Доброго времени суток, дорогие читатели! Сегодня мы перейдем к рассмотрению правления самого оболганного, но по-настоящему великого русского царя Ивана Грозного, прозванного за свою жестокость «Васильевичем» (если что, это не опечатка). Среди таких тиранов, как Екатерина Ⅱ и Петр Ⅰ, он был одним из немногих наших отечественных царей, которые всю свою жизнь посвятили исключительно благу для русского народа, кто бы что ни говорил о нем.
Если вы с этим не согласны, то навязывать вам ничего не стану. Но прошу вас учесть только одно – от того, каких правителей прошлого мы почитаем, зависит то, куда мы будем двигаться как народ. Поэтому память о таком царе для нас как необходимый глоток воздуха.
1. Немного перетолкуем заслуги.
Современные историки и любители истории среди заслуг этого царя отмечают расширение территории за счёт взятия Казани и Астрахани, строительство множества новых городов, развитие образования и книгопечатания, укрепление государственной власти, создание РЕГУЛЯРНОЙ армии, проведение земской и судебной реформ. Во многом нам стоит согласиться с ними, однако взглянем на все перечисленное под «свободолюбивым» углом.
Стремление этого великого царя взять Казань и Астрахань обусловлено, в первую очередь, не расширением территорий (а может даже и вообще не этой причиной). Казанские и астраханские татары известны своими грабительскими набегами, в ходе которых они постоянно нападают на русские торговые суда, разоряют поселения и уводят людей в плен для продажи на невольничьих рынках. Что должен сделать сильный правитель для решения подобной проблемы? Правильно – решить эту проблему, чтобы она никак не мешала ни государственной власти, ни НАРОДУ!
Г. Угрюмов, «Взятие Казани Иваном Грозным 2 октября 1552 года»
Образование Иван Грозный развивает не только в пользу общественной элиты, но и для ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ. В соответствии с принятым при нем в 1551 г. Стоглавом «священники и дьяконы и ВСЕ православные хрестъяне» передают своих детей на «учение грамоте и на учение книжного писма». Крестьяне в годы царствования Ивана Грозного, хоть и в небольшом количестве (15% от общего числа), получают образование.
Книгопечатание в эпоху Ивана Грозного в России тоже получает развитие. По его указу в Москве создается первый печатный двор, появляются книги, доступные простому народу (далеко не только религиозные. Среди новых книг, к примеру, азбука, с помощью которой люди учатся грамоте).
Наш великий царь еще задолго до Петра Ⅰ создает регулярную армию. Да, полки стрельцов, которые в течение полторы сотни лет будут демонстрировать свою военную мощь на полях сражений, кто бы что о них гнилого ни рассказывал. При этом впервые устанавливается система армейских званий (сотники, десятники и т.д.). А пушки Ивана Грозного будут настолько хорошо отлитыми, что прослужат аж до петровских времен.
Укрепление государственной власти связывают как с созданием системы приказов, так и с началом созыва Земских соборов. Приказы принимают на себя функции, связанные с управлением страной и обеспечением государственных потребностей.
Сам Земский собор становится демократическим государственным органом сословного представительства. Фактически русским двухпалатным парламентом. Верхняя палата состоит из царя, бояр, верхушки церкви, а нижняя – из дворян, детей боярских и служивых
Крестьяне, к сожалению, не избираются в Земские соборы, но без представителей не остаются. Ведь представителей выбирают именно горожане и крестьяне, которые дают наказы своим избираемым.
При этом сам Земский собор – это не последний орган в государстве. Его решения имеют вес в государственном управлении (так в 1580 г. Собор ограничил земельные церковные права). Царь постоянно созывает его для решения важных вопросов внутренней и внешней политики. Этот орган действует в тесном взаимодействии с Боярской думой и Иваном Грозным и дает им понять мнение слоев населения о государственных вопросах.
То есть «тирания» Ивана Грозного носит демократический окрас, что вообще никак не соответствует деспотическому режиму. Позже кстати именно Петр Ⅰ уничтожит институт Земских соборов с целью узурпировать власть. А демократия, как оказывается, далеко не только «западная ценность».
Так мы привыкли воспринимать Ивана Грозного по картине В. Васнецова. Но его картина не имеет вообще ничего общего с тем, как великий царь выглядел на самом деле
Еще одним опровержением тирании Ивана Грозного является факт его судебной реформы. В России, скажу как студент юрфака, уже изучивший историю российского государства и права, еще во времена до Крещения существовала своя судебная система. При этом действовала она и в отношении богатых слоев, чего сегодня даже в правовых государствах почти не увидишь.
Иван Грозный отчасти изменяет судебную систему, а также официально закрепляет и упорядочивает систему штрафов. Он принимает Судебник 1550 г., который устанавливает новые судебные правила.
Иван Грозный вводит наказание за взяточничество в суде, определяет, кто может судить и каков порядок судопроизводства, дает судебные полномочия местным старостам для борьбы с разбойниками, вводит фактический институт присяжных из губных и земских старост, лучших людей, справедливо ограничивает судебные поединки.
Судебная реформа Грозного царя действительно повышает эффективность судопроизводства на местах и помогает снизить уровень преступности.
Да, Судебник Ивана Грозного еще утверждает и переход крестьянина «из волости в волость и из села в село раз в году: за неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня».
