Замечательный Александр Старков: вытаскивал Спартак из ямы в Лигу чемпионов, выводил слабую Латвию на Евро-2004, раскрывал игроков до уровня АПЛ

0 219

Сегодня поздравления с 69-м днём рождения принимает выдающийся тренер, мастер спорта СССР, один из лучших игроков в истории прибалтийского футбола Александр Старков.

На весь футбольный мир Старков прославился, когда вывел заведомо слабую Латвию на Евро-2004, перешагнув при этом через сборные Швеции, Польши и Турции.

В отборочном турнире к ЧЕ-2004 команда Старкова отметилась выездной победой над мощнейшими шведами; хоть в том матче и не играли Юнгберг с Ларссоном, но Мельберг, Чельстрем, ибрагимович были на поле.

Также на выезде Латвия тогда обыграла Польшу, которая хоть и не хватала в те годы звёзд с неба, но по классу, опыту и составу всё равно явно превосходила команду Старкова.

В стыковых матчах Латвии попалась Турция. Турецкий футбол был в те годы на подъёме: на ЧМ-2002 сборная взяла бронзу, а двумя годами ранее Галатасарай выиграл Кубок УЕФА и Суперкубок Европы, оставив не у дел лондонский Арсенал и мадридский реал соответственно.

Дома подопечные Старкова победили турков (1-0); в ответной, гостевой встрече латыши уступали 0-2, но в тяжелейшей ситуации сумели выйти из горячей турецкой бани победителями, оформив ничью, равную победе (2-2).

На самом Евро-2004 команда Старкова попала в ещё более серьёзную "группу смерти", но выступила достойнейшим образом.

В матче с Чехией, которая демонстрировала лучшую игру на том турнире и была ведома действующим обладателем Золотого мяча недведом, Латвия открыла счёт.

В итоге прибалты всё равно проиграли, но сделали это лишь с минимальным преимуществом и с высоко поднятой головой (1-2).

С Германией подопечные Старкова сенсационно сыграли вничью (0-0); Голландии проиграли крупно, но небезнадёжно (0-3).

Помимо подвигов с национальной сборной, Старков 12 раз выигрывал чемпионат Латвии со Сконто. К слову, если со Старковым Сконто становился чемпионом 12 раз, то без Старкова – всего 3. Как говорится, необходимость присутствия определяется отсутствием.

Ещё одна грань тренерского таланта Старкова – умение раскрывать игроков. В то время, когда Александр Петович работал со Сконто, местные игроки регулярно прогрессировали и уезжали в более сильные чемпионаты и более престижные команды.

Виталий Астафьев перешёл в английский Бристоль Роверс, затем в Рубин. Андрей Штолцерс перебрался в донецкий Шахтёр, затем поиграл в Спартаке и в АПЛ за Фулхэм.

Марьян Пахарь и Имантс Блейдерис уехали в Саутгемптон, Андрей Рубин и Александр Колинько – в Кристал Пэлас; Рубин затем выступал и за Спартак.

Юрис Лайзанс ушёл в цска, Мантас Самусёвас – в московское Торпедо, Марис Верпаковскис – в киевское Динамо, Кшиштоф Лагиевка – в Шинник, бывший в те годы очень крепкой командой РПЛ.

Ну а, наверное, главная гордость Старкова – это центральный защитник Игорь Степанов, который летом 2000 года перешёл в его величество лондонский Арсенал – Арсенал, у которого в те годы в обороне играли Симэн, Адамс, Киоун, Диксон, Лаурен, Коул. И в этой компании оказался воспитанник Старкова!

Здесь, конечно, надо воздать славу и его величество Советскому Союзу, во времена которого всё было устроено так, чтобы творческий потенциал людей был реализован по максимуму – хоть в футболе, хоть искусстве, хоть в других сферах; хоть в центре, хоть в заштатной Прибалтике.

И все те подопечные Старкова, которые уезжали в Англию, были воспитанниками именно советского футбола. Ну а в "свободных" и "независимых" Латвии, Литве и Эстонии почему-то даже близко не пахнет игроками уровня Карпина, Янкаускаса, Пахаря.

