Социальная несправедливость - есть ли лекарство?

2 4173

Проблема социального неравенства имеет очень давние исторические и философские корни. Ее огромное значение состоит в том социальном напряжении, которое она порождает в обществе и государстве, приводя их к нестабильности и упадку вплоть до полного разрушения.

Где-то полгода назад в очередном цикле путешествий Познера была серия про путешествие в США. Она называлась "Трехэтажная Америка", где рассказывалось про вопиющее социальное неравенство в США. То есть, там, куда наши либералы уже 25 лет стремятся всеми фибрами души.

Совершенно иное - в европейских странах с их социалистическим обустройством общества. Здесь тоже есть богатые и бедные, есть неравенство и несправедливость. Но это скорее частности. Основа - именно социальное равенство всех перед всеми. Простой булочник, продающий хлеб в своей лавке платит налогов намного меньше, чем Жерар Депардье, убежавший в Россию от "непомерного налогового бремени"... У нас же инициатива лидера партии Справедливая Россия Сергея Миронова по прогрессивной шкале налогообложения не принимается уже 6 лет...

Про социальное неравенство и вопиющую несправедливость в России даже говорить не стоит. Она всем очевидна и просто пышит буйным светом со всех телеэкранов. Тот же лидер справоросов Миронов написал интересную статью про социальное неравенство в России в литературной газете по этой тематике, так что лучше пожалуй и не скажешь.. Кому как не ему наверное знать, что это такое. Наверное, уже все знают, что Миронов лично принимает обращения граждан через свою интернет приемную, в отличии от других политиков такого уровня, которые понятия не имеют что такое интернет...

А была ли когда-нибудь в природе социальная справедливость?

В историческом аспекте она стала проявляться еще в самых древних государствах в форме восстаний угнетенных классов (сословий, слоев общества). Последствия таких событий были самыми разрушительными. Так, например, из древнейших хроник известно, что именно восстания крестьянства и городских низов в долине Нила недовольных засильем чиновников фараона и всевластием жречества стали причиной гибели Древнего Царства в Египте в период 2300-2250 гг. до н.э.

Другим примером являются многочисленные на протяжении всей истории восстания угнетенных народов в различных империях, поскольку именно эти подчиненные народы и были в них основными угнетаемыми классами.

Свое философское (а на первом этапе просто мировоззренческое осмысление) проблема неравенства нашла в деятельности древних законодателей. В историческое время (то что уже описано «отцом истории» Геродотом) это эпоха реформ Солона (590 – 571 гг. до н.э) в Афинах, продиктованная необходимостью предотвращения конфликта (вплоть до гражданской войны) между правящим олигархатом и простыми горожанами не имевшими на тот момент даже элементарных гражданских прав и находившиеся по большей части в долговой кабале.

Другими менее удачными примерами «уравнительных» реформ в древнее время могут служить реформы царей Агида и Клеомена в Спарте (244 -241 и 233-222 гг. до н.э.) и братьев Гракхов в Риме – 133-132 и 123-121 гг. до н.э.).

Первое философское осмысление социальному неравенству мы слышим из уст древнегреческого мудреца Анаксимандра (конец 7 века до н.э.) и Фалеса – 1 половина 6 века до н.э. Оба они называли неравенство «язвой», разъедающей общество. Но если Анаксимандр, будучи ближе к опыту спартанского законодателя Ликурга считал что лекарством от этой болезни может служить в основном введение большей строгости нравов, то Фалес, будучи младшим современником Солона, полагал что проблему неравенства могут решить только справедливые законы, перераспределяющие состояния и привилегии от имущих классов неимущим.

Сократ рассматривал эту проблему в основном с этической точки зрения. Согласно Платону (диалоги «Тимей» и отчасти «Федр») он считал, что неравенство порождается незнанием. На первый взгляд это очень близко современному представлению о том что «владеющий информацией – царь, а не владеющий ей - раб». Однако это не совсем так. Под знанием Сократ понимал этическое «знание» того что притеснять ближнего и наживаться за счет его несчастий очень дурно, неблагочестиво и богопротивно. Эту же точку зрения почти целиком разделял и Платон, который пошел дальше, разрабатывая и пытаясь осуществить (без особого успеха на Сицилии при поддержке –поначалу– тирана Дионисия II) свои представления об идеальном государстве. В свою очередь Аристотель как основатель классифицирующего начала в естествознании оправдывал социальное неравенство между людьми неравенством их способностей – в том числе и на протяжении поколений, говоря, что оно столь же естественно, как и неравенство между львом и зайцем.

На практике проблемы вопиющего неравенства в древнем мире нашли свое крайнее выражение в выступлениях рабов, самым известным из которых было восстание Спартака.

Этическую точку зрения на неравенство Сократа-Платона переняла в дальнейшем и христианская церковь. Наиболее полно это отражено у блаженного Августина в его «О граде человеческом и граде божьем». Однако сама церковь на протяжении всех средних веков и Нового Времени (в Европе в основном вплоть до Великой Французской Революции) нещадно эксплуатировала феодально-зависимое крестьянство.

Вновь проблема неравенства была поднята на философский уровень в эпоху Ренессанса. В 16 веке ей занимались такие мыслители как Томас Мор (первый утопист, написавший «Город солнца»), Монтень, а 17 веке это были Гоббс, Бэкон, Локк. В 18 веке среди «просветителей» наибольшее внимание проблеме уделяли Шарль де Монтескьё и Жан-Жак Руссо. Первый предлагал «лечить язву» с помощью хороших законов и разрабатывал в своем «Духе законов» концепцию естественного права, которую заимствовал у англичан. Второй выдвинул идею «общественного договора» - «Contract social” – где впервые провозгласил, что источником власти являются не короли, а суверенные народы. Эти идеи в дальнейшем стали основой конституции США 1783-1787гг. и легли в основу французской «Декларации прав и человека и гражданина» 1789г, которая в свою очередь легла в 20 веке в основу основополагающих хартий Лиги Наций, ООН, конституций большинства современных цивилизованных стран.

Весь 19 век прошел под знаком формирования «освободительных» идей самой влиятельной из которых стал марксизм, а на второе место вышли прудоновско-бакунинский анархизм, облагороженный впоследствии «синдикализмом» у Кропоткина и «революционное ницшеанство» масонов - неорозенкрейцеров. А большая часть 20 века прошла в кровавых коммуно-фашистских экспериментах по внедрению этих, сразу же изрядно вульгаризированных, «передовых идей» в жизнь.

А как же само неравенство? Оно никуда не исчезло ни в имущественном плане (практически повсеместно, а если брать РФ, то она находится вообще на пути углубления пропасти между богатыми и бедными) ни в правовых вопросах (de facto в большинстве стран). Сегодня большинство философов и ученых правоведов считают, что разрешить эту проблему может социальное государство с его щедрой помощью слабым и поддержкой бедных, но талантливых. Еще недавно мы видели, что в значительной степени в этом плане продвинулся ряд стран Западной Европы, Канада. США. Австралия. Но мир стремительно и драматически меняется, и мы видим как толпы «сирийских беженцев» и террористические атаки в городах Европы вновь поставили под вопрос возвышенные идеи просветителей.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
    • piton
    • 29 апреля 2016 г. 11:03
    Я удивляюсь философам и ученым, которые говорят о неравенстве и не предлагают справедливого решения. А ведь всё очень просто - не хотят. Всё дело в системе распределения и системе оплаты за труд. Оплачиваться должны не товары произведенные человеком, а способности этого человека создавшего уникальный продукт и отмена долгового рабства - ссудного процента.