(чмошники визжат)
-----------------------------------------------------------------------------------
Сложно найти в либеральных речах после 24 февраля 2022 года более часто адресуемое русскому народу слово, нежели "покаяние". Вот только сбежавшие из страны релоканты вряд ли знают значение этого понятия, хотя прекрасно понимают, чего и зачем требуют от России.
АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Ничего не известно о статистических исследованиях на тему, какие слова и понятия чаще всего попадаются в речах и текстах отечественных либеральных релокантов после начала СВО. Наверняка такая техническая возможность есть, да уж слишком хлопотная задача: за два с половиной года либералы общими усилиями наговорили на многотомное увесистое собрание сочинений.
Однако можно смело предположить, что одним из самых популярных понятий в их выступлениях является "покаяние", "покаяться", "должны каяться". В чей адрес направлено это не предполагающее обсуждения требование, понятно: каяться обязана Россия и русские.
Что именно так взволновало людей "с прекрасными лицами" и "высокими помыслами", которые даже издалека, из-за границы, из так манившего их "цивилизованного мира" продолжают наседать на Родину? И как они сами понимают это великое слово - "покаяние"?..
Главный мотив уже давно - "Мы должны каяться и просить прощения"
Наивно полагать, что счёт со словом "покаяние" нашей стране и народу был предъявлен лишь 24 февраля 2022 года. Гораздо раньше...
Возьмём для круглой даты срок в 10 лет - в августе 2014-го в одном из крупнейших либеральных изданий было опубликовано стихотворение писателя и журналиста Дмитрия Быкова*. В самом рифмованном опусе слов "покаяние" и "каяться" не было - зато сам стих был озаглавлен как "Покаянное". И тут уж "каялся", как ему самому казалось, непосредственно Быков*.
Произведение начиналось словами "Я ничего не смог остановить", затем рефреном повторяющимися. Относились они, разумеется, к "Русской весне", ставшей ответной реакцией на киевский Евромайдан, и к пробуждению русского национального самосознания в Донбассе. Именно возвращение русской идеи в жизнь общества и действия государства Быков*, духовное дитя и воспеватель эпохи 1990-х, рассматривал как трагедию - и именно за недостаточность собственных усилий по недопущению этого извинялся.
Именно извинялся, нацепив на эти расшаркивания название "Покаянное". Но не столько за себя, сколько за то, что ему довелось жить "в стремительно глупеющей стране, который год плетущейся по кромке", да ещё "в Отечестве, стоящем на краю и, кажется, уже занёсшем ногу". Впрочем, закончил своё "покаяние" Быков* на бодрой ноте либерала, готового всячески способствовать краху родной страны, пошедшей по неугодному ему пути: "Я ничего не смог остановить. Но, кажется, ещё могу ускорить".
Впрочем, эксклюзивный патент на "либеральное покаяние" Быкову* не принадлежит - ещё раньше его единомышленники по "прогрессивному" мышлению принялись активно нападать на тему Великой Отечественной войны. Лишь один пример: перед Днём Победы в 2021 году ещё один острослов, взлетевший на гребень успеха в ельцинскую эпоху, писатель Виктор Шендерович так проиллюстрировал тезис о том, что Советский Союз якобы ответственен за начало Второй мировой войны не меньше, чем гитлеровская Германия:
Вместо того чтобы громыхать гусеницами и пердеть танками, в этот день [9 мая] мы должны каяться и просить прощения.
Шендерович* использовал слово "каяться" для пущей эмоциональной убедительности - из контекста понятно, что оно является для него синонимом "просить прощения". Эта смысловая тавтология понадобилась лишь для подчёркивания ключевой мысли: русские виноваты уже тем, что посмели победить объединённую Европу в 1945 году.
Вот это размах мысли и претензий - "Государство должно публично покаяться"...
После 24 февраля 2022 года настойчивый, переходящий в нетерпеливую истерику призыв к русскому народу "Покайтесь! Кому сказано - каяться..." из либерального "прекрасного далёка" стал раздаваться постоянно.
