На первый взгляд, скандал с «разрешением» и «отменой» многожёнства для российских мусульман вроде бы закончился. После предписания Генпрокуратуры Духовное управление мусульман России отозвало свою фетву.
«На то Божья воля, и Совет улемов ДУМ РФ не видит смысла вступать в полемику», - написал в своём Telegram-канале председатель совета улемов ДУМ Шамиль Аляутдинов.
Фетву, вызвавшую такой общественный резонанс, раскритиковали известные политики, журналисты и правозащитники. Претензий к ней высказывалось главным образом две. Первая: она противоречит традиционным российским ценностям. Вторая: она противоречит законодательству нашей страны, в том числе и Конституции, где чёрным по белому написано, что брак — это союз между мужчиной и женщиной. А не между мужчиной и несколькими женщинами. Итог мы знаем: фетва отозвана.
И что же — можно праздновать победу? Мы отстояли право жить у себя дома по своим законам и традициям?
К сожалению, ничего подобного и близко нет.
Уже говорилось о том, что в русском инфополе совершенно неверно и поверхностно трактуется суть происшедшего конфликта. Во-первых, ДУМ РФ не может «разрешить» либо «запретить» мусульманам многожёнство: оно разрешено последователям ислама от момента основания их религии. Скандальная фетва лишь разъясняла нюансы — опять-таки известные в мусульманской среде: что для второго и последующих браков должны быть некие основания, что жён может быть не больше четырёх — и так далее…
Во-вторых (и это главное!), проблема-то не в фетве. А в том, что среди российских мусульман ранее чуждая для них традиция, по-видимому, получила такое распространение, что духовенство оказалось вынуждено дать чёткое ТЗ — как это делать правильно. Ещё недавно столь же чужды для российских мусульман были хиджабы и «ваххабитские» бороды, но сейчас они опять-таки почему-то стали «древней традицией». Впрочем, внешняя атрибутика — это мелочи. В общество российских мусульман возвращаются весьма спорные нормы, изжитые ещё во времена СССР. Сейчас они приходят, как правило, из стран Ближнего Востока — снова под видом «древних традиций». И эти нормы — именно религиозные нормы! - ставятся выше светских законов.
Нужно приводить примеры таких норм, или сами загуглите?
Впрочем, хрестоматийный пример — та самая фетва. Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин, комментируя её, сказал, что она не вступает в противоречие со светским законодательством, так как речь идёт о «религиозном браке», который является «внутренним делом мусульманской общины» и регулируется «только внутренними установками религии». Ну как это не вступает! Получается, единственно возможный светский брак мусульманина волей-неволей регулируется светскими законами (ибо от этого не уйти), а вот остальные, которые для светского закона и не браки вовсе — внутренними установками религии.
Иными словами, государству в данной ситуации предлагается отойти в сторонку?
Ещё раз. Конфликт глубже и шире, чем нам пытаются представить. И его последствия могут быть гораздо печальнее, чем банальнейший холивар по поводу многожёнства. Христианская и исламская цивилизации в России мирно сосуществовали веками. Однако в последние 10-20 лет российским мусульманам активно навязывают дотоле чуждые для них нормы жизни: многожёнство, особую внешнюю атрибутику, спорные для большинства населения страны шариатские правила. Частью мусульманского общества эти нормы принимаются и, более того, активно транслируются вовне. Ну а большинством населения страны данные нормы отвергаются. У русских людей вполне обоснованно включаются защитные реакции.
Понимаете? Впервые за много-много лет светскому обществу и христианам стало некомфортно сосуществовать с определённой частью мусульман на одной «поляне». Потому что последние вдруг начали активно продвигать доктрины, неприемлемые для первых и вторых на ценностном уровне. Это важно — на ценностном, а не на бытовом! Есть или не есть свинину, пить или не пить алкоголь — это именно что бытовые аспекты, и для построения добрососедских отношений они не имеют значения. А вот отношения в семье и к семье, отношение к государству и обществу — вопросы экзистенциальные. И если в данных вопросах некая религиозная община активно противопоставляет себя большинству — ничего хорошего ждать не приходится.
В бывших азиатских республиках СССР это поняли. И начали непримиримую борьбу с «чуждыми» проявлениями. Ждём, когда это поймут у нас. Главное, чтобы это произошло не слишком поздно.
Оценили 27 человек
47 кармы