Православие или правоверие. К инициативе г-жи Мизулиной

271 13972

После распада Советского Союза и краха социалистического общества Церковь вступила в новую фазу своего развития – она не только восстановила свое положение в стране, но значительно его превысила. По сути, наряду со светской властью, Русская Православная Церковь (РПЦ) сегодня стала второй властью в России. Несмотря на то, что по Конституции Церковь у нас отделена от государства, она, как и в царский период, получает полную поддержку своих интересов на всех уровнях государственной власти – от самого маленького чиновника до президента страны. Более того, нынешнее положение РПЦ выгодно отличается от её статуса до 1917 года, когда она не имела самостоятельности и была подчинена высшему светскому руководителю государства – царю. Набрав за короткое время силу, она настолько осмелела, что впервые в истории русского государства заявила на своем соборе о возможности её неповиновения государственной власти (см. «Основы социальной концепции РПЦ» 

То, что исходный текст подвергался правке в 17-ом веке видно из отметки (см. ниже). но все исправить не удалось.

А вот Правоверие в «Слове…» встречается неоднократно,

а так же

Следует отметить, что «Слово….» дошло до нас только в рукописях XV и XVI веков. Причем, надо иметь ввиду, что 16 век по григорианскому календарю начался с (5 октября) 15 октября 1582 года и конец 1-й трети его совпадает с началом проведения церковной реформы Никоном.

Так что, найти неправленые тексты не удастся? И здесь есть два пути:

1-й – искать древнеславянские тексты, хранившиеся в личных библиотеках дворянства и историков. По этой причине не подвергавшиеся цензурной правке;

2-й – искать в церковной литературе Старообрядцев, которые свято берегли и берегут древние священные тексты.

Посмотрим, что нам даст первый путь.

Ярчайшим образцом древнего церковно-славянского письма является «Изборник 1076 года» - памятник древнерусской церковной литературы, в основном он содержит тексты переводов с древне-греческого, но написан живым русским языком, что делает его не только памятником церковно-славянского письма, но так же и памятником древнерусской литературы. Интересна история его появления. Появился он в конце 18-го века и принадлежал историку М.М.Щербатову, после смерти которого, в 1771 году, его передали в Эрмитаж. Он неоднократно издавался различными издателями, претерпел множество переводов, но я использовал при своих изысканиях официальное издание «Изборника…» Института Русского языка Академии Наук СССР 1965 года, изданный издательством «Наука». В этом издании, слово православный встречается только один раз на стр. 110 «Изборника»

Перевод, сделанный современными переводчиками выглядит так:

«Не помыслил я на красоту чужую, не познал другой женщины, кроме матери вашей, да и ту, пока родила она вас, а потом уж ее не познал я, но советовались мы с ней обо всем с чистой совестью телесно и по Господней мудрости в чистоте соблюдались согласно православной вере;».

Складывается впечатление, что переводчик просто связал логически слова из «Изборника», добавив для связи свое, дабы получился смысловой образ перевода.

Более правильный перевод выглядел бы так:

«Не помыслил красоту чужую, не познал жену другую, разве матери вашей, и то пока вас родила и потом еще не познал ее, но советовался сам с чистой совестью телесной и о Господь мудрость сохранил сею по православной всякой вере»Обратите внимание, что православная вера была не одна, а несколько, ибо сказано «православной всякой вере».

Из контекста приведенного фрагмента однозначно вытекает следующее:

Данный завет сохранен только по Господней мудрости, но он также есть благодаря этому и в других православных (не правоверных) верах.

И здесь мы видим Правоверных а не Православных.

Так в главе «Поучение богатым» читаем

Современный перевод выглядит так:

Поскольку иметь православную веру есть основание добрых дел, так от веры начинается слово к тебе, брат, ведь и ты просил с верой, а не с хитростью: знаю, …

И здесь мы видим точное указание, какая вера «есть основание добрых дел», ну а переводчик, как и всегда заменил Правоверную на Православную.