Вот совсем свежий пример - один из рупоров культурного либерализма кинокритик и бывший уже главный редактор журнала "Искусство кино" Антон Долин*. Он не просто покаяние, а покаяние на государственном уровне да от имени всего народа (странно, что не прозвучала идея составить поимённые списки кающихся, с подписями...) поставил условием своего личного и прочих релокантов великодушно-всепрощающего возвращения в явно осиротевшую без них Россию:
Обязательное условие - государство должно абсолютно открыто, публично покаяться перед всеми людьми, своими гражданами [получившими статус иноагентов]... <...> И должно сказать от лица всей страны: мы были неправы, мы виноваты, это больше не повторится. <...> Чтобы в ответ мы думали, верить этому или нет.
Там ещё много было сказано трагического да с драматическим надрывом в голосе о том, как у людей в звании "иноагент" коварное государство якобы отнимало имущество, работу, близких и саму жизнь. Видимо, следующим после "покаяния" пунктом требований со стороны Долина* к Родине будет компенсация материальных убытков (включая скрупулёзно подсчитанную упущенную за эти годы прибыль) и морального ущерба.
Такое вот оно, "долинское покаяние" - с налётом театральности да с явными расчётами на извлечение выгоды.
"Не снять этот груз покаяньем, раскаяньем..."
А вот и первый персонаж в нашем сегодняшнем повествовании без иноагентской звёздочки над фамилией - подождавший до января 2023-го и тихо убывший во Францию актёр Дмитрий Назаров.
Вот уж кто "специалист по покаянию", так это не чурающийся стихотворных опытов артист. Ещё до бегства он опубликовал собственную версию великой песни Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского "Хотят ли русские войны?".
Разумеется, версия от Назарова имеет противоположный смысл - мол, нет у русских права защищать свою безопасность.
Да, мы умеем воевать,Но не соседям глотку рвать...
И тут же появляется тема "искупления", то есть покаяния как признания своей кромешной неправоты:
До искупления виныНе доживут и полстраны...
А уже сидя в своём доме на Лазурном Берегу и обдуваемый средиземноморским ветром, Назаров сочинил и тематический стих "Без покаянья".
Считая плохое хорошим, а зло называя добром,На душу тяжёлую ношу, жестокую ношу кладём.Не снять этот груз покаяньем, раскаяньем, болью стыда.Ты душу сгноил этой грязью, и это с тобой навсегда.
Примечательно, что Дмитрий Назаров редкий в нынешнем рассказе человек, который открыто позиционирует себя как воцерковлённого православного верующего. То есть теоретически он-то как раз и должен знать, что такое покаяние и какую огромную роль оно играет в христианском мировоззрении. Но, видимо, либерализм придаёт особый привкус всему - поэтому Назаров тут же заявляет, что покаяние для русских, поддержавших СВО, бессмысленно. И молиться уже бесполезно, ведь "не услышит никто".
Впрочем, ничего удивительного в таком специфическом понимании православия Назаровым нет - актёр сам признался, что намеренно не затрагивает тему спецоперации в разговоре со священниками: боится услышать то, что ему не понравится.
"Хороший русский - мёртвый русский"?
До этого фигурировали сплошь мужчины-либералы - что ж, объективности для и статистической выборки ради приведём теперь мнения о покаянии от женщин-либералок.
Очень яркий пример - коллега Назарова по профессии и по эмиграции во Францию артистка Яна Троянова*. Та самая, что с первых дней своего отъезда за границу (дотерпела в России до осени 2022 года, пока не доснималась в последнем сезоне сериала "Ольга" и последний гонорар не поступил на счёт...) начала в каждом интервью рассказывать о своём стыде и "покаянии" перед жителями "страны - жертвы агрессии":
Когда я за границей встречаю украинцев, мне хотелось провалиться под землю. Мне невероятно стыдно перед украинцами за нашу страну.
"Покаяние" Троянова* понимает весьма специфически - настолько, что, пожалуй, даже идеологи немецкого нацизма не отваживались на такое открытое, публичное раскрытие человеконенавистнической идеологии:
И, конечно, мы сегодня заслуживаем, когда нам сегодня кричат в лицо: "Русских надо убивать, даже детей". Или как украинцы говорят: хороший русский - мёртвый русский.
"Нужно быть готовыми к всеобщему покаянию"
Собеседница Трояновой* и её единомышленница (фраза о радостных танцах после новостей об украинских атаках на русские города уже стала хрестоматийной) бывшая телеведущая Татьяна Лазарева* о покаянии говорит даже чаще.
