О выдающемcя Пьер-Эмерике Обамеянге, или Как я окончательно стал противником Микеля Артеты

0 210

Сегодня поздравления с 35-м днём рождения принимает Пьер-Эмерик Обамеянг – выдающийся габонский нападающий, один из лучших игроков Арсенала в XXI веке.

Арсенальским пиком Обамеянга стали сезоны 2018-19 и 2019-20. В первом случае Пьер-Эмерик помог Канонирам дойти до финала Лиги Европы, а также занял 1-е место в списке лучших бомбардиров АПЛ.

Во всех турнирах габонец забил тогда 31 гол – это один из лучших сезонных показателей в истории Арсенала.

Через год Обамеянг едва ли не в одиночку выиграл для Канониров Кубок и Суперкубок Англии.

В полуфинале Кубка Пьер-Эмерик оформил победный дубль в ворота Ман Сити (2-0), в финале проделал то же самое в игре с челси (2-1).

В Суперкубке с Ливерпулем на его счету был гол в основное время и реализованный пенальти в послематчевой серии (1-1, по пенальти 5:4).

Всего же в 163 матчах за Арсенал в активе Обамеянга 92 гола и 21 результативная передача. В среднем габонец забивал за Канониров 0,56 гола за матч – это выдающийся результат.

Это больше, чем у таких легенд Арсенала, как Клифф Бастин (0,45), Джек Ламберт (0,33), Джо Хульм (0,33), Джон Рэдфорд (0,31), Деннис Бергкамп (0,28).

Никто после окончания Эпохи непобедимых не демонстрировал в Арсенале такой высокой результативности; у Алексиса Санчеса было 0,48 гола за матч, у Робина ван Перси – 0,47, у Оливье Жиру – 0,41.

И это всё при том, что уровень поддержки со стороны полузащиты у Обамеянга был значительно слабее, чем у любого из вышеперечисленных игроков. И вообще тот Арсенал, за который выступал габонец, был по составу самым слабым в XXI веке.

Даже страшно представить, сколько габонец наколотил бы, играй он в одной команде с плэймейкерами уровня Робера Пиреса, Фредди Юнгберга, Санти Касорлы, Алекса Сонга, Аарона Рэмси, Сеска Фабрегаса.

Ну или того же Бергкампа, который хоть и был нападающим, но в конструировании атак мог дать фору многим плэймейкерам.

При этом голы Обамеянг забивал самые разнообразные: явное большинство из них имеет безусловную эстетическую ценность. Да и сам Пьер-Эмерик – футболист очень разносторонний.

Во-первых, Обамеянг – универсал, способный действовать и на острие, и в оттяжке, и на фланге.

Во-вторых, он прекрасно оснащён технически: умеет не только забивать, но и обыгрывать защитников, и раздавать партнёрам классные передачи.

В-третьих, Пьер-Эмерик по-футбольному умный игрок, импровизатор, способный придумать и исполнить тот или иной нестандартный, эффектный трюк.

В-четвёртых, чисто как нападающий, Обамеянг отлично умеет выбирать позицию, обладает хорошим голевым чутьём и поставленным ударом с любых позиций.

Наконец, в-пятых, габонец обладает незаурядной пластикой, что очень помогает ему и при обработке мяча, и при обыгрыше соперника, и при ударах по воротам.

И очень нелепо, что неадекватные "эксперты" в 2020-м критиковали продление контракта с Обамеянгом, "мотивируя" это тем, что у габонца якобы всё завязано на скорости, а потому, будучи возрастным игроком, он не сможет показывать высокий уровень.

Пьер-Эмерик – это вам не Тео Уолкотт, у которого действительно ничего, кроме скорости, не было. Габонец же с таким обширным перечнем сильных сторон никак не может зависеть от одной только быстроты.

Следующая сильная сторона Обамеянга – это лидерские качества. Пьер-Эмерик – один из немногих игроков Арсенала в XXI веке, кто был способен брать на себя лидерское бремя, быть вожаком, кто с наилучшей стороны проявлял себя именно в больших и решающих матчах, на кого можно положиться в трудный момент.

