разрешаться сами собой.
- А вы бы могли хотя бы приблизительно назвать эти принципы? Или дать какие-то рецепты, чтобы между РФ и Белоруссией возникающие конфликты разрешались бы быстро?
— Могу: а) четкое исполнение уже достигнутых договоренностей в экономической сфере, а не пересмотр их каждый раз в угоду меняющейся конъюнктуре; б) принцип равнодоходности в ценоообразовании на энергорерусы; в) доверие между и элитами и понимание того, чего каждая из сторон в реальности хочет.
- Но ведь на Волыни, напомню, родилась УПА в 1942 году. И в целом за почти 30 лет украинской государственности Волынь, хотя там огромное количество приходов Московского патриархата, показала себя антирусской территорией. Времена, когда Волынь была опорой Союза Русского народа, канули в лету. Нет?
— Локотская республика на Брянщине тоже была, но это не значит, что Брянщина — это не русская земля. По-моему, не нужно отождествлять националистические организации со всем населением Украины. УПА, бандеровцы — это всего лишь неприятный, темный эпизод в истории этой земли, но я не думаю, что он вечен и что мы должны судить о ней только по нему.
- Насколько в Белоруссии велико влияние Белорусской католической церкви? Есть ли корреляции между тем, что человек исповедует католицизм, и его убеждениями, например, антироссийскими?
— В Беларуси, по разным оценкам, около 1 млн католиков. Это значимое сообщество для страны. Но я не вижу прямой корреляции между католическим вероисповеданием и антироссийскими взглядами. Этого сращивания не произошло и во многом потому, что в стране нет никакого ущемления католиков или предвзятого к ним отношения. И, конечно, их никак нельзя сравнивать с украинскими униатами. У нас униаты тоже есть, но они крайне малочисленны.
- У белорусской власти никогда не было идей создать в стране отдельную от РПЦ Белорусскую православную церковь?
— Властям это не нужно, раскол породит конфликты, а государство в этом не заинтересовано. В самой церкви иногда ходят такие разговоры, но в целом эта идея не имеет серьезной поддержки.
- Батька (президент Белоруссии Александр Лукашенко — Ред.) как-то сказал, что белорус — это русский со знаком качества. А как вы полагаете: в чем отличия белорусов от русских?
— Не смотря на то, что белорусы и русские очень близки, даже, наверное, больше чем русские и украинцы, отличия все же есть. Белорусы стараются избегать крайностей, резких изменений, они находятся на пограничье с латинским миром и стремятся скорее эту границу и противоречия сглаживать, тем более, что среди белорусов есть довольно много католиков, в России эта граница уже связана с исламским миром, в Беларуси этого практически нет. У белорусов ярко выражено стремление к локальному порядку, хозяйственности, организации окружающего пространства.
- Кому в белорусском обществе больше симпатизируют — Донбассу или Украине? Я имею в виду военные конфликт.
— Симпатии больше на стороне Донбасса, большинство белорусов подержало присоединение Крыма к России, но и Украине не воспринимается резко негативно, в государственных СМИ нет явного антиукраинского посыла или пропаганды.
- Насколько сейчас сильны в белорусском обществе евроинтеграционные настроения? Насколько они сильны в сравнении с пророссийскими настроениями?
— Проевропейские настроения довольно сильно колеблются в зависимости от внешней конъюнктуры. Их потолок — 20%. Пророссийские настроения, как правило, в три раза выше — 60-65%.
Комментарии:
*
Я не касаюсь РБ, но в контексте донбасского конфликта и происходящего в целом на Украине, уверен, что правом на ирредентизм Донбасс объективно обладает. Безусловно, помещение положения об этом в КРФ является вопросом очень дискуссионным, но это не обозначает автоматической негативной стигматизации явления ирредентизма как такового.
*
А я касаюсь РБ и утверждаю, что подобные идеи здесь воспринимаются крайне негативно.
*
Возможно, я это тоже вполне допускаю, поэтому и считаю вопрос дискуссионным.
С другой стороны, уверен, что более проактивная позиция РФ по отношению к нашим территориям не просто необходима, а объективно неизбежна в обозримом будущем.
*
То, что произошло у нас должно бы стать уроком и назиданием тем, кто в какой-то момент захочет разыграть карту русофобии. Это тоже без экивоков в сторону РБ.
*
Кроме того, всерьез обсуждать перспективы ирреденты при нынешнем статусе ПМР и ЛДНР по моему все таки странно.
*
А я так не думаю. На мой взгляд, историю Крыма можно расценивать как успешно завершенную модель ирреденты. А Донбасс на данный момент - как незавершенную. Но это не значит, что она так и должна зависнуть. Хотя, сколько еще "висеть" придется - вопрос открытый.
*
Безусловно, это серьезный урок. Но он тоже имеет несколько уровней. Скажем так, с одной стороны - это опасность национал-радикализма, с другой - растаскивание государства ирредентой и т.д.
*
насчет особенности крымского и донбасского ирредентизма, согласен. В статьях при их рассмотрении я предпочитаю использовать понятие "сингулярного ирредентизма" или специфического что-ли, так как он действительно имеет определенные отличия от классической сути термина.
*
Создание и существование любого государства основывается на этнической общности (по современным меркам не очень важный критерий) и экономической целесообразности (самый важный критерий), а все остальное - словесная шелуха, создающая шум от порывов ветра с той или иной стороны...
*
Русских народов много быть не может. Русский народ один и един. Несмотря на все текущие политические зигзаги!
*
Некоторая конфедерация имеет право на существование.
https://rusmatica.org/material...
Генеральному секретарю НАТО:О выводе незаконных формирований иностранных государств с УССР
Президенту США:О выводе незаконных вооруженных формирований иностранных государств с УССР
Вице-президенту США:О выводе незаконных вооруженных формирований иностранных государств с УССР
Министру обороны США:О выводе незаконных вооруженных формирований иностранных государств с УССР
Президенту Украины:О выводе незаконных вооруженных формирований иностранных государств с УССР
Оценил 1 человек
1 кармы