Противоречия между традициями восточной цивилизации и навязанными принципами многопартийности и либерализма делают прозападные режимы неустойчивыми
События в Южной Корее показывают непригодность принципов западной демократии для стран конфуцианско-иероглифической цивилизации. Парламентская демократия не отвечает реалиям общественной жизни, по-прежнему стоящей на основе локальных традиций, диалектов, сохраняющихся традиций союзов или вражды жителей разных частей страны.
Мне довелось выслушать разъяснение на этот счет от Ким Тэ Чжуна, лауреата Нобелевской премии мира и Президент Южной Кореи ещё в то время, когда он был руководителем оппозиции. В качестве представителя Внешнеполитической ассоциации я был его гостем в Сеуле в 1992 году. Ким Тэ Чжун довольно подробно рассказал о реальном раскладе в политической жизни страны сквозь призму региональных кланов, их веса в большом бизнесе, экономике, армии и органах безопасности. Введенные американцами правила либеральной демократии мешали лидерам военно-политических группировок, которые устанавливали диктатуру. Новые диктаторы только на словах придерживались таких понятий, как «конституция», «закон», «народовластие». Будущий Президент и сторонник сближения с Северной Кореей образно сравнивал политическую энергетику своей нации с раскаленной магмой, кипящей в глубине вулкана. Извержения неизбежны!
Противоречия между авторитарными традициями конфуцианской цивилизации и навязанными принципами многопартийности и либерализма делают прозападные режимы неустойчивыми. Чем больше либерализма, тем меньше устойчивости. Об этом говорит опыт не только Южной Кореи, но также Южного Вьетнама и Филиппин. Чем меньше либерализма, тем больше устойчивости. Об этом говорит опыт Японии, имитирующей парламентаризм, но реально установившей «полуторапартийную систему», при которой у власти десятилетиями остается Либерально-демократическая партия, а все остальные борются за место в остющейся «половинке». Это же относится к Тайваню, которым десятилетиями правила партия Гоминьдан до появления проамериканской Прогрессивной демократической партии и возникновения двухпартийной системы. Появление соперничающей партии, выражающей интересы коренного населения в противовес бежавшим с материка гоминдановцам, позволило создать на острове особую «тайваньскую идентичность» и противопоставить ее Китаю со всеми вытекающими рисками для будущего 23 миллионов жителей.
Воздействие нынешних межпартийных противоречий в американском «материнском организме» сильно влияет на выношенные в его чреве незрелые плоды смешения разных цивилизаций. Кризис в Сеуле в обозримом будущем может повториться в Маниле и Тайбэе. Символом устойчивости останутся созданные с учетом исторических традиций однопартийные системы в Китае, Вьетнаме, Сингапуре, а также «полуторапартийная» система в Японии.
Оценили 9 человек
26 кармы