ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПЁРСТКИ
Тут у нас очередная сенсация (недолго продержавшаяся, правда) под новогоднюю ёлочку: Совет учёных-богословов (улемов) Духовного управления мусульман России (ДУМ) выпустил фетву, разрешающую добрым последователям Аллаха мужеского полу заключать до четырех религиозных браков. При условии «справедливого и равного отношения мужа ко всем женам». Ничего при первом приближении революционного, ибо подобная полигамия является религиозной нормой ислама, сам Пророк Мухаммед собрал за свою жизнь впечатляющий гарем до своего «коранического запрета» обладать всего четырьмя жёнами при соблюдении ряда оговорок.
По одним историческим источникам супружниц у посланника Аллаха было пятнадцать, по другим – двадцать с лишком. Но традиция признаёт лишь тринадцать (11 жён и две наложницы), данные «матери правоверных» известны поимённо, почитаются мусульманами наравне с первыми халифами. А цифра «четыре» взята из коранического обращения:
«…Женитесь на понравившихся вам женщинах: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы между ними, то довольствуйтесь лишь одной».
Вокруг высказывания копья богословы ломали ... если не изменяет память, лет сто двадцать, пока имамы не сформулировали пояснение-толкование к данному «аяту Корана» (аят или стих – минимальный, наименьший смысловой отрывок Корана, оканчивающийся рифмой): «слова Пророка ниспосланы свыше для того, чтобы вы не нарушали прав своих жен». Сам Мухаммед был «защищён» своим божественным выбором, потому мог иметь сколько угодно жён, но обычный правоверный должен ограничить себя четырьмя, при этом понимать, что нарушения прав жён со стороны мужей – великий грех.
Толика истории
Своё отношение к фетве Совета Улемов выскажу ниже, пока же предложу любопытный (надеюсь) экскурс в глубины веков и тысячелетий, поскольку под религиозным термином «многожёнство» мы имеем самую банальную «полигамию». Форму брака, где мужчина или женщина могут иметь более одного супруга. Человечество большую часть собственного осмысленного существования в «обществах-общинах» имело к явлению прямо противоположные воззрения. Из документально и научно подтверждённых данных о существовании 250-ти доисторических, организованных в социальном плане, родоплеменных групп ... 193-195 были полигамными.
Стало быть, 41-43 практиковали моногамную форму семьи. А кому особо интересно, то практики «группового брака» (сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами по образу пресловутой «шведской семьи») человечество не сформировало. Как ни старались доказать существование подобного блуда маститые антропологи Запада и даже советские этнологи. Подозревая в «групповом браке» царские кровнородственные группы скифов, например. Научного обоснования для существования «шведских семей» не существует, какие бы потоки всякой лажи нам в уши не лили.
То был обычный «промискуитет», форма беспорядочных половых связей в самой извращённой форме, хорошо знакомая античным сообществам-сектам. Заканчивалось всё тотальным вырождением и генетической деградацией «экспериментаторов», поскольку «групповые браки» всегда заканчивались кровосмесительными сожительствами родителей с детьми, близких родственников, но чаще всего – однополых персонажей.
Если брать обозримые горизонты документальной истории со времён Великих Географических Открытий и поэтапного написания этнографических Атласов, то встреченные европейцами-мореплавателями и евразийскими путешественниками почти шесть сотен «первобытных племён» и полторы тысячи родоплеменных групп показали: 85% из них практикуют полигамию. Как и не менее трети человечества в ХХ веке. Основные цифры многожёнства-многомужества дали мусульманские и буддийские страны Азии, Африки, немного – обеих Америк. По демографическим показаниям, ибо полигамия становилась нормой в обществах с высокой убылью мужчин.
