На всех уровнях обсуждения вопросов о современном состоянии Кавказа, из уст государственных мужей, ученых разных мастей и профессиональных «кавказцев» мы часто слышим одни и те же доводы. Одни и те же проблемы, которые мы уже четверть века всей страной все никак не преодолеем. Все эти причины существуют, и, конечно же, имеют свое негативное влияние на ситуацию в регионе. Я бы хотел обратиться к некоторым, особо цитируемым из них.
Сложная социально экономическая ситуация, бедный, дотационный регион.
Политический терроризм.
Безработица.
Лесные братья.
Борьба элит.
Невоспитанная молодежь.
Исход русского населения.
Агрессивная исламизация.
Исторические противоречия с Россией.
Складывается странная ситуация, вроде, и знаем причины, прилагаем усилия для исправления, но почему-то нет эффекта, а в некоторых вопросах даже обратный эффект. Это напоминает ситуацию с лечением больного, которому не помогают ни введенные пачками лекарства, ни физиопроцедуры, ни психотерапия. Отсюда резонный вопрос – может, диагноз не совсем тот? Может, мы совсем не то и не так лечим?
Давайте посмотрим на причины еще раз и постараемся проанализировать их отдельно.
Сложная-социально экономическая ситуация, бедный, дотационный регион
Напомню о природной «бедности» региона – самый южный регион, находящийся между двумя теплыми морями, с лучшей в России климатической зоной.
В регионе есть и нефть и газ.
Обладает климатическими зонами от субтропической на побережье до арктической в высокогорье.
Лучшие поля и пастбища здесь.
Лучшие рекреационные ресурсы страны, черноморское и каспийское побережье, минеральные воды, горнолыжные курорты Красная Поляна, Архыз, Домбай, Приэльбрусье и другие почти в каждой республике.
Лучшие минеральные воды.
Вся таблица Менделеева в горнодобывающей отрасли. С запасами молибдена, который редко вообще где можно найти.
Объекты исторического туризма, башни, крепости, дольмены, самый древний город в России Дербент и прочие по всей территории.
Здесь больше всех теплых дней в году.
Лучшие земли и возможности для сельского хозяйства, виноградники Дагестана, фруктовые сады КБР и т.д.
Лучшие условия для скотоводства.
Рыба Каспий.
Лучшее геополитическое расположение с точки зрения логистики, через Каспий на Среднюю Азию и Иран, через Черное море на Турцию и по Босфору на Средиземное море, Европу и Ближний Восток, через Закавказье на Турцию и Иран, через север на центральную часть России, Украину и Беларусь.
И множество т.д.
Если даже ничего не делать, а всего лишь обеспечить нормальную, безопасную логистику товарооборота между севером и югом, уже край будет процветать. Причем каждый из этих пунктов способен почти автономно прокормить Кавказ при грамотном его развитии.
Политический терроризм
Во-первых, меня поражает деление терроризма на виды: политический, религиозный, этнический и подобный террор – это внушение страха через акты насилия. Неужели заложенная террористом бомба будет взрываться исключительно в случае, если разделяет его политические взгляды? Эта же самая бомба разве не может взорваться у другого террориста уже по религиозным соображениям?
У нас до сих пор не научились отличать терроризм от экстремизма, то есть идеологию от технологии (механики).
Политический терроризм у нас был в конце XIX и начале XX веков, когда в год совершалось более тысячи терактов именно с политическим подтекстом. Мы и царя Александра II потеряли в результате двойного теракта. Там было политическое противостояние левых, эсеров, меньшевиков, большевиков, кадетов и других, у них у всех была своя альтернативная политическая программа. Какие же политический подтекст или альтернативные политические программы есть сегодня у экстремистов на Кавказе?
Сегодняшнее бандподполье на Кавказе и экстремистами можно назвать с большой натяжкой. Это элементарный бандитизм, который прячется под религиозной ширмой, прикидываясь абреками – борцами за справедливость. Это обычная уголовщина, которую мы сами питаем и которой даем статус, называя их экстремистами или исламистами.
Из сводок с Северного Кавказа полностью пропал бандитизм. Такое ощущение что все переквалифицировались в экстремистов. Бандитов надо называть своими именами, не придавая им романтический ареол борца за справедливость против деспотизма и безбожья.
Безработица
Это в регионе, где огромное количество сельскохозяйственных угодий находится в запущенном состоянии, где виноградники пустуют, а строительством занимаются вьетнамцы, китайцы и турки, причем как на крупных объектах, так и в личных подворьях у местных.
Это при том, что на Кавказе самый высокий процент трудоспособного населения. И назвать народ ленивым тоже язык не повернется, стоит только посмотреть на уровень развития личных хозяйств.
В регионе, где есть и предпосылки и инфраструктура для развития туризма, созданная еще в СССР. Ни один регион страны этим не обладает.
