Театральная калибровка - в трех московских театрах поменяли худруков

16 2664

Автор:   Дарья Продина

Театральная калибровка — в трех московских театрах поменяли худруков, выступавших с антивоенной и русофобской позицией. В культуре решили навести порядок?

Кто эти новоявленные «жертвы режима», и что это событие означает для нашей культуры

На прошлой неделе в мире российского искусства взорвалась информационная бомба – сразу в трех московских театрах, а именно в «Гоголь-центре», «Школе современной пьесы» и «Современнике» поменяли худруков и директоров, открыто ратовавших за свободу-равенство-братство и, конечно же, страдающую Украину. Мало того, «Гоголь-центр» и вовсе решили расформировать (в том виде, в котором его знали эти 10 лет) и вернуть театру историческое название – Театр имени Гоголя, что вообще сравни удару по центру принятия решений «передового» русского театра.

Отец-основатель этого «центра» – режиссер Серебренников, который в числе первых покинул ненавидимую им страну в начале весны, – поспешил максимально драматично оповестить об этом поклонников своего гения, не скупясь на яркие эпитеты. «Закрыли за честность, за позицию», «убили живой театр» и прочие свербящие пассажи. Между тем «непрогрессивная» общественность возликовала – как будто наступила долгожданная справедливость, и предатели родины наконец-то перестанут поливать грязью и жовто-блакитными слезами страну, с чьего бюджета они получают миллионы.

Патриотичные слои нашего общества (составляющие, по последним опросам, большинство) давно требовали вмешательства власти в абсурдную ситуацию – государство и его армию без стыда оскорбляют и предают, получая с этого же государства огромные деньги. И вот оно, кажется, пришло.

Впрочем, официально все произошло довольно мирно, без плахи и топора палача: формально со «специалистами» – Алексеем Аграновичем, Иосифом Райхельгаузом и Виктором Рыжаковым – просто не стали продлевать контракт, без какого-либо акцентирования на недовольстве их творчеством и, тем более, политическими взглядами. «Новые назначения связаны с прекращением трудовых отношений и истечением трудовых договоров с прежним руководством учреждений» – так было сказано.

Однако интересно рассмотреть всех троих фигурантов, вернее двоих – Райзельгауза и Рыжакова, поскольку Агранович был лишь верным последователем Серебренникова, а тот в представлениях не нуждается.

Иосиф Райхельгауз – уроженец Одессы, известен дружескими отношениями с украинским нардепом Гончаренко, активно и радостно участвовавшим в сожжении Дома Профсоюзов 2 мая 2014 года, публично восхищался «воинами-защитниками Мариуполя» полка «Азов».

Виктор Рыжаков – в 2015 году на сцене Центра имени Мейерхольда представил постановку «Саша, вынеси мусор», повествующую об умершем украинском офицере, который желает воскреснуть, чтобы отправиться защищать родину от русских оккупантов на Донбассе, по пьесе столпа современной украинской драматургии и литературы Натальи Ворожбит. Спектакль снискал похвалы критиков и целых три номинации на «национальную премию Золотая Маска». Кроме того, он – идейный вдохновитель «перфоманса» артистов «Современника», приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне, главный посыл которого формулировался примерно, как «зачем я должен это помнить?».

Эти штрихи к портретам больших профессионалов от искусства навевают мысль, что власть наконец-то решила хотя бы попробовать наводить порядок в тылу. Либеральная интеллигенция вслед за Серебренниковым, разумеется, подняла вой на болотах, возопив о тирании и свободе творчества и позиции. Всякий из нас имеет право на эту свободу, но если подобное выражение было уместно в, условно, мирное время, то в военное никакой свободой не объяснишь подобное тем, у кого на фронте родные, друзья, кто скидывается на коптеры и тепловизоры, кто везет продукты и лекарства в Донбасс, чтобы помочь его защитникам.

Объясняем случившееся как позитивное событие – похоже, что культурное руководство госучреждений решило, наконец, «вынести мусор», к чему сама ситуация буквально обязывает. Если мы хотим победить на передовой, нам стоит озаботиться надежным тылом, где «вольное искусство» не должно на государственные средства рассказывать зрителю, какое это государство – «зло и морок».

Эти события показательны еще и тем, что все три храма Мельпомены находятся в ведении Департамента Культуры Москвы, а подчиненные этому ведомству театры в большинстве своем, увы, пользуются дурной славы среди «традиционных» зрителей, ибо промышляют самым что ни на есть либеральным и «свободным», экспериментальным искусством и резонансными назначениями на руководящие посты, за редкими исключениями. Выходит, железная рука дотянулась и до этого бюджетного кластера.

И если это правда, то возникает логичный вопрос – куда далее «прилетит» и прилетит ли? Увы, но в нашем театре, даже не беря в расчет кейс с Украиной, на самом деле чистить и чистить. Конечно, никто не говорит о впадении в другую крайность, но сейчас стране точно нужно нечто другое, чем спектакль о верном сыне Украины, который хочет воскреснуть, чтоб убивать русских оккупантов в Донецке.

Впрочем, не все так плохо. В нашем театре, по счастью, есть не только такие Серебренниковы, Райхельгаузы, Рыжаковы и иже с ними. Есть Машков, есть Безруков – худруки, которые поддержали спецоперацию не только словом, но и делом: Владимир Машков был с визитом в Луганске, привозил фильм «Движение вверх», Сергей Безруков на сцене возглавляемого им «Губернского театра» дал несколько спектаклей перед детьми, эвакуированными из Донбасса. У нас есть не только худруки, у нас есть много прекрасных артистов, кто не только с февраля этого года, но и на протяжении восьми лет поддерживал народ Донбасса и его защитников. Начали уже приводить тему Донбасса и на сцену петербургские актеры Борис Драгилев и Александра Куликова создали музыкально-поэтический спектакль «Россия, не бойся, мы с тобой», посвященный обороне шахтерского края, и успешно представили его на Красной Площади на традиционном книжном фестивале. Поэтому – работы много, и хорошо, что ее начали, ведь бороться не с искусством, а с предателями.

А новым худрукам – Антону Яковлеву (театр имени Гоголя) и Дмитрию Астрахану (ШСП, «Современником» будет руководить худсовет, как было при его основателях) желаем удачи, сил и терпения. На них возлагается не только художественные, но и политические задачи, и результаты этого мы, хочется верить, через год, возможно, два, увидим на гастролях в отстроенном заново драмтеатре Мариуполя.

30 лет своей "свободы от русских"...

Памятка мигранту.Ты, просрав свою страну, пришёл в мою, пришёл в наш дом, в Россию, и попросил у нас работу, чтобы твоя семья не умерла с голоду. Ты сказал, что тебе нечем кормить своих...

Подполье сообщило об ударе по железнодорожной станции в Балаклее

Вооруженные силы России нанесли удар по железнодорожной станции в Балаклее в Изюмском районе Харьковской области во время выгрузки из поезда личного состава ВСУ, сообщил РИА Новости координатор никола...

Обсудить