Но обратимся к источникам Старообрядцев, которых современные безграмотные шелкоперы, а так же ученые историки называют Староверами, считая, что староверие и православие слова синонимы. Но это не так. Староверы – это те, кто исповедует старую (языческую) веру, а Старообрядцы – это те, которые совершают христианские обряды по старому чину. Здесь я привел страницу из молитвы Староверов.


Эта молитва так же есть и Четьи-Меньи.

Заметьте Вера не Православная, а Правоверная. Еще одним свидетельством о Правоверии может служить письмо Максима Грека.

Когда великий князь Василий III намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю

"Главы поучительные к начальствующим правоверных",

в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям.

Осталось только рассмотреть вопрос, с какого времени РПЦ МП стала называться Православной.

Еще во времена Алексея Михайловича церковь называлась не Православной. Так в своем письме Никону царь пишет:

«…а мати наша соборная и апостольская церкви вдовствует зело слесно и вельми сетует по женихе своем….»

Т.е. до раскола на Римскую и Византийскую Христова Церковь именовалась Единая Святая Вселенская / Кафолическая (в русском переводе "Соборная") и Апостольская Церковь, которая делилась на поместные Церкви: Иерусалимскую, Антиохийскую, Константинопольскую, Римскую, Александрийскую и т.п. церковь была Соборной и Апостольской. Именно это и имел ввиду государь, т.к. Восточная церковь считала, что католики отпали от Апостольского учения.

Обратимся к духовному регламенту Петра Первого :

«…А яко Христианский Государь, правоверия же и всякого в церкви Святой благочестия блюститель…»

Как мы видим даже в 18 веке Петра Первого называют Христианским государем, Правоверия и благочестия блюстителем. А вот о Православии в данном документе нет ни слова. Нет его и в изданиях Духовного Регламента 1776-1856 гг.

В Синодальный период не существовало единообразного (официально или юридически зафиксированного) наименования христианской церковной организации на территории России, и в разных источниках встречаются такие варианты, как то:

Православная кафолическая греко-российская церковь,

Российская Церковь,

Русская Церковь,

Российская Православная Церковь,

Российская Православная кафолическая Церковь,

Греко-Российская Церковь,

Православная Греко-российская Церковь,

Российская Восточно-православная Церковь,

в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона.

Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления в юрисдикции российского Святейшего Правительствующего Синода именовалась ведомством православного исповедания.

В документах Всероссийского церковного собора (1917—1918) церковь в России, как правило, уже именуется «Православная Российская Церковь».

Итак, подведем итог:

1. Говорить о якобы 1000 летней истории Православия на Руси так же абсурдно, как говорить о том, что булки растут на деревьях

2. До 17 века, если судить по документам, на Руси было Правоверие, а не Православие

3. История Православия на Руси фактически началась с реформ Никона, внедрение в сознание людей названия «Православие» происходило уже после 1826 года (запрете Российского Библейского Общества)

4. С полной уверенностью можно утверждать, что Православие в России насчитывает на сегодняшний момент немногим более 160 лет, а до этого оно называлось Правоверие.

А теперь давайте рассмотрим тезис «о христианских корнях русской культуры и о важной роли Русской православной церкви в истории».

Собственно этот тезис распадается на два:

1-й. О христианских корнях русской культуры;

2-й. О важной роли Русской православной церкви в истории.

О христианских корнях русской культуры.

Для начала, определимся с терминами.

Культура — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Традиция — набор представлений, обычаев, навыков и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений

Именно обычаи народа, традиции, моральные и материальные ценности дохристианского периода уничтожались церковью без всяких сожалений, заменяя их Библейскими и как результат – нарушение связи поколений. Вспомним как это происходило во времена крестителя Руси кн.Владимире.

«….пославъ нача поимати оу нарочитоє чади . дѣти и даӕти нача на оученьє книжноє . мт҃ре же чадъ сихъ плакаху по нихъ . єще бо не бѧху сѧ оутвердили вѣрою . но акъı по мер̑твеци плакахсѧ»

[Полное собрание русских летописей. Том первый. Лавреньтевская летопись. АН СССР 1926-1928гг. стр.83 - 84]

Перевод на современный русский язык выглядит следующим образом:

«Посылал он отбирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере и плакали о них как о мертвых.»

