Наступление России в Харьковской области началось! Следим за ситуацией в телеграм, присоединяйся.

Кощей-подкаблучник, русалка без хвоста: чем удивит выставка "Русская сказка" в Третьяковке

3 837

Популяризация русского языка, литературы и фольклора входит в задачи национального проекта "Культура". Сохранять эти уникальные традиции можно разными способами, в том числе визуальными. В Новой Третьяковке на Крымском валу с 22 февраля открывается выставка-путешествие "Русская сказка. От Васнецова до сих пор".

Музей впервые использовал иммерсивный формат, чтобы провести масштабное исследование народного фольклора, используя как классические произведения живописи, так и современное искусство, интерактивные объекты и мультимедийные технологии. Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты" уже побывала на выставке и узнала, как устроен фантастический мир русской сказки.

Направо пойдешь – Васнецова найдешь

Экспериментальный проект на самую, казалось бы, традиционную тему создавала большая кураторская команда. Это объясняется широким разбросом представленных произведений искусства: здесь собрано около 70 работ - живопись, графика, скульптура, инсталляция, видеоарт. Рядом с хрестоматийными картинами Васнецова, Поленова, Билибина можно увидеть перформансы Владислава Мамышева-Монро и Ольги Кройтор, кадры из спектакля Роберта Уилсона "Сказки Пушкина" в Театре наций или советские мультфильмы 1950-х годов.

При этом определенного маршрута просмотра нет. Структура экспозиции рассчитана на свободный выбор. Идея в том, чтобы посетитель почувствовал себя сказочным героем, который перемещается в трех необычных пространствах: подземелье, волшебный лес и подводное царство, поясняет куратор Татьяна Гетман.

"Мы собирали образы главных героев, которые живут в этих сферах природных, и каждый из этих персонажей иллюстрирован определенным набором произведений искусства, от классического до современного в различных интерпретациях. Поскольку всегда выставка построена по какой-то хронологии, и есть определенный маршрут, мы предлагаем посетителю стать главным героем этого пространства русской сказки и совершать выбор каждый раз самому – куда он пойдет и как складываться будет сюжет", - рассказывает Гетман.

После каждого царства зритель снова и снова оказывается на распутье у камня, как Илья Муромец, и может выбрать новый маршрут по выставке. Вполне логично, что отправной точкой служит хрестоматийная как для живописи, так и для фольклора работа – картина Виктора Васнецова "Витязь на распутье".

"Выбор пути вообще четко различается по жанрам. В былине, например, герой Илья Муромец исправляет надписи на камне, когда возвращается назад. Убитым быть? Нет, конечно, он никого не убил и его не убили, но разбойников он как-то усмирил. А в сказке все чуть более фаталистично: герой выбирает какой-то путь, следует ему, и все сбывается", - поясняет научный консультант выставки Никита Петров.

Пресс-служба Третьяковской галереи

Специалист отвечал за текстовую часть выставки, где представлены три главных жанра русского фольклора – сказка, былина и мифологический рассказ. Трудно поверить, что в основу сопроводительных материалов на табличках в залах легло порядка 500 разных источников – от аутентичных текстов конца XIX века до материалов, собранных современными исследователями в фольклорных экспедициях. На подготовку экспозиции ушло около полугода.

"Удивительно, что выставка получилась и текстоцентричной, то есть человек, чтобы углубиться в корни написания этих картин, и понять, что стоит за этим, может все это почитать", - добавляет Петров.

Мишка и серый волк

Экспозиция позиционируется как семейная и детская. Однако, зритель-ребенок здесь понимается в более широком смысле.

"Конечно, в первую очередь мы хотели, чтобы эта выставка была адресована ребенку. Но ребенку не только маленькому физически, но и ребенку, который живет в нас, которого мы иногда вспоминаем, и иногда он до нас никак не достучится. Вот это обращение к ребенку, потому что сказка – это что-то искреннее и простое", - говорит Алексей Трегубов, архитектор и сокуратор выставки.

Именно для юных посетителей в центре зала "Волшебный лес" установлен огромный пушистый медведь, которого можно погладить и даже присесть отдохнуть, любуясь шедевром Васнецова "Иван-царевич на сером волке".

Пресс-служба Третьяковской галереи

"Риторика детства на самом деле проигрышная, и понятно, что когда мы ее используем, то подвергаемся ряду сложных вопросов: "А что, это правда будет интересно ребенку?" Но есть ряд механизмов, и первый, конечно, это медведь. Все, что мы знаем из массмедиа культуры: волшебный лес, мишка, Маша и медведь. На него можно залезать, садиться и смотреть на известную картину Васнецова. В соединении таких объектов на выставке мы видим связь", - объясняет Никита Петров.

Еще один "детский" прием - часть картин расположена ниже, чем обычно. Рассчитано это на то, что родителю придется нагнуться и посмотреть на произведение с точки зрения ребенка.

"Это телесное неудобство с нашей стороны, нам как-то неловко, но это новое восприятие. С другой стороны, когда мы взрослые, мы смотрим не из центра в разные стороны, а сверху вниз, и мы видим какие-то новые детали. Мы пытаемся и встать на точку зрения ребенка, и посмотреть иначе на картину", - говорит Петров.

Рядом можно заглянуть в дупло или сесть на пенек и услышать приятный голос пожилой женщины, ведущий увлекательный рассказ на не совсем привычном языке.

"Здесь вы слышите аутентичную сказку, это русский говор, рассказчица Высоцкая, она мало кому известна, но тем не менее, это то, как рассказывают русские сказки в реальности. Посидеть минут пять, послушать и "увидеть" тот самый живой голос, который рассказывает про Иваньку и ведьму. Это записано в Брянской области. Третьяковская галерея впервые пошла на более детальную проработку именно научной составляющей. Мы за все это можем ответить", - поясняет специалист.