Причём крутит-вертит эту тему прославившаяся ещё в КВН юмористка под разными углами. То о внутреннем духовном устройстве соотечественников забеспокоится:
Покаяться, раскрыть глаза, посмотреть в боль, в нищету, в духовную деградацию, в отсутствие счастливого будущего у детей и внуков - вот такая коллективная работа нам сейчас предстоит.
Татьяна Лазарева* (слева) и Яна Троянова* (справа). Скриншот: телеграм-канал "В стране"
А то вспомнит о "коллективной ответственности" перед жителями соседней страны:
Меня очень волнует вопрос, как мы будем общаться с украинцами. Я из тех людей, кто понимает всю эту ответственность и готова к покаянию... И нам, тем, кто будет жить в России после Путина, нужно быть готовыми к всеобщему покаянию!
Такой вот ультимативный рецепт от Лазаревой*: ни больше ни меньше - "всеобщее покаяние будущих поколений"...
"Мне стыдно за наш народ"... За какой именно, Людмила Улицкая*?
На этом фоне позиция писательницы Людмилы Улицкой* выглядит более взвешенной - впрочем, это обманчивое впечатление. В комментарии для немецкой прессы (либеральная сочинительница перебралась в 2022 году в Германию) она высказалась так:
Я русская писательница еврейского происхождения, воспитанная в христианской культуре. Сейчас моя страна <...> больна агрессивным невежеством, национализмом и имперской манией величия. <...> Мне стыдно за всех нас, за наш народ, который растерял нравственные ориентиры.
Оставим в стороне недоумённые вопросы о том, как, где, когда в творчестве Улицкой* проявились хотя бы отражения христианской культуры, не говоря уже об отголосках православной веры.
Приведём лишь один пример того, как писательница представляет себе милосердие. "Проблему" русского населения Крыма поддержавшая киевский режим Улицкая* предлагает решить в режиме "геноцид-lite" - просто выселить с полуострова:
Я по национальности еврейка. Поэтому тема гонения, изгнания из страны в страну для моего народа очень знакомая тема. <...> Придётся, по-видимому, каким-то народам тоже двинуться по этому пути, по пути переселения, поиска дома...
Что ж, какая у Улицкой* "христианская культура", какое "милосердие" - под стать этому и её понимание "покаяния".
Что с того?
Для осмысленного завершения всякого разговора о покаянии нужно осознавать, что это понятие - не синоним ни извинения, ни просьбы о прощении, ни публичного признания вины, ни даже христианской исповеди.
Извинения - это соблюдение норм этикета и плод хорошего воспитания.
Просьба о прощении - желание наладить отношения, помириться с тем или иным человеком или группой людей.
Публичное признание вины - это шаг в сторону облегчения грядущего наказания или избавление от гнетущего душу груза.
Исповедь ближе всего подходит к понятию "покаяние", однако чистосердечно открыть свои грехи это ещё не означает покаяться.
Не будем совсем уж углубляться в богословские бездны, скажем лишь, что подлинным покаянием христианство считает не просто осознание неправильности, греховности своих действий, слов, мыслей - но полную внутреннюю перемену человека. Покаявшийся человек не только называет свои грехи, но и удаляется от них, перестаёт их совершать.
Разумеется, не о таком покаянии твердят в своих речах, заметках в прессе и записях в соцсетях названные выше и оставшиеся за рамками нашего рассказа либералы. Требуя от русских покаяния и даже навешивая себе на шею мысленное ярмо с надписью "теперь мы и наши дети должны каяться", эти люди не призывают ни к какому нравственному и деятельному перерождению.
Они банально перепевают (каждый на свой лад, но очень похоже друг на друга) вдутый в их уши и мозги западный мотив - "Русские во всём виноваты. Русские не смеют ничем гордиться, даже своими победами. Русские всем должны и не имеют права иметь ничего своего - даже каких-либо прав...".
Совсем не новая песня, только исполнители свежие, недавно выращенные. За счёт русского народа, кстати говоря. Может быть, в этом как раз и стоит покаяться? Только по-настоящему - признать ошибку и больше её не повторять.
* Дмитрий Быков, Виктор Шендерович, Антон Долин, Яна Троянова, Татьяна Лазарева, Людмила Улицкая - включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.
Оценили 34 человека
64 кармы