Мир Полудня (XXII век Стругацких)

35 7008

Не так давно снова обратился к кумирам большинства советских людей - братьям А. и Б. Стругацким. Захотелось посмотреть что-нибудь нечитанное - из последних, неизданных работ, переписки, интервью и т.п.

На этот раз под руку попалось "Собрание сочинений в 11 томах" с дополнительным 12-м томом. Перелистывая последние два тома Собрания и роясь в сети по тем же вопросам, я нашел два высказывания поздних Стругацких (точнее, уже только одного), касающиеся дальнейшей судьбы "Мира Полудня", которые так и не увидели свет в рассказах и повестях этого цикла. 

На мой взгляд эти слова очень хорошо характеризуют эволюцию взглядов АБС на реальный мир и перспективы его социального развития. Точнее, на перспективы той модели светлого будущего, которая разрабатывалась ими в 50-х - 70-х годах. 

Одно высказывание было произнесено в ходе off-line интервью БНС в феврале 2010 года http://www.rusf.ru/abs/int0137... и звучало так"

"Вопрос: Борис Натанович, многие из ваших романов посвящены вопросам перехода человечества от капиталистического общества к коммунистическому. Когда Вы описывали подобные процессы, то с чем связывали такое развитие событий?

Ответ БНС: На самом деле, мы вовсе не рассматривали проблем перехода от капитализма к коммунизму. Мы довольно быстро поняли, что тот мир, который мы описываем, Мир Полудня, практически недостижим. В наше время он недостижим вообще. Может быть, в будущем, когда (и если) создана будет и практически освоена Высокая система воспитания (способная каждого человеческого детеныша превратить в творческую личность), когда и если человечество почувствует потребность в такой системе воспитания (как в свое время оно ощутило необходимость поголовной грамотности), несколько поколений спустя, состоится переход к Миру Полудня. Сейчас же это никак теоретически не обоснованное (и не способное быть обоснованным) общественное устройство – Мир-в-котором-нам-хотелось-бы-жить. И не более того."

Второе несколько более пространно. Это часть предисловия БНС к первому тому проекта «Миры братьев Стругацких: Время учеников» (1996). Оно касалось замысла ненаписанной повести, которой братья хотели в свое время завершить цикл Мак Сима и "Полудня" в целом. 

"В последнем романе братьев Стругацких, в значительной степени придуманном, но ни в какой степени не написанном; в романе, который даже имени-то собственного лишен (даже того, о чем в заявках раньше писали «название условное»); в романе, который никогда теперь не будет написан, потому что братьев Стругацких больше нет, а С.Витицкому в одиночку писать его не хочется, — так вот, в этом романе авторов-разработчиков соблазняли главным образом две выдумки.

Во-первых, им нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.

Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще не ангелами, но уже и не бесами.

А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности.

Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо - и грубо) вытесняло его туда, где ему было место — в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип «каждому — свое» в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика.

А во-вторых, авторам нравилась придуманная ими концовка. Там у них Максим Каммерер, пройдя сквозь все круги и добравшись до центра, ошарашенно наблюдает эту райскую жизнь, ничем не уступающую земной, и общаясь с высокопоставленным и высоколобым аборигеном, и узнавая у него все детали устройства Империи, и пытаясь примирить непримиримое, осмыслить неосмысливаемое, состыковать нестыкуемое, слышит вдруг вежливый вопрос: «А что, у вас разве мир устроен иначе?» И он начинает говорить, объяснять, втолковывать: о высокой Теории Воспитания, об Учителях, о тщательной кропотливой работе над каждой дитячьей душой... Абориген слушает, улыбается, кивает, а потом замечает как бы вскользь: «Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно не реализуемая на практике». И пока Максим смотрит на него, потеряв дар речи, абориген произносит фразу, ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман всё-таки написать.

— Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, — говорит абориген. — Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом...

По замыслу авторов эта фраза должна была поставить последнюю точку в жизнеописании Максима Каммерера. Она должна была заключить весь цикл о Мире Полудня. Некий итог целого мировоззрения. Эпитафия ему. Или — приговор?

(с) Борис СТРУГАЦКИЙ"

Точно так же можно проследить эволюцию взглядов АБС внутри самого цикла "Полудня", хотя бы на идею прогрессорства. 

В ранних произведениях преобладал романтический взгляд на идею прогрессорства - ускорения развития братских народов путем внедрения, чаще всего тайного, землян в ключевые места местных обществ. Здесь и горячий Максим Каммерер, неожиданно для себя открывающий, что вся его подпольная [само]деятельность только вредит работе прогрессорской сети, давно работающей на Саракше. Здесь же и Бойцовый Кот Гаг из "Преисподней". Волей судьбы он взглянул на непостижимый для него Мир Полудня и вернулся обратно на Гиганду, можно представить, уже потенциальным прогрессором.

Позже необходимость такого внедрения, да и вообще, возможные анахронизмы такого рода ("Попытка к бегству"), стали подвергаться сомнению. Уже в "Трудно быть богом" Будах отвергает помощь свыше следующими словами: 

" - Но все-таки, представьте себе, что вы бог...

Будах засмеялся. - Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!

- Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?

- У вас богатое воображение, - с удовольствием сказал Будах. - Это хорошо. Вы грамотны? Прекрасно! Я бы с удовольствием позанимался с вами...

- Вы мне льстите... Но что же вы все-таки посоветовали бы всемогущему? Что, по-вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..

Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и

сложил руки на животе. Кира жадно смотрела на него.

- Что ж, - сказал он, - извольте. Я сказал бы всемогущему: "Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей".

- И это все? - спросил Румата.

- Вам кажется, что этого мало?

Румата покачал головой. - Бог ответил бы вам: "Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по-прежнему останутся нищими".

- Я бы попросил бога оградить слабых. "Вразуми жестоких правителей", - сказал бы я.

- Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.

Будах перестал улыбаться. - Накажи жестоких, - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.

- Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.

- Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.

- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без труда, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.

- Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу, постепенно!

- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.

Будах неловко засмеялся.

- Да, я вижу, это не так просто, - сказал он. - Я как-то не думал раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!

Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках...

- Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?

Будах, сморщив лоб, молча обдумывал. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:

- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.

- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать."

Каждый должен пройти свой путь, а любое вмешательство в итоге приводит к гораздо бОльшим потерям, чем те, которых пытаются избежать. Это единственный путь остаться самим собой, а следовательно необходимость прогрессорства как такового ставится под сомнение. 

"Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер" поворачивают события несколько в другом ключе - угол зрения на ситуацию меняется "с точностью до наоборот". Здесь уже человечество само попадает в положение объекта исследования и, не исключено, воздействия со стороны других прогрессоров. Т.е. Стругацкие пытаются на себя примерить ту рубашку, которую до этого предлагали "менее развитым братьям".  И приходят примерно к тому же выводу, что это неприятные и очень нежелательные одежды. 

Здесь хочется сделать шаг в сторону и провести другую аналогию. 

С современностью. Это, правда, другая опера, но в нашем мире тоже хватает "прогрессоров". И так как это мир реальный, а не "Полудня XXII века", то эту шкуру чаще всего на себя натягивают несущие свет демократических ценностей, подкрепляющие доброе слово кольтом. 

Когда-то эту идею называли "бременем белого человека". Сейчас, в наше политкорректное время так говорить не принято, и для этого сначала изобрели повод "защиты прав человека", который потом перерос в "продвижение демократии". При этом саженцы "демократии" берут из одного и того же рассадника и прививают на совершенно разные почвы, совершенно не готовые для такой прививки. 

Такое "прогрессорство" не могло привести ни к чему иному, как к хаосу и большой крови. И такой вывод вполне закономерно напрашивался для любого, кто замечал аналогию между прогрессорами Мира Полудня и нашим реальным миром. 

В свое время, когда эта аналогия впервые пришла мне в голову, я очень захотел привести этот аргумент в [заочном] споре с современными "прогрессорами". Я считал его просто убойным, с которым невозможно спорить. 

Немного позже все-таки сообразил, что этот пример будет понятен только нашим людям, знакомым с творчеством АБС. А потом стало ясно и другое. Никакого спора не будет. Спор возможен, когда есть две стороны, желающие спорить. В нашем же случае "прогрессоры" просто заворачивают свои действия в красивую обертку "продвижения демократии" - обеспечивают информационные тылы для своей публики и на экспорт. 

А в основе такой "демократизации" находятся, как всегда, "деньги, большие деньги и очень большие деньги". И спорить с этим можно только другим действием, с таким же информационным обеспечением. 

В этом ключе очень хорошим аргументом прозвучали слова ВВП на юбилейной сессии Генеральной Ассмблеи ООН в сентябре прошлого года: "Вы ["прогрессоры хрЕновы"] хоть понимаете, что натворили?" 

А для "прогрессоров" извне должен быть свой "КОМКОН". И это правильно. Только нельзя забывать о "контроле над КОНтролем", чтобы его нужная работа не переходила границы "охоты на ведьм". 

P.S. В своей заметке, отталкиваясь от творчества АБС, я решил не отходить далеко от терминологии наивного и идеалистического Мира Полудня, "в котором нам всем хотелось бы жить". 

P.P.S. Справедливости ради нужно вспомнить и попытки экспорта революции еще на заре Советской России, и работу СССР по поддержке стран "социалистической ориентации" в Африке, Азии и Латинской Америке. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе в виде миллионов "Калашниковых" в руках "сторонников социализма" по всему миру. Хочется надеяться, что такой подход - в прошлом. 

P.P.P.S Для тех, кто "не в теме" - на заставке Белая субмарина Островной Империи Саракша. 



Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Кстати-- подход--"прогресса Человека идейного" -- пытался внедрить в СССР товарищ Сталин--- на которого сейчас демократоры грязь льют...Благодаря этому-- и произошел большой Прогресс в науке, технике СССР --в 50 - 60 годы хх века !!!
  • Я думаю, это не личная заслуга товарища Сталина. Тем более, что основной расцвет советской фантастики, и Стругацких в частности, происходил в период "оттепели" и после нее. Хотя "вызревали" они, все же, в 40-е и 50-е.
  • Покойный БНС был либерастом самого худшего пошиба - либерастом идейным. Я могу понять тех, кто проповедует либеральную идею из шкурных интересов. Но к идейным либерастам сердце моё преисполнено жалости...
  • НАСТОЯЩАЯ белая субмарина?
    • Emc2
    • 8 марта 2016 г. 18:14
    Тоже сейчас как раз перечитываю. Но в заметке выше автор, на мой взгляд, проводит параллели между мягким и круглым. У действий стругацких прогрессоров нравственная основа. У "прогрессоров" Мордора - нажива. Всё таки нужно опять начинать делать Человека, а машины немцы наклепают.