Исламисты
Я христианин, если бы кто-то начал использовать термин христианисты в негативном контексте, я бы это воспринял резко агрессивно.
Называя человека исламистом, мы придаем ему окрас религиозного деятеля, к которому уже априори будут проявлять симпатию все представители ислама. Так как главной выделяющей чертой преступника уже становятся не совершенные им деяния, а именно его принадлежность к религии. Точно так же отнесутся представители христианства к человеку, которого мы охарактеризуем в первую очередь не преступником, а представителем христианства, борющегося с огромной системой. Как раз вот эта симпатия среди населения и является главной опорой существования всего подполья. Это же и является вербовочным механизмом.
Такие наименования, как исламизм, исламисты, необходимо категорически исключать как из официального обихода, так и из употребления в СМИ.
Лесные братья
За это мне как кавказцу более всего стыдно… Мы дожили до времен, когда какая-то куча преступников мало того спокойно хозяйничает на родовых территориях коренных народов, но еще и диктует местным, как себя вести, и более того, получает с них как с терпил. Напомню немножко вам о горском менталитете на одном только прикладном примере. Если кто в жизни хоть раз видел кавказскую башню, то точно заметил, что в нее есть только один вход и нет выхода. Это значит, что деды никогда не оставляли себе возможности дать заднюю, небольшая горстка храбрецов забиралась в башню и, понимая, что даже шансов себе не оставила на отступление, воевала до последней капли крови. Потому никто так и не мог покорить полностью Кавказ. Я сам вырос на Кавказе и отлично помню, как мои сородичи относились к своим родовым землям. Ни один случайный турист не мог незаметно пройти за десятки километров, не то что поселиться на них, и хуже того, обложить данью горцев, как рэкетир на рынке в 1990-х. Деды сегодня в гробу бы перевернулись, узнав, что сейчас кто-то хозяйничает на их родовых землях, за сохранение которых было пролито столько крови в разные времена.
И не верю, что горцы резко стали настолько бесхребетными, что не могут справиться с этим. Просто, может, нужно доверить людям самим решить эти вопросы, при этом тратить деньги не на военные операции или на полицейский контроль, а именно поощрять тех, кто умеет у себя наводить порядок.
И почему должны приезжать и погибать на нашей земле, защищая нас от бандитов, солдаты и офицеры из Центральной России? Почему другие регионы должны жертвовать своими сынами за нашу безопасность и порядок в нашем же доме. Мы же не просим соседа прийти к нам в квартиру навести порядок, объяснить жене и детям, как вести себя.
Безопасность гостя для горца всегда было делом чести. Безопасен ли сегодня наш гость, и достойна ли наша честь имени горца?!
Невоспитанная молодежь
С молодежью не все так однозначно, не нужно сходу ее винить. Поведение молодежи сегодня – это всего лишь навсего отражение поведения старшего поколения вчера.
Хоть и пытаются навязать кавказской молодежи кучу негативных стереотипов в СМИ, особенно о невоспитанности, давайте посмотрим, сколько кавказцев вы вечером с бутылками пива встретите, сколько кавказских девушек встретите в коротких юбках, гуляющих за полночь, сколько кавказцев увидите повышающих голос на родителей и вообще на старших, скольких не уступивших место в общественном транспорте, сколько детдомов на Кавказе вы найдете, сколько домов престарелых, сколько сирот, алкоголиков и разведенных семей. На самом деле все познается в сравнении, и не спешите все вешать на молодежь. Просто не нужно забывать о ней, нужно помнить, что необходимо передавать те ценности, наставления и внимание, которое в свое время досталось вам. Чтобы молодые кавказцы не позорили нас выездами на машине к мемориалу памяти жертв ВОВ, чтобы не носились стайками в метро, чтобы не опускали имя своего рода, трогая девушек по улицам, чтобы не пытались свою удаль доказывать в потасовках и размахивая ножом, чтобы помнили истинное предназначение ножа и чести для мужчины.
Исход русского населения
Русское население на Кавказе в большинстве своем было городскиме. Это были высококвалифицированные специалисты, инженеры, учителя, врачи, технологи и прочие, преимущественно переехавшие на Кавказ в период развития промышленности. Поднимали заводы, строили дороги, поднимали города. После развала Союза на Кавказе, как и на всей территории постсоветского пространства, наступило тяжелое социально-экономическое положение. Закрылись заводы, остановились шахты и стройки. Всем этим людям с высокой квалификацией, но уже без дела, необходимо было как-то выживать. У них не было в отличие от местных земли или хозяйств в селах, они никогда не занимались теми традиционными промыслами, что местные. Абсолютно нормально было, что эти люди стали уезжать с Кавказа туда, где они могли хоть как-то обеспечить свое существование. Тем более что у них сохранилась связь с малой Родиной и было куда ехать.