По сути, народ в результате деятельности церкви на Руси оказался «генетически кастрированным», лишенным своих корней и постепенно деградировал. Именно об этом я писал в своей статье «Русь. Дары христианства»

http://cont.ws/post/84793

Собственно говорить о христианских корнях русской культуры, значит утверждать, что эта культура развивалась однобоко, она развивалась только в рамках христианских верований. Попутно уничтожалась древняя культура НаРода. Единственными письменными памятниками языческой культуры, дошедшими до нас, являются жемчужина русской письменной культуры - «Слово о полку Игореве», этот гимн древним славянским Богам, да и то, сохранившегося совершенно случайно и объявленного сразу фальшивкой и Велесова Книга. Ну как же, ведь славяне получили светоч знаний только с принятием христианства на Руси. Как сказал Патриарх Кирилл:

«Православная церковь в своей истории, в своем придании, имеет замечательные имена. Это имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В каком-то смысле мы церковь Кирилла и Мефодия. Они вышли из просвещенного Греко-римского мира и пошли с проповедью к славянам. А кто такие были славяне? Это – варвары…люди говорят непонятные вещи. Это люди второго сорта. Это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи. Принесли им свет христианской истины. И сделали что-то очень важное. Они стали говорить с этими варварами на их языке. Они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику, славянский язык." В этой фразе «Это люди второго сорта. Это почти звери.»

заключен главный подход церкви к культуре и традиции народа. Именно благодаря влиянию церкви, властью и церковью уничтожалась русское народное творчество. Так по указу царя Алексея Михайловича уничтожались русские народные инструменты, которые свозились возами на Красную площадь и там сжигались. Осуществлялись гонения на скоморохов, этих носителей русской традиции юмора сатиры. В общем, продолжать можно до беЗконечности.

В Библии описаны те, кто почитается святыми, в крайнем случае, о-о-чень уважаемыми людьми. О них снимаются художественные фильмы и писались и пишутся картины, они изображались на фресках христианских храмов. Они — пример для подражания! Однако, лично мне подражать им совсем не хочется. От поведения библейских героев, от их нравственных и моральных ценностей, описанных в «святой» книге, волосы встают дыбом; ничего кроме отвращения у нормального человека они вызвать не могут. Не может нормальный человек считать своей культурной традицией обман, разврат, насилие, ненависть, сутенёрство, зверские убийства, которыми изобилует Библия и которые, в силу этого, являются христианской культурной традицией. Показателен и тот факт, что в Ветхом Завете, напечатанном убористым текстом на 1000 страницах, слово «честь» встречается только 19 раз, да и то, в основном в выражениях типа «оказать честь», «в честь кого-то». В смысле «человеческое достоинство» оно встречается только 1 раз, как и слово «совесть». Вдумайтесь по 1 разу на 1000 страниц «священных» текстов!

Практические знания и умения, которые используют люди в своей жизнедеятельности и, которые передаются из поколения в поколение, тоже является частью культурной традиции. В Библии подробно рассказывается история жизни целых поколений, так называемых, «праотцев» — тех, кто считается прародителями современных иудеев. Другими словами, там описано, как они добывали себе «хлеб насущный», что они делали для того, чтобы устроиться в жизни, скажем так, покомфортней.

И снова Библия неприятно поражает: там абсолютно нет никакого даже намёка на то, чтобы вдохновить человека на созидательный труд. Укради, обмани, отними – вот такие методы, описанные обыденным языком, как само собой разумеющееся, предлагаются в Библии, чтобы получить «хлеб с маслом и икрой». Вот такие практические знания и умения описаны в Библии.

В качестве великих людей — примеров для подражания на многие века, там выступают обманщики, воры, насильники и убийцы. В качестве высоких нравственных и моральных принципов, авторитетно провозглашённых в священной книге христиан, указаны хитрость, лживость, лжесвидетельство, клевета, предательство, казнокрадство, коррупция, животная злоба, жестокость, расовая нетерпимость и т.д.

