Сarthago delenda est, Ceterum censeo Carthaginem delendam esse (Карфаген должен быть разрушен)
Марк Порций Катон Старший, римский сенатор.
Когда мы говорим о римской армии, мы должны иметь в виду, что римское государство (а следовательно и его армия) существовало в течение нескольких веков (от полулегендарного основания до падения Западной Римской империи), и его военная тактика и стратегия постоянно менялись, чтобы соответствовать задачам текущего момента. Можно также утверждать, что само понимание того, что можно считать жестоким и что выходит за рамки обычной войны, может значительно меняться в этот период как для римлян, так и для их противников.
Война всегда была основным средством расширения Рима
Мы точно знаем, что почти любое древнее государство, имевшее имперские амбиции в какой-то момент, совершало действия, которые современники считали жестокостью. Особое внимание уделялось обращению с населением захваченных городов, особенно если город не сдался сам, а был захвачен силой. Уже во время Пелопоннесской войны в Греции (431–404 гг. до н.э.) некоторые города были уничтожены почти полностью, гражданское население было или убито или порабощено, как это произошло после победы афинян над Мелосом.
Архимед, великий греческий ученый , убитый, как и сотни его сограждан при штурме Сиракуз Марцеллом.
Поэтому не должно быть неожиданностью, что и римляне делали подобные вещи, но в этом и заключается разница. Мы время от времени узнаем из текстов древних авторов о таких злодеяниях против гражданского населения, какие например, сотворили воины Александра Македонского, когда его войска захватывали Фивы и Тир, но эти случаи явно носили образ необычайной жестокости даже для современников и происходили исключительно редко. Знаменитый Полибий, древнегреческий историк, живший во 2 веке до нашей эры, утверждал, что в греческом мире после Александра, около столетия не было ни одного города, разрушенного во время войны. Можно предположить, что в целом древние командиры понимали важность захваченного города как экономической основы, и обычной практикой не было полное разрушение города и тотальное истребление всего живого, но принуждение его к некоторым изменениям в политическом статусе и требование, чтобы победителю была выплачена контрибуция, не обязательно в деньгах, бывало, что и в натуральном виде. И даже если выплата контрибуции тяжелейшим образом отражалась на материальном положении горожан, обычно этот процесс не был связан с лишением гражданских лиц их личной свободы или жизни.
Штурм города - дело трудное, сопротивление горожан служило дополнительным фактором, провоцирующим солдат на жестокое обращение с мирными людьми.
Римская республика в период быстрого роста ее размеров и могущества, с третьего по первое столетие до н.э. имеет на своем счету множество случаев крайне жестокого обращения с населением захваченных городов, принадлежащих разным народам по всему Средиземноморью. Даже уже упоминавшийся Полибий, который относился к Риму довольно благосклонно, указывал на жестокость, которую римские солдаты, будучи освобожденными от каких-либо ограничений, применили к населению захваченных городов, таких как Новый Карфаген в Испании. Еще более усугубляют ситуацию случаи полного разграбления и последующего разрушения крупных и процветающих городов Карфагена (в Северной Африке) или Коринфа, которые произошли в 146 году до нашей эры. В имперский же период ничего особенно не изменилось, грабеж, жестокость и страх так и оставались краеугольными камнями римской политики.
Но самое главное - это не сам факт грабежа и разрушения самих городов, а то, что для римлян, по крайней мере, в течение упомянутого периода, такая практика стала обычной и естественной, более того, поощряемой командирами.
Последний день Карфагена
Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях римляне вели себя таким образом или что их враги не делали то же самое друг с другом или с римлянами , конечно, более скрупулезно вникнув в вопрос, можно найти множество не менее возмутительных случаев обращения. военнопленных в древней истории, но именно систематический подход и последовательность, с которой Римская Республика уничтожила огромное количество гражданского населения, заслуживает того, чтобы подвергаться осуждению как нарушение всех военных традиций, а также законов морали и этики.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/wa...
Оценили 35 человек
77 кармы