Это вообще такая старая историческая нормаль, ибо уже Ветхий Завет нам сообщает: после моногамной семьи Адама и Евы ... дальше начинается парное сожительство женщин с одним мужчиной. Уже в шестом адамовом колене. А дальше больше, причём евреи не стеснялись кровосмешения, ветхозаветный Иаков сожительствовал с родными сестричками (Лия и Рахиль) и двумя наложницами-служанками. А после началась настоящая «Санта-Барбара» с почётной передачей жён «по-братски» и формированием «народа Израилева» с весьма любвеобильными Царями и гаремами из семисот жён и тремя сотнями наложниц (третий еврейский царь Соломон). Так и повелось ...
Правители Месопотамии, Вавилона, Древней Персии буквально соревновались в размерах своих гаремов, порой выдавая под закат жизни полнокровные роты одних только сыновей (до 150-ти душ), не отставали от них наиболее состоятельные вельможи и даже «презренные купцы». Дурную привычку (правда, очень ненадолго) подхватил в Азии и Александр Македонский, получивший вместе с покорённой Персией царский гарем Дария III с почти четырьмя сотнями жён и наложниц. И пару раз подженившись лично.
Индия со времён бородатых смогла полигамию втиснуть в жесточайшие кастовые законы, только высшие «брахманы» могли позволить себе четырёх жён, более низкие страты – три, две и одну, по мере понижения своего социального статуса. Но наиболее вдумчиво подошли к вопросу полигамных браков зороастрийцы, составившими целый Семейный Кодекс брачных отношений. Кстати, ныне практикуемый в основополагающей своей части (полное равенство прав женщин и мужчин) среди курдов.
Так вот, именно на территории Большого Ирана в V веке до нашей эры впервые стало возможным по религиозным показаниям брать себе вторую-третью жену, если не возражала ... первая. Оставшаяся бесплодной после семи лет брака. Так в практику соседей поклонников Заратустры начали медленно и верно входить сакральные постулаты воспроизведения рода, ибо не было более страшного греха и неудачи человека той поры, нежели бездетность.
При этом сохранялась строжайшая иерархия «священности брачного союза», даже чрезвычайно плодовитая вторая-третья жена была обязана подчиняться первой, выказывая ей максимальное уважение. На эту тему существует немало поучительных преданий из «биографии» самого пророка Заратустры, жившего с тремя жёнами. А поскольку мидийцы (зороастрийцы, сформировавшие государственность Мидии) очень любили повоевать и постоянно критически сводили мужское народонаселение до опасных величин – многожёнство стало нормой. А потом нерушимым законом «иметь не менее пяти жён», по мнению антропологов – вдов погибших боевых побратимов или их дочерей.
Китай. Здесь тоже к вопросу полигамии относились сообразно поведению высшего правящего класса. Китайские императоры любили упорядоченность и строгую иерархию, потому помимо «главной жены», обзаводились двумя «вторыми» (простите за тавтологию). Даже китайская дворцовая архитектура сообщает об этом, главная жена называлась Императрицей Среднего Двора и занимала соответствующую «центровую» жилплощадь. Второй по значимости считалась «Восточная Императрица», третьей – «Западная». Они занимали приличествующие статусу и сторонам света крылья дворцовых комплексов, с понижением дороговизны и качества отделки апартаментов.
Институт наложниц процветал даже в мире раннего христианского Средневековья, аккурат на стыке развала Западной Римской Империи, короли и военная аристократия «варваров» (приняв Христа для легитимации собственных завоеваний) долгое время практиковала сожительство с несколькими женщинами. В династии франков-Меровингов так вообще на каждом шагу, не говоря о диковатых и бесчисленных скандинавских «морских королях». И церковь потратила едва ли не столетие, дабы отсечь все попытки «незаконнорожденных» (родившихся от наложниц вне единственного христианского брака) занимать престолы в лоскутной Западной Европе.
Византийцы тоже столкнулись с немалой проблемой многожёнства, когда начали осваивать Причерноморье и Кавказ, вели дела с Ближним Востоком через любимую стратегию христианизации вождей «туземцев». Некоторые, как киевский князь Владимир, отказывались от своих языческих гаремов (но это неточно), другие продолжали содержать десятки и сотни жён даже после купели. С Русью вообще долго пришлось грекам-священникам маяться, ведь полигамия в воинском племенном сословии была не просто нормой – законом воспроизводства рода, одним из способов формирования личной дружины, династическим приёмом распространения влияния, ведения дел.