Это выгодно отличало Обамеянга от того же Фабрегаса, который хоть и был мастеровитым игроком, но это своё мастерство демонстрировал лишь во второстепенных играх с середняками и аутсайдерами, а большие матчи традиционно проводил в фирменной шапке-невидимке роналду-озила.

А у Пьер-Эмерика – судите сами⬇

Сезон 2018-19:

✔ 2 гола и голевой пас в потрясающем дерби с Тоттенхэмом (4-2);

✔ гол в победной игре с мю (2-0);

✔ 2+1 в ответной игре 1/16 ЛЕ с Ренном (3-0);

✔ 4+1 в 1/2 ЛЕ против Валенсии (3-1, 4-2).

Сезон 2019-20:

✔ дубль в полуфинале Кубка Англии с Ман Сити (2-0);

✔ дубль в финале с челси (2-1);

✔ голы Тоттенхэму (2-2), мю (1-1), челси (1-2) в АПЛ;

✔ гол в выездном матче с полуфиналистом ЛЕ Айнтрахтом (3-0).

Сезон 2020-21:

✔ гол и реализованный пенальти в послематчевой серии с Ливерпулем в победном матче за Суперкубок (1-1, 5:4);

✔ победный гол мю на Олд Траффорд (1-0);

✔ голевой пас на Смита-Роу в победном матче с челси на Стэмфорд Бридж (1-0);

✔ дубль в матче 1/16 ЛЕ с Бенфикой (3-2).

Сезон 2021-22:

✔ победный гол Тоттенхэму в АПЛ (3-1).

Также Пьер-Эмерик выигрывал Кубок французской лиги с Сент-Этьеном; с Боруссией Д поднимал над головой Кубок Германии и дважды Суперкубок страны. Во всех своих командах он был лидером.

Обамеянг выигрывал гонку бомбардиров в Бундеслиге, опережая левандовски и в АПЛ, опережая Кейна, Варди и Агуэро; признавался Футболистом года в Африке; является лучшим бомбардиром в истории сборной Габона.

В общем, с одной стороны, радостно, что такой игрок выступал за Канониров, а с другой – обидно, что арсенальское приключение Обамеянга получилось менее долгим и менее успешным, чем могло быть.

Так мы плавно подошли ко второй части статьи, в которой речь пойдёт о конфликте между Пьер-Эмериком и Артетой, имевшем место два с половиной года назад и завершившемся уходом габонца из команды.

Почему я сейчас решил поднять эту тему?

Во-первых, всегда бывает полезно оценить то или иное явление не сразу, по горячим следам, а именно с высоты прошедшего времени.

Во-вторых, та ситуация была интерпретирована футбольным сообществом в крайне упрощённом и искажённом варианте.

Увы, свои горькие плоды дают результаты Болонской системы (в первую очередь ЕГЭ), направленной на умственную деградацию человека, на то, чтобы он был не способен мыслить – ни критически, ни аналитически, ни творчески; а просто ставил галочку там, где ему кажется нужным.

Вот и в нашем случае жертвы ЕГЭ вместо того, чтобы хорошенько проанализировать ситуацию, просто поставили галочку: Обамеянг плохой, он был не прав, а Артета хороший, он поступил как надо.

На самом деле атрофированные мозги жертв ЕГЭ не учли в этом конфликте целый ряд важнейших моментов.

Момент первый: если бы не Обамеянг, то Артета сейчас боролся бы не за чемпионство с Арсеналом, а за выживание с условным Эвертоном.

За время своего пребывания у руля команды Артета не раз находился на грани увольнения. Обстоятельством, каждый раз склонявшим чашу весов в его пользу, был бэкграунд в виде двух титулов, завоёванных в первый же год его работы с командой.

Причём это было двойное достижение: во-первых, сами титулы; во-вторых, то обстоятельство, что в борьбе за них Арсенал прошёл очень серьёзных соперников: в Кубке – Сити и челси, в Суперкубке – Ливерпуль.