В качестве знаний и умений – невежество, паразитизм, откровенное враньё, хитрость, беспринципность, подлость…

Вот такая получается у «православных» христиан культурная традиция. Кратко суммируя всё, что даёт нам Библия в этом плане, можно с большим сожалением констатировать, что ни о какой культурной традиции в ней вообще нет и речи.

О важной роли Русской православной церкви в истории

Отрицать важную роль Русской Православной церкви в истории думаю беЗсмысленно, надо только посмотреть - а какова эта роль. Я не буду залезать во времена отдаленные, а ограничусь только периодом начиная с 15 - го века.

Именно при поддержке церкви народ, не знавший рабства в свое истории, был погружен в жесточайшее по своим проявлениям рабство, которого не знала «просвещенная» Европа.

Достаточно вспомнить роман «Дубровский». Именно церковь являлась главным рабовладельцем на Руси. Русское духовенство никогда не жалело и не защищало крепостных. Наоборот, оно внушало, что крепостное право от бога! Ведь это было выгодно и церкви, хотя бы потому, что сотни тысяч крестьян были крепостными монастырей и духовенства. Тяжелым беспросветным рабством давило крепостничество на русскую землю. Крестьяне не только были обязаны работать на помещиков, на церковь и на царское правительство, они были рабами своего господина и телом и душой. В то время богатство человека измерялось числом душ, которыми он владел. «Души» означали крепостных мужчин, а женщины и дети в счет не шли. Богатым человеком считался помещик, владевший несколькими сотнями, а то и тысячами душ. Господин имел право наказывать плетью и даже убивать своих крестьян. Он мог обменивать их, как вещи, проигрывать в карты и продавать, причем разлучал жену с мужем, мать с детьми, жениха с невестой. Продавали и обменивали людей наравне с домашним скотом и вещами.

РПЦ наряду с помещиками была против отмены крепостного права. Митрополит Московский Филарет на Библии доказывал царю, что Рабство ( Крепостное Право) соответствует святому писанию. Но Царь поступил иначе. По стечению обстоятельств именно Митрополит Филарет готовил документ в поддержку отмены крепостного права.

Огромное влияние церкви отразилось и на развитии отечественной науки. Представители современной православной церкви пытаются скрыть реакционную деятельность православия и его борьбу против просвещения и науки. Защитники православия утверждают, что гонения против науки, если они и были, то носили случайный характер и что православная церковь никогда не отрицала необходимость и пользу науки. В действительности же, православная церковь неизменно враждебно относилась к науке, была инициатором травли наиболее талантливых ее представителей. Достаточно вспомнить М.В.Ломоносова.

К сожалению, в условиях радикализации современного общества, некоторые ортодоксы от христианства даже сейчас требуют запретить преподавание астрономии в средних школах   http://nnm.me/blogs/aleeks1/za... , т.к. астрономия противоречит описанному в Библии мироустройству.

Для усиления влияния духовного ведомства на просвещение в марте 1797 г. была создана специальная московская духовная цензура, состоявшая исключительно из представителей духовного ведомства и подчиненная непосредственно синоду. Цензоры от духовного ведомства назначались и в первые типографии. В типографии Сухопутного шляхетного корпуса, организованной в 1757 г., цензор иеромонах корпуса просматривал даже такие сочинения, как «Строевой устав пехотного полка», «Берг — привилегии и регламент» (1762 г.).

Академия наук с самого начала своей деятельности находилась под бдительным контролем синода. Цензоры, назначенные синодом, проверяли издававшиеся Академией сочинения, выискивая в них места, «сумнительные и противные христианским законам, правительству и добронравию».