Когда Русь пошла на Восток, покоряя «таёжные народы» и тюркоязычные племена, то двоежёнство и многожёнство стали встречаться через одну народность или этнос. Боролись с данным полигамным безобразием аж до конца XVIII века, судя по документам. Но вывести исламское правило иметь четырёх жён в состоятельных и аристократических социальных группах так и не получилось, когда Российской Империи пришла пора переваривать остатки улусов бывшей Империи Чингисхана. А уже советским руководителям – изживать полигамию уголовной статьёй «за многоженство».
Ситуация момента
С огромным любопытством наблюдал все трое суток существования фетвы Совета Улемов ДУМ о «религиозном многожёнстве» за реакцией нашего активного интернет-общества и СМИ (вчера «разрешение» отозвано после недвусмысленного и оперативного представления Генпрокуратуры РФ). Лишь единицы из ответственных комментаторов возмутились, немедля распахнув Конституцию России и возопили: как это фетва Духовного управления мусульман РФ «не нарушает светское законодательство России»!?
Там ведь чёрным по белому тиснуто: браком признаётся лишь добровольный союз мужчины и женщины! Не четырёх дам и одного сударя, не пяти квадроберов и дюжины зоофилов, а именно одного мужчины и одной женщины. И трактовать Главный Закон государства никакие общественно-религиозные организации не имеют права. Комментировать в своём кругу, даже ворчать – сколько угодно, но не подменять собой основополагающие нормы государственности. Пока светские. Не исламские шариата.
Большинство «экспертов» отнеслись к демаршу ДУМ спокойно, где-то даже с пониманием. А как же, ведь Совет Улемов не может вымарать из Священной Книги цитаты-аяты Всевышнего, потому и следует наиглавнейшему для них Закону. И вообще, в частную жизнь верующих граждан не следует вмешиваться. Если там не процветает принуждение, насилие, обман и прочие статьи Уголовного Кодекса. Пусть живут, как хотят, всё равно юридически государство будет рассматривать только моногамную семью в качестве субъекта права, а на вторых-третьих и четвёртых «религиозных жёнах» свою юрисдикцию не распространяет. И вообще, нам демографию повышать!
Замечаний у Вашего покорного слуги сразу несколько. Первое: полигамные семьи (кроме адептов зороастризма) по умолчанию предполагают социальное и гендерное неравенство, так уж исторически сложилось, или как любят бормотать «общечеловеки» ... традиция такая. Выбор женщины в подобных «традиционных обществах» невелик: либо ты ждёшь до гробовой доски единственного суженого-ряженого с не менее традиционным выкупом-калымом, либо идёшь номерной женой в богатый дом. Или выступаешь брачным инструментом улучшения статуса своего рода.
Второе. Возвращаемся в глубину веков, поднимаем тему богословских споров первых мусульман о многожёнстве. Камнем преткновения, как нетрудно догадаться, был Большой Иран (он же Мидия, он же Империя Сасанидов или Персия) с главенствующей государственной религией – зороастризмом. Подразумевавшем равное социальное положение женщин и мужчин в узах брака. Богословы-имамы шиитского толка справедливо отмечали: моральный аспект «религиозного разрешения» одному чрезвычайно темпераментному жеребцу обладать четырьмя жёнами (тем самым борясь с прелюбодеянием) – не укладывается в законы высшей справедливости.
Если уж на то пошло, то повадки диких бедуинов Аравийского Полуострова с их десятками жён, стыдливо разделённых после Пророка на четыре законные и наложниц ... на Иранском Нагорье не будут поняты, женщины потребуют себе равные права обладать несколькими законными мужьями.
Они, может быть, тоже так хотят бороться с искушением прелюбодеяния, опять же – лишние рабочие руки в хозяйстве предприимчивой даме всегда сгодятся. Дилемма «равенства» так и не была устранена мусульманами, потому многие народности Большого Ирана остались в зороастризме (ислам приняли лишь обрядово), либо подались в многочисленные секты полуязыческого исламизма, ереси восточного христианства или в езиды-алавиты-друзы.