И главным автором данных побед был Обамеянг, забивший все 5 голов Арсенала в этих трёх матчах. Именно эти голы в своё время и уберегли Артету от увольнения.

А ведь в случае увольнения дальнейшая судьба Микеля была бы крайне незавидной: в Арсенал он попал по блату – как бывший игрок команды. Но в случае увольнения из стана Канониров в следующий раз в большом клубе Артета очутился бы очень нескоро.

В статусе "сбитого лётчика" ему пришлось бы начинать свой путь к большому клубу с нуля: принимать команду АПЛ, борющуюся за выживание, а то и вовсе кого-нибудь из Чемпионшипа. И далеко не факт, что Микель сумел бы осилить этот путь.

Именно Обамеянг уберёг Артету от такой скользкой дорожки, и в благодарность за это Микель обязан был поступить с Пьер-Эмериком иначе, чем поступил на самом деле.

Момент второй. Как вообще противники Обамеянга и сторонники Артеты аргументируют тот "слив" Пьер-Эмерика из команды?

Аргументируют тем, что в последнее время играл габонец так себе, не выкладывался по полной, да и за пределами поля вёл себя не лучшим образом.

В принципе всё верно; но ведь ложь заключается не только в том, чтобы говорить неправду, но и в том, чтобы не говорить правду или говорить не всю правду, искажая тем самым общую картину.

Так вот, то, что Обамеянг в последнее время был плох в Арсенале – это только половина правды. Вторая половина заключается в том, что виноват во всей этой ситуации был Артета!

Причём тут Артета – наверняка зададутся вопросом недалёкие болельщики. А при том! Ведь чем хороший руководитель отличается от плохого?

Хороший – всегда держит руку на пульсе всех настроений и процессов во вверенном ему коллективе, отвечает за каждую деталь, за каждую мелочь во вверенном ему механизме.

Конечно, это требует большого количества сил, времени, нервов, энергии. Но хороший руководитель готов их тратить и будет их тратить.

Плохой же руководитель ничего этого делать не будет, а при том или ином косяке во подшефном ему механизме или коллективе всегда будет оправдываться: бедный я, несчастный; что же я мог поделать; я ни в чём не виноват.

И лизоблюды такого руководителя тоже будут его оправдывать: дескать, он ни в чём не виноват, он ничего не мог поделать.

Так вот, Артета в данной ситуации проявил себя как очень плохой руководитель команды. Он вообще проявил себя не как тренер, а как пустое место.

Микель безучастно наблюдал за тем, как деградирует лидер и капитан – вместо того, чтобы путём личных бесед/мотиваторского искусства/совместных мероприятий и т.п. сделать так, чтобы Обамеянг с горящими глазами сражался за команду, за тренера, за болельщиков.

Почему у Хави габонец сразу после ухода из Арсенала рвал и метал, а у Артеты – нет? Потому что один проявил качества умелого руководителя и мотиватора, сумел найти подход к игроку, а второй – нет!

Да, Обамеянг был не прав, но Артета во всей этой ситуации повёл себя ещё более неправильно!

Момент третий: если бы вся эта ситуация имела место 20 лет назад, когда в атаке Арсенала были те самые Пирес, Юнгберг, Бергкамп, Нванкво Кану, Сильвен Вильторд – тогда, конечно, можно было бы не церемониться с провинившимся игроком.

Но это именно тогда, а в том артетовском Арсенале Обамеянг был:

✔ во-первых, самым мастеровитым футболистом;

✔ во-вторых, он был единственным готовым, сформировавшимся топ-игроком;

✔ в-третьих, Обамеянг был самым опытным футболистом в том Арсенале, причём этот опыт был победным;

✔ в-четвёртых, на тот момент он был единственным игроком, через которого можно было строить атакующую игру.

Задача тренера и вообще любого руководителя – по максимуму использовать имеющиеся у него ресурсы, даже если они совсем незначительные.

Конечно, Артете хотелось бы иметь таких футболистов, как Пирес, Юнгберг, Бергкамп. Но их не было, а из тех, кто имелся в распоряжении Микеля, лучшим был именно Пьер-Эмерик.

