О зарплате и "зарплате".

69 879

В дискуссиях о марксистской политэкономии участники и свидетели часто не понимают один важный нюанс, связанный с оплатой труда или зарплатой. Когда коммунисты говорят:"Капиталист обворовывает рабочего!" - люди недоумённо округляют глаза и возражают:"Как же он обворовывает, если он платит зарплату? Причём, оговорённую заранее и скреплённую договором". В их представлении зарплата - есть справедливая оплата труда, заработная плата, плата за работу. И повсеместно данный термин используется именно в значении оплаты труда - в финансовых сводках, в буржуазных экономических обзорах и дискуссиях, в политических заявлениях и предвыборных агитациях, обещающих "повышение зарплат". По этому поводу бородатый классик иронизирует:

"Сфера обращения, или обмена товаров, в рамках которой осуществляется купля и продажа рабочей силы, есть настоящий эдем прирождённых прав человека. Здесь господствуют только свобода, равенство, собственность и Бентам. Свобода! Ибо покупатель и продавец товара, например, рабочей силы, подчиняются лишь велениям своей свободной воли. Они вступают в договор как свободные, юридически равноправные лица. Договор есть тот конечный результат, в котором их воля находит своё общее юридическое выражение. Равенство! Ибо они относятся друг к другу лишь как товаровладельцы и обменивают эквивалент на эквивалент. Собственность! Ибо каждый из них располагает лишь тем, что ему принадлежит. Бентам! Ибо каждый заботится лишь о себе самом. Единственная сила, связывающая их вместе, это — стремление каждого к своей собственной выгоде, своекорыстие, личный интерес. Но именно потому, что каждый заботится только о себе и никто не заботится о другом, все они в силу предустановленной гармонии вещей или благодаря всехитрейшему провидению осуществляют лишь дело взаимной выгоды, общей пользы, общего интереса." "Капитал", гл. 4, разд. Купля и продажа рабочей силы.

Разберёмся, в чём тут уловка, и почему коммунисты говорят о воровстве. 

Основное непонимание заключается в том, что капиталист покупает не труд и платит не зарплату, т.е. плату за работу - капиталист покупает товар рабочая сила как свойство человека и платит за него цену, которая в обиходе называется "зарплатой". В чём разница? В том, что рабочая сила выступает в данном случае как способность к труду, а не сам труд как процесс. Как пишет сам Маркс:

"Способность к труду ещё не означает труд, подобно тому как способность переваривать пищу вовсе ещё не совпадает с фактическим перевариванием пищи. Для того чтобы мог состояться этот последний процесс, недостаточно, как известно, иметь хороший желудок."

Всякий товар обладает потребительной стоимостью (еще меновой, но сейчас не об этом) - или, по-простому, потребительной ценностью - то есть, набором полезных и нужных свойств, за которые мы и платим деньги (меновую стоимость). Мы покупаем товар не ради товара, а ради тех полезных свойств, которые в нём заключены. Например, булочку ты купил для того, чтобы её скушать, потому что булочка содержит в себе свойство утолять голод.

Так и рабочая сила как товар приобретается и покупается потому, что содержит в себе полезное и уникальное свойство - способность к труду, которая является источником стоимости (новых денег, если совсем грубо), совокупность физических и интеллектуальных способностей человека. Которая, как и булочка, потребляется капиталистом. И цена этого товара - "зарплата", только это не "плата за конкретную работу как процесс", а плата за способность выполнять работу.

Зафиксируем: рабочая сила и труд - это разные категории, имеющие различное содержание. Первое - товар, второе - проявление его полезного свойства. 

Всякий продукт, становящийся товаром, имеет (помимо потребительной и меновой) "просто" стоимость, которая формируется из затрат на его производство и воспроизводство. Соответственно, таковая имеется и у рабочей силы - ведь она же выступает товаром. Что является стоимостью рабочей силы, как её вычислить? Буржуазные эксперты пищат и пытаются вычислять её отношением спроса и предложения: дескать, стоимость рабочей силы определяется рынком. Но это лишь выявление меновой стоимости, отношение между различными уже готовыми товарами. Что конкретно выносится на суд спроса и предложения? Какие затраты? Мы можем вычислить, например, затраты материалов для булочки - на её изготовление нужно столько-то муки, столько воды, соли, сахара, корицы и т.д.. А что является затратами рабочей силы?

Затратами рабочей силы является жизнь человека, поскольку она неотделима от человека, - то есть, сумма жизненных средств, которая позволяет человеку, потратившему их в процессе труда, восполнить их для того, чтобы на следующий день совершить то же самое количество труда. Как машина требует затрат на поддержание своей работоспособности, так и человек требует затрат на поддержание своей. Можно возразить, что затраты на машину можно вычислить, а как вычислить затраты на человека - ведь люди все разные? 

"Сами естественные потребности, как-то: пища, одежда, топливо, жилище и т. д., различны в зависимости от климатических и других природных особенностей той или другой страны. С другой стороны, размер так называемых необходимых потребностей, равно как и способы их удовлетворения, сами представляют собой продукт истории и зависят в большой мере от культурного уровня страны, между прочим в значительной степени и от того, при каких условиях, а следовательно, с какими привычками и жизненными притязаниями сформировался класс свободных рабочих. Итак, в противоположность другим товарам определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент. Однако для определённой страны и для определённого периода объём и состав необходимых для рабочего жизненных средств в среднем есть величина данная."

