Как сарматы с Римом воевали

3 3279

Не одну сотню лет на восточной границе своей огромной державы древние римляне имели дело с сарматскими кочевниками. Первые заметные боевые столкновения с ними произошли во второй половине I в. н.э. Сарматы, иногда также именуемые савроматы, это несколько родственных племен, наиболее известные из которых — аланы, язиги и роксоланы. Древнеримский историк Аммиан Марцеллин в IV в. н.э. описывал сарматов так: «Они вооружены длинными пиками, носят панцири из нарезанных и выглаженных кусочков рога, нашитых наподобие перьев на льняные рубашки; кони у них по большей части холощены, чтобы не бросались при виде кобыл и, когда приходится засесть в засаду, не бесились, выдавая ездоков усиленным ржанием. Они проезжают огромные пространства, когда преследуют неприятеля, или когда бегут сами, сидя на быстрых и послушных конях, и каждый ведет еще в поводу запасную лошадь, одну, а иногда и две, чтобы, пересаживаясь с одной на другую, сохранить силы коней и, давая отдых, восстановить их силы».

Сарматский воин. Картина современного художника.

Конница сарматов отличалась от всех предыдущих противников Рима. Имея схожее с парфянами вооружение и состав конницы — конные лучники и катафракты (всадники в броне, вооружённые длинными копьями) — сарматы применяли иную тактику. Вместо длительного обстрела из луков, сарматы шли в лобовую атаку. Именно после знакомства с сарматами, а не парфянами, в римской армии начали появляться собственные отряды катафрактов. Римские легионы начали использовать длинные копья, чтобы иметь возможность отражать атаки конных сарматов. Сарматские катафракты в бою держали копьё двумя руками с одной стороны лошади, наносить таранный удар им помогало рогатое седло с жесткой и высокой задней лукой.

Сарматская конница. Картина современного художника.

Тацит в своих «Анналах» описывает тактику сарматской конницы следующим образом: «Они сами убеждают друг друга не допустить, чтобы их осыпали стрелами: это необходимо предупредить стремительным натиском и рукопашною схваткой. Отсюда — несхожая картина в войсках обоих противников: парфянин, приученный с одинаковой ловкостью наскакивать и обращаться вспять, рассыпает свои конные части, дабы можно было беспрепятственно поражать врага стрелами, а сарматы, не используя луков, которыми владеют слабее парфян, устремляются на них с длинными копьями и мечами, и враги то сшибаются и откатываются назад, как это обычно в конном бою, то как в рукопашной схватке теснят друг друга напором тел и оружия».

Сарматские сбруйные украшения из Качалинского клада, Волгоградская область. II в. до н.э.

Впервые римские легионы встретились с дружинами сарматов в Дунайском регионе. После покорения Фракии при императоре Августе, здесь были образованы мезийские провинции, а Дунай на долгие годы стал барьером для нападения варварских племен. Но сарматы постоянно тревожили эти провинции своими набегами. После смерти Августа в этом регионе постоянно находились три легиона и ещё примерно столько же солдат во вспомогательных войсках, дунайские берега охраняла отдельная эскадра. Рядом, в Паннонии и Иллирике в качестве резерва дислоцировалось еще 3-4 легиона. Но даже этих сил оказалось недостаточно, чтобы надёжно обезопасить провинции от сарматов, и римляне взялись за создание лимесных укреплений. Во время походов Траяна в эти края, сарматские племена воевали на стороне даков, в войске Децебала. По итогам войны Дакия также стала римской провинцией, сарматы откочевали дальше на восток.

Сарматские всадники. Барельеф колонны Траяна, 113 г.н.э.

Очередное столкновение сарматов с Римом произошло при Марке Аврелии. Зимой 174 г. н.э. римские легионеры победили сарматское племя языгов. По мирному договору 175 г., языги стали союзниками Рима и обязались передать в римское войско 8 тыс. конницы. Примерно 5 тыс. конных сарматов впоследствии служили в римской провинции Британия. На раскопках возле деревни Рибчестер археологи нашли римский могильный камень с изображением всадника и подписью: «Духам ушедших и декуриону сарматской алы». Под влиянием войн с даками и сарматами, римская конница также изменялась. В ней появились сагиттарии — конные лучники, вооружённые мощными составными луками степного типа. Такие отряды, укомплектованные выходцами с востока (обычно сирийцами), помогали Римской Империи защищать границы от отрядов кочевников.

https://zen.yandex.ru/media/an...

Реквием...

Умер человек, у которого я учился писать про проблемы легко и жизнерадостно, как будто это и не тяготы вовсе, а недоразумения и развлечения. Признаюсь - не приблизился и на десятую часть к оригиналу.&...

Чехия настроена налаживать отношения с РФ и собирает круглый стол. Россия отвечает запретом на ввоз кормов.

Отгремели раскаты от взрывов на складах в чешской Врбетице. Россия и Чехия обменялись высланными дипломатами, вдобавок Чехия попала в российский список "враждебных стран" вместе с США. ...

С...рана 404: При власти кондитера жить было не сладко, а при власти комика - не смешно.

Почему Зеленский признал коренными народами не залежной только крымских татар, караимов и крымчаков?-Потому что они живут в Крыму им не надо платить пенсии и зарплаты. ...

Обсудить
  • В Липецкой области где родились мои родители и деды недалеко нашли захоронение сарматов и потом следы поселения галлов.Вот такие вот русские жили там. Не в обиду чистокровкам и тартарам, ариям-но как то не находят ничего из их пребывания.
  • Если правильно читать, то сауроматы. По системе Эразма Роттердамского.
  • σαυροματέων - Савроматы (принято) - Саўроматы (эразмово). Возвращаясь к идеи О.Н Трубачева об индо-арийских племенах, посмотрим, какой смысл в слове σαυροματέων на санскрите. Только возьмем эразмово произношение - Саўроматы. Итак, saura - относящийся к солнцу, солнцепоклонник mata - считающийся, уважаемый mati - мысль, замысел, цель, уважение, молитва, гимн Тогда saura mata - sauramata - считающийся солнцепоклонником, уважаемый солнцепоклонник. В полном соответствии с представлениями о сарматах, как солнцепоклонниках. И никаких иранских племен. Интересно, что у древнего племени касситов, обитавших в горных местностях Западного Ирана (Загрос), в верховьях реки Диялы и её притоков у северо-западных пределов Элама и правивших Вавилоном, был известен бог Солнца Суриос. И это не удивительно, поскольку считается, что их язык тождественен митаннийскому арийскому языку. Этому племени в 1595 г. до н. э. удалось свергнуть аморейскую династию и установить контроль над Вавилоном и править им в XVI-XII вв. до н. э.