Поэтому задачей Артеты было сделать так, чтобы габонец максимально реализовал свой огромный потенциал, найти к нему индивидуальный подход, а не разбрасываться мастерами такого уровня!

Да, Обамеянг в ментальном плане был проблемным футболистом: неженка, тепличное растение, игрок настроения. Было у него вдохновение и настроение – горы мог свернуть; не было – представлял из себя печальное зрелище.

Так вот, Артета, окажись он классным тренером, сделал бы так, чтобы настроение и вдохновение никогда не покидали Обамеянга.

Если для этого нужно было, чтобы Микель каждый вечер приезжал к Пьер-Эмерику домой и лично готовил ему морковный фреш – Артета должен был на это пойти.

Если бы для вдохновения Обамеянгу понадобилось, чтобы Микель ежедневно делал габонцу массаж ног или наизусть читал отрывки из "Евгения Онегина" – ради интересов команды это тоже надо было исполнить!

А ещё Артета мог и должен был войти с Обамеянгом в такие дружеские отношения, чтобы габонец в принципе был неспособен подвести друга, проявляя безволие или нарушая дисциплину.

Артета мог и должен был так растолковать Обамеянгу роль капитана Арсенала, чтобы тот выходил и блеском в глазах яростно сражался за Канониров.

Мог, должен был, но не сделал, проявив себя никудышным психологом и мотиватором!

Арсенал столько лет страдал из-за того, что вынужден был продавать всех, на кого был спрос на трансферном рынке...

А тут клуб без всякого спроса взял и своими руками отдал великолепного игрока. Бесплатно. Этим поступком Артета просто выстрелил в ногу. Причём не только себе, но и команде.

Момент четвёртый: выгоняя габонца из команды, Артета рисковал, поставив всё на карту. Если бы этот риск оправдался, если бы Микель выиграл, то его нужно было бы похвалить за этот риск. Однако всё закончилось для Арсенала и для Артеты сокрушительным поражением.

Что касается индивидуальных результатов, то Обамеянг забил за полсезона в Барселоне 13 голов. Габонец тогда трижды забил Валенсии на Месталье (4-1), результативно поучаствовал в разносах Наполи (4-2) и Атлетика (4-0).

На высочайшем уровне Пьер-Эмерик провёл Класико на Бернабеу: Барса победила со счётом 4-0, а габонец отметился дублем и голевой передачей.

К слову, за время своего выступления за Барсу Обамеянг забил столько же, сколько три лучших бомбардира Арсенала – Букайо Сака, Эдди Нкетиа и Мартин Эдегор, вместе взятые.

Что касается командных результатов, то Обамеянг помог Барселоне подняться с 8-го места на итоговое 2-е.

Арсенал же в сезоне 2021-22 без габонца бесславно вылетел из Кубка Англии и из Кубка Лиги, а в чемпионате с позором отдал 4-е место, эпично проиграв Тоттенхэму и Ньюкаслу с общим счётом 0-5.

В выигрыше тогда оказались все: и Обамеянг, перезапустивший карьеру (сделать это можно были и в Арсенале); и Барса, бесплатно заполучившая классного исполнителя; и челси с Тоттенхэмом, которые в итоге опередили Канониров на 5 и на 2 очка соответственно; и только Арсенал остался в ужасном проигрыше.

В сезоне 2022-23 Канониры вроде как были успешны, а Обамяенг примерил на себя роль неудачника.

Но на самом деле всё не так: габонец просто стал в челси жертвой бардака (в первую очередь тренерского), так и не получив по-настоящему свой шанс.

А вот когда осенью 2022-го челси в группе разнёс в двух матчах будущего полуфиналиста ЛЧ милан (5-0), Пьер-Эмерик забил в обоих играх.

К слову, Обамеянг даже в неудачном для себя сезоне был в 1/4 Лиги чемпионов, Артета же в сезоне вроде как успешном не смог выйти хотя бы в 1/4 Лиги Европы.