Земская реформа занимает особое место среди деяний великого царя. Он уравнивает в правах городскую и сельскую общины, предоставляет местному населению право осуществлять суд и управление через выборных судей и старост, а также надзор за порядком и распределение податей. Так царь формирует на демократических основах местное самоуправление, которое поможет удержать государство в период Смуты.
Отметим и то, что в 1556 г. Иван Грозный отменяет систему кормлений, которая повышала уровень коррупции в стране. Вместо кормлений вводятся «кормленые откупы», да и то платятся они именно в государственную казну. И это еще не все заслуги нашего великого царя!
Зато немецкий художник Г. Вейнгель, современник Ивана Грозного, изображал его совершенно по-другому (не таким "маньяком"). При этом рисовал он СО СЛОВ СВОИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРИЕЗЖАВШИХ В РОССИЮ
2. Опричнина и тирания.
Опричнину Иван Грозный вводит только для борьбы с засильем аристократии, которая сильно мешает ему в централизации государства, и поддержания порядка в стране. Конечно, опричники осуществляют и охрану царя – он же все-таки глава государства, ему нужно себя защищать.
Мы привыкли, что опричники – это обязательно какие-то звери, которые хотят только крови. В качестве доказательства приводится поход на Новгород пятнадцати тысяч опричников.
Но во-первых – всего численность опричников в войске доходила за весь период существования опричнины до 6000.
Во-вторых – Новгородская знать сама собиралась тогда отделиться от страны. Царю нужно было пресечь сепаратизм.
И в-третьих – историки-противники Ивана грозного приводят слишком дикие оценки погибших от новгородского погрома до 15000 человек. И это при населении в городе около 25-30 тыс. В некоторых источниках приводятся цифры жертв и в 60000, 70000.
И наконец, - сразу через два года ввиду похода османской армии на Москву Иван Грозный переносит свою столицу на время в Новгород. Стал бы царь, который недавно устроил в городе такое кровопролитие, переезжать туда?
Да, сам поход с целью устранить сепаратизм был. Но «жертв» этого похода было крайне мало. В основном новгородская аристократическая верхушка, желавшая отделиться от государства в пользу зарождающейся Речи Посполитой.
Среди опричников, конечно, были должностные преступления. Но Иван Грозный их все же наказывал за это. В основном они честно и даже храбро служили стране и при этом успели проявить себя в боях за свободу нашего народа (в следующей статье узнаете об этом).
А что касается «опальных» бояр – то царь лично судит их за измену, приводя и доказательства. В отношении них тоже осуществляется честный суд, а не какие-то опалы. При этом зачастую царь прощал «опальных» (своего любимцу А. Курбскому, известному предателю, он вообще несколько грубых поражений в Ливонской войне простил, хотя они уже выглядели как предательство).
В качестве доказательства опалы приводится так называемый Синодик опальных. Но подождите – как обычный «поминальник» может быть основой для того, чтобы судить о самодурстве царя? Раньше сам ходил в храмы и писал там поминальные списки – это обычное дело для любого прихожанина.
Для сравнения сегодня приводят и тот факт, что при Иване Грозном было казнено 3-4 тыс. человек, тогда как его современники расправлялись без суда и следствия над десятками тысяч только лишь по признаку иных религиозных взглядов (та же Варфоломеевская ночь) и бродяжничества. Со сравнением, можно согласиться, но не сразу – а дополнив, что при Иване Грозном существовал и функционировал институт РАВНОГО ПРАВОСУДИЯ. Иначе зачем тогда «тирану» вводить столько судебных прав и так систематизировать судебные нормы?
3. Кто очернил Ивана Грозного?
Одним из первых это, конечно, начал делать Андрей Курбский – бывшее доверенное лицо царя, которое оказалось предателем, что можно увидеть по его действиям и бездействиям в период Ливонской войны. Сбежав в Речь Посполитую, он писал множество кляуз на Ивана Грозного, которые станут основой для клеветы на царя.
При этом продолжали это делать такие же двойные агенты, как Элерт Крузе и Иоганн Таубе, Генрих фон Штаден, Альберт Шлихтинг.
Все записки вышеуказанных людей взял за основу романовский переписчик и исказитель нашей великой истории Н.М. Карамзин, который сделал миф о тирании Ивана Грозного частью нашей официальной истории. Романовым ведь нужно было себя выставить белыми и пушистыми на фоне нашего великого царя, тогда как они в целом все управляли государством исключительно в своих интересах и интересах элиты в ущерб всему нашему народу.
Н.М. Карамзин - главный исказитель русской истории
По этой причине мы сегодня и воспринимаем Ивана Грозного как кровавого тирана, хотя даже цифры казненных не говорят о его «кровавости». Но факты все же дают о себе знать, как и знать о том, что такие по-настоящему великие правители вообще бывают.
Для справки: Ивана Грозного даже планировали канонизировать.
4. Величайший из всех.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать смелый вывод, что Иван Грозный – это поистине не только народный, но и величайший правитель в истории нашей страны. При этом в статье приведена только определенная часть фактов о его деятельности.
Понимаю, конечно, что среди вас, дорогие читатели, могут быть и те, кто не согласятся с приведенными фактами (в целом это ваше право), но повторю – от того, каких правителей мы почитаем, зависит то, куда мы будем двигаться как страна. Поэтому память об Иване Грозном как о великом русском царе для нас крайне важна. Её нам нужно беречь как зеницу ока.
Оценили 37 человек
76 кармы