Кощей-подкаблучник и добрая Баба-яга

Помимо трех основных залов проходы ведут в маленькие полукруглые пространства, посвященные популярным сказочным героям. Так, в подземелье есть зал Кощея Бессмертного, где можно потрогать зайца и утку, в которой спрятано смертоносное яйцо с иглой. Яйцо и игла при этом непропорционально огромные. "Такое ни за что не влезет в утку", - практично замечает одна из посетительниц.

"Это обратная перспектива, и в этом есть еще философский смысл – показать, что главное, а главная, конечно, игла. Самое большое то, что охраняет Кощей", - поясняет Петров и тут же добавляет про огромную современную скульптуру скелета Кощея, закрепленную на каблуке: "Если посмотреть на саму сказку, то она очень вариативна. Например, там есть такой нюанс, что Кощей сначала сам пленник и раб у царевны подземного мира, то есть подкаблучник. Этот образ хорошо считывается и понимается, поэтому произведение современного искусства и сказка сочетается".

Пресс-служба Третьяковской галереи

В пространстве Бабы-яги тоже можно узнать классического сказочного персонажа с новой стороны, не ограниченной золотой метлой и известными изображениями сморщенной вредной старухи.

"Мы видим, что Баба-яга – какой-то странный образ. Она амбивалентная, Баба-яга в сказках не только вредитель, но и даритель, волшебный помощник. Если ты правильно себя ведешь, то ты получаешь свой дар – клубок – и дальше идешь в путь. Понятно, что в совмещении всего этого и возникает тот самый образ сказочного персонажа. Наша задача была показать эти слои, как они выстраиваются от традиции к современному искусству", - поясняет Петров.

Русалка на ветвях сидит

В случаях, когда не было возможности достать оригинал картины, кураторы использовали компьютерные технологии. Так, полотно Васнецова "Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем" оживает в виде движущейся проекции. Зритель может посчитать, сколько голов у змея, почитать на сопроводительной табличке про варианты его имени и характеристики. Например, такие: "Красив, в него влюбляются царевны". На случай предстоящей схватки посетителю также подсказывают, чего ожидать от многоголового чудища: "Летает, любит угрожать ("огнем спалю"), постоянно пытается съесть героя, но никогда этого не делает. Обожает вгонять противника в сырую землю по плечи".

Форма подачи чем-то напоминает компьютерную игру, но при этом посетитель узнает много нового. Например, что сюжет картины взят из былины, а не сказки, или увидеть детали, которые на обычной картине трудно рассмотреть. В некоторых случаях художник создает свой собственный сказочный мир, вписывая фольклорные образы и сюжеты в современную ему действительность. Например, картина Васнецова "Ковер-самолет" противоречит классическому канону фольклора.

"Нет ни одной сказки, где Иван Царевич летел бы на ковре-самолете с жар-птицей. Ну нет этого. Это наша память коллективная культурная. Иван Царевич летит на ковре-самолете либо с царевной, либо с сам, а с жар-птицей он на сером волке едет. Что делает Васнецов? Он берет известные всем образы, совмещает и творит собственную сказку с определенными целями. Для него ковер-самолет – это быстрое средство передвижения, которое он накладывает на будущие железные дороги по заказу Мамонтова (для кабинета правления Донецкой железной дороги – прим. ред.). Жар-птица – это свет, и если вы напряжетесь, можете представить этот поезд, который видел перед собой Васнецов, как бы вкладывая в это сказочное содержание", - считает Петров.

От скученного сумрачного пространства подземелья посетитель переходит в просторное подводное царство. Главная тема здесь – трансформация: от царевны-лягушки до золотой рыбки. Особое внимание стоит обратить на раздел о русалках, откуда можно узнать, например, что в русском фольклоре у них долгое время не было хвоста.

"Русалка на ветвях сидит совершенно без хвоста у Пушкина. Русалки – это девушки, умершие до свадьбы, или так называемые заложенные покойники, которые бродят в определенные дни в русальную неделю. Это такие злые духи, абсолютно славянское представление о русалке. Потом появляется Андерсен, куча переводов, много мультфильмов, и у русалочки медленно в народной традиции отрастает хвост", - объясняет Никита Петров.

В этой многослойности – сказка как фольклор, сказка в произведениях художников, сказка в мультимедиа и в современном искусстве – и заключается главное новаторство выставки. Кураторы надеются, что эксперимент позволит самым разным зрителям легко проникнуть в мир русского фольклора и народных архетипов, о которых новые поколения стали забывать.

Читайте также:

Открывая городскую усадьбу: как в петербургском музее Державина создают доступную среду

Выставка с мумией мамонтенка Любы открылась в Тюмени

Екатеринбургский оперный театр приобрел французскую арфу за 4 млн рублей

Боги спустились с небес и сели в Шереметьево

В Телеге появилась новая группа «Отказники Шереметьево» — для украинцев, пытающихся попасть из Европы в Россию. Публика делится опытом друг с другом, прежде всего тем, как обмануть н...

На Харьков: Армия России начала наступление от границы (КАРТА)

Армия России начала наступление в Харьковской области от границы с РФ. После массированной артподготовки и ударов авиации группировка «Север» атаковала позиции врага в Харьковской о...

Обсудить
  • Это все сказки староверов. Нет ни одной так называемой, "русской сказки".
  • Сегодня была по "Культуре" передача "Наблюдатель" про эту выставку. Кураторы приходили, рассказывали. Напомнили про сказки Афанасьева.