Да и в целом успехи артетовского Арсенала были сильно преувеличены: за счёт падения Ливерпуля, Челси и Тоттенхэма команде удалось забраться на 2-е место и поучаствовать в чемпионской гонке.

Но в решающий момент артетовцы потекли, словно слёзы Александра Зинченко: упустили преимущество в 2 мяча в матчах с Вест Хэмом и Ливерпулем, дома получили 3 гола от Саутгемптона – последней команды АПЛ, дома же крупно проиграли Брайтону.

В сезоне 2023-24 Обамеянг вновь получил шанс и вновь блистательно им воспользовался: 30 голов и 11 результативных передач во всех турнирах за Марсель. И это почти в 35 лет!

По итогам сезона Пьер-Эмерик был признан лучшим игроком Лиги Европы (там он стал ещё и лучшим бомбардиром) и лучшим африканским игроком Лиги 1.

Обамеянг помог Марселю пройти в Лиге Европы Вильярреал с Бенфикой и добраться до 1/2 турнира.

Это великолепный результат, особенно если вспомнить, как Арсенал с Артетой в Лиге Европы вылетал в 1/16 от Олимпиакоса, в 1/8 от Спортинга и в 1/2 от того же Вильярреала.

Габонец вновь забивал шедевральные голы, демонстрировал чудеса техники и импровизации, вёл за собой команду, радовал болельщиков и хлебом, и зрелищем.

И всё это в совершенно посредственном Марселе – слабой команде (8-е место в Лиге 1) со средними игроками и недотренером Дженнаро Гаттузо. В Арсенале, с топ-партнёрами, его игра и статистика были бы ещё более впечатляющими.

К слову, блестящая игра Обамеянга за Барселону и Марсель полностью опровергает мнение неадекватных "глоров" Арсенала, что в 2020-м габонец якобы старался только ради нового контракта, а подписав оный, просто закончился как футболист.

И "токсичность" Пьер-Эмерика, которой эти граждане оправдывали решение Артеты убрать габонца из Арсенала, в Барсе и в Марселе тоже сразу куда-то исчезла...

Ну а что же Арсенал и Артета без Обамеянга? В сезоне 2023-24 Канониры вроде как снова претендовали на чемпионство в АПЛ, но в решающий момент опять уныло "слились".

Вроде бы этот Арсенал хорош: прекрасны Букайо Сака, Мартин Эдегор, Деклан Райс, Леандро Троссард, Вильям Салиба и др. И всё же чего-то не хватает.

А не хватает именно Обамеянга с его вышеперечисленными сильными качествами. Тем более что настоящим лидером – таким как Пьер-Эмерик в своих лучших матчах – никто из нынешних игроков Арсенала быть не в состоянии.

Представьте, если в сегодняшнюю арсенальскую банду добавить ещё и Пьер-Эмерика! Тогда бы Канониры и в АПЛ чемпионам стать могли, и в Лиге чемпионов не вылетали бы безвольно от очень слабой баварии.

Ведь Обамеянг, помимо прочего, ещё и сильный конструктор атак: в Сент-Этьене и Боруссии Д, играя в оттяжке, он отдавал немало голевых передач; в Арсенале, в силу дефицита в команде забивных игроков, он вынужден был действовать на острие.

И вот сейчас, когда забивные нападающие появились, Пьер-Эмерик мог снова активно действовать в подыгрыше: это сильно разнообразило бы атаку Арсенала и в эстетическом, и чисто в практическом плане.

Ну и пятый момент: фигуры Обамеянга и Артеты в принципе не сопоставимы – ни по вкладу в мировой футбол в целом, ни конкретно по заслугам перед Арсеналом. О Пьер-Эмерике я уже рассказал, а кто такой Микель?

Футболистом он был более чем средним. Из пяти сезонов в Арсенале на должном уровне он отыграл лишь первый. За те же четыре с половиной года, что Артета тренирует Канониров, единственным по-настоящему радостным и успешным моментом были победы в Кубке и Суперкубке Англии в 2020-м; и заслуги Обамеянга в тех победах куда больше, чем заслуги Артеты.