Нынче в этих странах нет игроков, которые не то что могли бы быть востребованными в Англии, но даже хотя бы достойно выступать в РПЛ, даром что уровень РПЛ тоже сильно упал.

То же самое происходит и в других сферах. Например, в кинематографе. Даже близко в "независимой" Прибалтике нет актёров, которых можно было бы хотя бы отдалённо поставить в один ряд с выдающимися прибалтийскими артистами времён СССР: Витаутасом Томкусом, Паулом Буткевичем, Ремигиюсом Сабулисом.

Равно как и шедевров вроде фильмов "Мираж", "Смерть под парусом", "Гибель 31-го отдела", "Американская трагедия", "Богач, бедняк", "Чужой случай", "Свет в конце тоннеля", "Циклон начнётся ночью" в Прибалтике в последние 35 лет тоже не снимают. Такая вот цена "свободы", полученная в проклятом 1991-м.

В общем, латышский этап карьеры Александра Петровича удался на славу. И вот, летом 2004-го, после мощного выступления на Чемпионате Европы, Старков принимает новый вызов: возглавляет Спартак, находившийся в 2002-04 гг. в глубокой яме.

Александр Петрович быстро вытащил команду из этой ямы, сходу выведя красно-белых в Лигу чемпионов, а затем и в финал Кубка России.

Старков обеспечил не только результат, но и поставил Спартаку достаточно сбалансированный футбол: при нём команда забивала в среднем более полутора мячей за игру, пропуская при этом менее одного.

Именно в том Спартаке начали выходить на новый уровень быстров и Видич, который вскоре так же, как и многие другие подопечные Старкова, вскоре уехал в АПЛ.

Из ярких матчей Спартака при АПС нельзя не выделить разгром в дерби Динамо Романцева в 2005-м (5-1) и 3 волевых результата против Локомотива весной 2006-го: волевые победы с одинаковым счётом 2-1 в чемпионате и Кубке, а также волевую кубковую ничью 2-2, когда красно-белые отыгрались с 0-2.

Важно и то, что уходя из Спартака весной того же 2006-го, Александр Петрович оставил после себя отличное наследство – команду, которая затем 2 сезона подряд реально боролась за чемпионство, демонстрировала отличный футбол и достойно выступала в еврокубках.

Вообще, оценивая работу любого руководителя, надо говорить не только о том, что было непосредственно при нём, но и о том, что было, когда он пришёл и что осталось после него.

Так вот, Старков пришёл в Спартак на выжженное пространство, а оставил после достойное наследство.

Владимир Федотов, принявший Спартак из рук Старкова, тоже оставил после себя классную команду – правда, исходные данные у него были гораздо лучше, чем у АПС.

А вот пришедший затем черчесов оказался тем ещё недотренером: в сезоне-2007, благодаря фундаменту Старкова-Федотова, Спартак ещё был силён.

Но когда черчесов этот фундамент разрушил, а взамен не построил ничего, то мы получили в исполнении команды ужасный 2008-й с 2-8 от киевского Динамо и 1-5 от цска.

Сам же черчесов, в отличие от Старкова и Федотова, уходил из Спартака с позором, оставляя после себя выжженное пространство.

В общем, Александр Старков – выдающийся тренер. И сам по себе, и в сравнении с большинством других специалистов, работавших со Спартаком в постсоветской истории.

И очень жаль, что карьера такого замечательного тренера пошла под откос из-за подлого, двуличного, трусливого лицемера, члена ep аленичева.

В апреле 2006-го, в известной ситуации, вместо того, чтобы, как мужик, решать проблему один на один, а-чев поступил, как бесхребетная бабёнка, и побежал плакаться к третьей стороне, вынося мусор из избы...

Но справедливость отчасти всё же восторжествовала: в истории "Старков-аленичев" время всё расставило по своим местам.

Аленичеву – позор, ненависть и презрение! И за членство в ep, и за 2006-й, и за 2015-16 гг. А Александра Петровича – <С> днём рождения!

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...