Третье. Социально-религиозный аспект проблемы. Каждая мусульманская страна после 1980-х годов особо озаботилась борьбой с деструктивной деятельностью пресловутых приверженцев «чистого ислама», живущих только по Корану, отвергающими любые толкования оного религиозными авторитетами прошлого и настоящего. Тем более, не признающими этнические «формулы умолчания» сложившихся традиций в лоне ислама.
Имя им «Братья-Мусульмане» (запрещены в РФ), распавшиеся на дюжину экстремистских и террористических организаций, породившими всех бармалеев конца ХХ века, начала нынешнего. Многожёнство в их идеологии является краеугольным пропагандистским фетишем, собирающем огромное количество юных и молодых последователей с гормональным возрастным дисбалансом. Подобные перевозбуждённые персонажи активно выдавливаются за пределы даже исключительно исламских стран, большинство оседают в Европе и ... России, поскольку законодательство постсоветских улусов Средней Азии за подобными салафитскими и ваххабитскими штучками следит пристально.
К деятельности Духовного Управления мусульман России пора присмотреться очень пристально, тамошние улемы регулярно влипают в непонятные истории с радикально настроенными «интернет-проповедниками», религиозными экстремистами из Турции и Аравии. Как известно, кормящимися с рук британских и османских спецслужб. Почему «религиозное многожёнство» нужно тащить именно в Россию, а не мусульманские страны Центральной Азии, к примеру? Ах, там оно запрещено уголовными кодексами! А почему?
А потому. Одна из причин крайне прохладного отношения большинства мусульман к религиозной полигамии заключается в аспекте социальной справедливости, в том же ортодоксальном Иране или Пакистане для второй жены требуется письменное разрешение первой, третья и чётвертая почти не встречаются. В других немногочисленных державах (Марокко, Алжир, Ирак, Индонезия) любвеобильному альфа-самцу требуется пройти адову уйму судебных инстанций (религиозных и светских). И только живущие по шариату Бруней, Саудовская Аравия, ОАЭ, Афганистан и Йемен смотрят на полигамию разрешительно. При этом умно-расчётливо уворачиваясь от большинства социальных обязательств перед номерными жёнами, кроме первой.
Потому столь оперативное и резкое приземление прокурорскими «инициатив» непонятно с чего возбудившихся улемов ... считаю хорошим знаком. Взрослением Государства Российского, начавшего отличать сорта светского и законного от всего прочего. Под личиной «религиозной традиции» в самых крайних её проявлениях. Помимо Конституции, нужно понимать: вторые и прочие жёны в правовом поле считаются матерями-одиночками с настолько увесистыми социальными пакетами и льготами – инвалидам СВО такие не снились, не говоря о прочих незащищённых категориях граждан.
И последнее, оно же главное. Интеллектуальный и общий уровень тех молодых женщин и девушек современности, добровольно соглашающихся на подобные матримониальные отношения – он какой глубины-широты? Не является ли подобная «религиозная традиция» банальным прикрытием узаконенной семейной работорговли, на что указывали суннитам-арабам их персидские «оппоненты-сектанты» в яростных богословских спорах Х века?
===============================================
Совет улемов ДУМ отозвал фетву о многоженстве
Совет улемов ДУМ России отозвал фетву о многоженстве после реакции Генпрокуратуры
После реакции Генпрокуратуры Совет улемов Духовного управления мусульман России решил отозвать фетву, разрешающую религиозное многоженство, сообщил председатель совета Шамиль Аляутдинов.
Как сообщается в Telegram Аляутдинова, Совет улемов принял соответствующее решение «в связи с появившейся в СМИ информацией о том, что Генпрокуратура призвала отменить фетву», а также «в связи с реакцией российской общественности». «На то Божья воля, и Совет улемов ДУМ РФ не видит смысла вступать в полемику», – сказано в сообщении.
Оценили 23 человека
34 кармы