Екатерина П - поборница «просвещения» вместе с духовным ведомством крайне враждебно относилась к просветительской деятельности прогрессивных мыслителей своей эпохи. Екатерина П и духовное ведомство ополчились против замечательного русского просветителя H. И. Новикова, который, по словам В. Ключевского, «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению». Объединив вокруг своей типографии ученых, литераторов, студентов, переводчиков, Новиков за короткий период издал большое число книг по всем отраслям знания. Среди лих были произведения Вольтера, Даламбера, Руссо. Из отечественной литературы им издан Херасков, Сумароков, Кантемир, по русской истории — 20 томов «Древней русской вифлиофики», «Деяния Петра Великого» в 12 томах И. И. Голикова; по истории литературы — «Новое и полное издание русских песен», собранное Чулковым и Поповым. Особое значение Новиков придавал изданию литературы для народа, учебных пособий, детской литературы. Новиков наладил также сбыт книг. Его книги (за 1779-1792 гг. было издано 893 названия) проникали в самые глухие места России. Книгоиздательская и просветительская деятельность Новикова вызвала подозрение и недовольство духовенства, тем более, что в некоторых книгах, изданных Новиковым, содержалась критика религиозного фанатизма и суеверий, встречались выпады против клерикализма, пропагандировались достижения передовой науки. Новиков способствовал просвещению народа, что было ненавистно духовенству. Протоиерей московского Архангельского собора Петр Алексеев, известный мракобес, исповедник Пугачева и его сподвижников перед казнью, первый донес на Новикова в 1785 г. духовнику Екатерины II Панфилову.

В современной России за время президентства Путина РПЦ заметно укрепила свои позиции во власти. Но жертвой этого стала культура и прежде всего музеи. В соседней Рязанской области пол-Кремля отобрали церковники. Музейщики бились до последнего. Все закончилось увольнением директора. Недавно РПЦ передали Троице-Сергиеву лавру. Там также уволили директора Государственного исторического музея Александра Шкурко, руководившего учреждением с 1992 года.И это далеко не полный перечень сфер влияния Православной церкви на отечественную историю.

Причины активизации РПЦ понятны – в последнее время церковь стала интенсивно терять паству и с помощью таких инициатив она пытается через систему образования окормит молодежь, внушив ей основы христианской морали, но понятны и причины поддержки власти. Живя в условиях отсутствия государственной идеологии, все попытки создания которой заканчиваются провалом, власть делает ставку на РПЦ, надеясь, что идеологические основы христианства восполнят зияющую дыру в идеологическом обеспечении своей власти. Опоздали господа, это прошло бы в 90-е годы на волне подъема влияния РПЦ, но в условиях заката влияния РПЦ на массы это уже беЗсмысленно.

Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

Украинцы становятся невъездными. Россия закручивает гайки: К чему всё идёт, сказал Пинчук

Украинцы становятся невъездными. Россия сильнее закручивает гайки на границе. К чему всё идёт, сказал Андрей Пинчук: "Обжегшись на молоке, дуют на воду".Украинцы постепенно становятся н...

Обсудить
  • какой бы мудрой ни была жидовая идеология. под каким бы соусом не подавалась - она умрет. т.к носитель этой нечисти - жиды прокляты Создателем.
  • Новый материал американского агента, маскирующегося под патриота.
  • Александр, мне просто интересно, когда Вы перестанете штамповать с умным видом откровенные глупости? О каком неповиновении властям идёт речь? О каких преступлениях и о каком покаянии Вы говорите? Вы настолько кристальной чистоты человек, что вправе диктовать свои условия?
  • Замечательно разъяснено и про Правоверие с Православием, и про старобрядство со староверием. Вообще, всё в статье ясно изложено, "всё по полочкам разложено", что и домысливать и переиначивать совершенно не требуется! Благодарю Вас за Ваш труд, Александр!
  • Нуда. Согласен. Жили себе Славяне тихо мирно. Прилетели пришельцы, закидали нас ядерными бомбами, устроили потоп, Навязали семейку Ольденбургов Романовых, изменили религию, изменили язык, убрали арабскую бязь, закабалили славян назвав это крепостничеством. Уничтожили пол Африки и Великую Тартарию. Посадили властвовать над нами Еврейцев. Так и правят до сих пор...