Кавказцы тоже, кто смог, в большинстве уехали в большие российские города, кто не смог уехать, те как-то с помощью сельских подворий выжили. Это отражается до сих пор на Кавказе низким уровнем урбанизации и очень тесной связью городских жителей с родней в селе, или же содержанием второго дома в селе.
Кстати, уезжали не только с Кавказа. Массовый отток был и за границу даже из крупных российских городов, особенно высококвалифицированных специалистов, да и просто тех, кто мог себе позволить уехать.
В свою очередь этнические конфликты в этот период не могли не оказать негативного влияния как на экономику, так и на уровень безопасности в регионе, что сильно влияло на миграционные процессы.
Агрессивная исламизация
При всем желании не могу увидеть целенаправленной программы исламизации, кроме как отдельных миссионерских направлений, которые больше ориентированы не на исламизацию в целом, а именно на конфессиональную радикализацию в самом исламском духовенстве.
Бесспорно, доля исламского населения резко увеличилась по отношению к христианам, но это скорей эффект именно демографических процессов, оттока русского населения.
Не надо забывать также ослабления позиций христианского духовенства, отсутствие какой-нибудь проповеднической деятельности.
Говорят, природа не терпит вакуума, тут в чем-то схожая ситуация. Этот процесс похож на шаг коня по мокрой земле, когда вмятый в земле след от копыта сразу же заполняется водой.
Исторические противоречия с Россией
Не понимаю исключительную однобокость в освещении исторического присутствия России на Кавказе. Как будто не было ни одной позитивной нотки. Как будто все было исключительно в крови. Как будто все были против, а царь взял и против воли кавказских народов ворвался в регион. Только почему-то забываем о том, что к царю сами же обратились, когда нужна была помощь, то, что дагестанцев, грузин, армян, закавказских татар именно царь освободил от персов, не помнится ни Гюлистанский договор, ни Георгиевский трактат. Про защиту кабардинцев от крымского ханства, про посольство чеченцев от князя Ших-мурзы Окоцкого. Как будто кавказская элита сама не обращалась к царю с предложением союза, забываем о родственных связях царских семей, об интеграции в царскую военную, дворцовую элиту. Забываем о славных совместных военных страницах, о дикой дивизии, горских отрядах. О том, что Россия настолько приняла Кавказ, что переоделась в парадные черкески. Разве одежду врага перенимают?
О сотнях генералов кавказцев в России почему-то больше помнят, чем на самом Кавказе. Это не Россия строила на Кавказе дороги, школы, больницы, заводы и подобное, не русские учителя приезжали учить в наших аулах грамоте. Конечно, и позитивного в истории еще очень много можно вспомнить, и негативного, чего стоят отдельные наместники на Кавказе, из-за самодурства которых горцы встали на дыбы и столько невинной крови было пролито. Нельзя забывать преступления прошлого, чтобы, не дай Бог, они не повторились, но и большой грех забывать хорошее, именно оно дает надежду и основу на будущее.
Борьба элит – клановость
Я понимаю борьбу элит, только когда смотрю сериал «Великолепный век», а вот какие элиты могут формироваться в российском правовом поле и в самом полинациональном регионе, мне не совсем понятно. Точнее, по каким принципам определяются эти элиты, вот это не понятно. И вообще, за что они борются, если Кавказ сам по себе является небольшим регионом, в котором новых ресурсов с неба не падает, а все остальное еще с дедовских времен поделено, согласно семейной преемственности в ведении дел. Элиты на Кавказе могут возникать только в одном случае, при распределении федеральных средств, направляемых на развитие региона. И как мы все догадываемся, как раз эта элита формируется точно не на Кавказе, этих угодных выбирают в Москве, по весьма субъективным параметрам.
Клановость – эта категория сама по себе является позорным признанием неспособности поддержания правового поля ответственными лицами за соблюдение российских законов в регионе. Потому как в нашем правовом поле нет механизма распределения должностных полномочий по признакам родства.
К чему все эти мои долгие рассуждения… Может, нам рецепт лечения надо пересмотреть, и лечение немножко другое обозначить. Может, перестать вырезать раны с местной анестезией, а усиливать иммунитет, для того чтобы организм сам смог эти раны затянуть! А это возможно только в случае, когда горцы сами перестанут искать виноватых на стороне, в Кремле, в Госдепе или на Марсе и вернут доверие к себе. Когда Кавказ перестанет клянчить деньги, чтобы себя обеспечивать, когда сам сможет у себя же поддерживать порядок и безопасность, чтобы гость наш чувствовал себя как дома, а подаренная Богом богатейшая земля прокормит нас с лихвой, и другим народам еще с лихвой достанется.
Взято с сайта Центра Гармонизации Межэтнических отношений
Оценили 2 человека
2 кармы