Хочется ошибаться, но в том, как Микель поступил с Пьер-Эмериком, проглядывается банальная человеческая и спортивная зависть; и дождавшись нужного момента, Артета, словно мелкий пакостник, просто отомстил тому, кто лучше и успешнее его.

Не перебарщиваю ли я с "хейтом" Микеля? Думаю, нет. Почему я против Артеты – это тема уже для другого разговора. Сейчас же буду краток.

Пожалуй, главная формула всей философии, да и всей жизни тоже: сознание определяет бытие. Происходящее в материальном мире всегда является отражением, результатом того, что у нас в головах.

Так, вот то, что Артета привил Арсеналу, что Канониры из сезона в сезон демонстрируют под его руководством – это психология лузера, менталитет неудачника, неспособность взять своё даже когда это своё само идёт в руки.

Это сполна проявилось и когда в сезоне 2021-22 Канониры по-лузерски отдали 4-е место Тоттенхэму, и когда в сезонах 2022-23 и 2023-24 проигрывали чемпионскую гонку Ман Сити.

Пока Арсенал не изменит свою психологию, он так ничего и не добьётся. Но если Артета за 4 с половиной года так и не смог выработать у команды менталитет победителя...

Если его Арсенал в решающие моменты из раза в раз даёт колоссальную слабину, то какие же у нас основания верить, что в дальнейшем ситуация изменится к лучшему?!

Артета – молодец, он построил неплохую команду, которая впервые за долгое время ставит перед собой большие цели. Можно даже сказать, что это команда-конфетка.

Однако быть командой-конфеткой хорошо лишь на первых порах. Дальше нужен следующий шаг: из команды-конфетки превратиться в команду-победителя.

Но из-за той самой лузерской психологии команда Артеты сделать этот шаг не в состоянии. Видимо, этот Арсенал так и войдёт в историю как команда, которая топталась-топталась вокруг да около больших побед, но сделать решающий шаг так и не смогла...

Огромным шансом Арсенала был Унаи Эмери, однако Канониры этот шанс бездарно упустили, не дав Унаи ни времени, ни трансферов, ни доверия руководства.

И тот факт, что "глоры" Арсенала даже сегодня, когда все видели, чего добились Эмери и Обамеянг в других командах, продолжают кричать, что решение променять Унаи на Артету, равно как и решение Артеты убрать Обамеянга, были верными...

Этот факт наглядно демонстрирует то, что "глоры" Арсенала неадекватнее, чем у других команд. Говорю это с досадой, как человек, который сам с 2001 года поддерживает Канониров.

Эмери, придя в 2020-м на выжженное пространство в Вильярреал, сходу привёл Подводников в победе в Лиге Европы, а в 1/2 в одну калитку переиграл Артету с его Арсеналом.

Затем Унаи добрался с Вильярреалом до 1/2 Лиги чемпионов. Кстати, вспомните, как тогда Подводники в 1/4 играли с баваркой, и сравните это с тем, как с баваркой в 1/4 играл Арсенал Микеля – и сразу станет понятно, кто такой Эмери и кто такой Артета.

Затем Унаи пришёл на ещё более выжженное пространство в Астон Виллу. Итог: в первом сезоне – выход в Лигу конференций, во втором – выход в Лигу чемпионов, 1/2 Лиги конференций и легендарные 2-0 в Лондоне с Арсеналом, лишившие команду Артеты чемпионства.

А чего за эти 4 с половиной года добился Артета? Единственным по-настоящему радостным и успешным моментом был август 2020-го, когда Арсенал в борьбе с Ман Сити и челси выиграл Кубок Англии, а затем взял и Суперкубок, победив Ливерпуль.

По иронии судьбы в тех победах заслуги Эмери, прекрасно научившего Арсенал играть в больших матчах, и Обамеянга, завившего в тех играх 5 голов, было куда больше, чем заслуги Артеты, с которым команда обречена на дальнейшее лузерство... 

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...