Кроме того, машина имеет срок эксплуатации, после которой она окончательно сломается и будет непригодна к работе - следовательно, капиталист, например, купивший машину для предприятия за 1000 рублей и имеющую 10 месяцев срока эксплуатации (для примера), закладывает в цену товара по 100 рублей каждый месяц, чтобы к концу срока эксплуатации приобрести новую машину. Но и человек имеет "срок эксплуатации" - свою жизнь - а значит, в стоимость рабочей силы также попадают затраты на детей рабочего, которые станут новыми рабочими "машинами" в капиталистическом производстве (иначе без рабочих, как и без машин, производство остановится). 

Также для того, чтобы человек мог продавать свою рабочую силу, ему необходимо обучиться определённым навыкам и умениям - следовательно, обучение также входит в стоимость рабочей силы. Ну и всякие, опять-таки, зависящие от конкретного исторического времени, необходимости в культурном отдыхе, развлечениях, посещении санаториев, театров и т.д..

И вот вся эта стоимость и есть то, что работнику платят в качестве "зарплаты", то есть, цена товара "рабочая сила", которую покупает капиталист. Колебания в величине из-за спроса и предложения, других факторов опустим - это лишь колебания. Сразу отметим возражения по поводу того, что "зарплаты" бывают разные в зависимости от професии:

"Уже раньше было отмечено, что для процесса увеличения стоимости совершенно безразлично, будет ли присвоенный капиталистом труд простой, средний общественный труд или более сложный труд, труд с более высоким удельным весом. Труд, который имеет значение более высокого, более сложного труда по сравнению со средним общественным трудом, есть проявление такой рабочей силы, образование которой требует более высоких издержек, производство которой стоит большего рабочего времени и которая имеет, поэтому, более высокую стоимость, чем простая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то и проявляется она зато в более высоком труде и овеществляется поэтому за равные промежутки времени в сравнительно более высоких стоимостях. Но какова бы ни была разница в степени между трудом прядильщика и трудом ювелира, та доля труда, которой ювелирный рабочий лишь возмещает стоимость своей собственной рабочей силы, качественно ничем не отличается от той добавочной доли труда, которой он создаёт прибавочную стоимость. В обоих случаях прибавочная стоимость получается лишь вследствие количественного излишка труда, вследствие большей продолжительности того же процесса труда: в одном случае процесса производства пряжи, в другом — процесса ювелирного производства" 

"Ну и что?" - спросите вы. - "Где воровство-то? Всё ж по обоюдному согласию. Зарплату вовремя платят, хороший коллектив, владелец фирмы приятный человек. Я продал свой товар - рабочую силу, а капиталист заплатил мне своим товаром - деньгами". Ехидный Карл комментирует это гармоничное шествие труда и капитала:

"Покидая эту сферу простого обращения, или обмена товаров, из которой фритредер vulgaris черпает все свои взгляды, понятия, масштаб всех своих суждений об обществе капитала и наёмного труда,— покидая эту сферу, мы замечаем, что начинают несколько изменяться физиономии наших dramatis personae [действующих лиц]. Бывший владелец денег шествует впереди как капиталист, владелец рабочей силы следует за ним как его рабочий; один многозначительно посмеивается и горит желанием приступить к делу; другой бредёт понуро, упирается как человек, который продал на рынке свою собственную шкуру и потому не видит в будущем никакой перспективы, кроме одной: что эту шкуру будут дубить."

А почему он ехидничает, вы уже, думаю, понимаете. Если подсчитать, сколько стоимости рабочий создаёт уже в процессе труда в течение рабочего дня (10 часов) (узнать можно при продаже произведенного товара) и сколько уплачено за его способность к труду в течение рабочего дня (которая определяется затратами труда же на её воспроизводство и выражается в зарплате) - если предприятие работает с прибылью, всегда получится разница, которая покажет, что выплаченная зарплата покрыла затраты рабочего на труд не в течение 10 часов, а в течение 5 часов, например. Соответственно, 5 часов рабочий трудился бесплатно. Степень бесплатного времени может варьироваться в зависимости от степени эксплуатации. В этом суть капиталистического производства, когда деньги вкладываются в товар (сырьё, станки и рабочую силу) и на выходе дают новые деньги. Или не дают, если не удалось реализовать произведённый товар, но это не играет роли. Степень эксплуатации можно посчитать формулой прибавочная стоимость (прибыль) разделить на стоимость рабочей силы ("зарплату") - если получившееся число будет больше 1 - значит, тут всё нормально, а если меньше - значит, тут из человека высасывают все соки. 

То есть: плата за труд - это плата за результаты труда, за трудовой процесс, итогом которого становится производство продукта, который станет товаром, когда будет выставлен на продажу. Это - заработная плата. А плата за товар рабочая сила - "зарплата", это цена, за которую буржуин покупает человека на определенное время, "подключает" к средствам производства и сырью и начинает вырабатывать прибыль, присваивая результаты труда как процесса, то есть, обворовывая его.

Да, это "добровольное" соглашение - рабочий сам несёт на рынок рабочей силы свой товар рабочая сила - но именно потому, что в рамках капиталистического производства товаров у него нет другого товара, кроме этого, а в условиях поддерживаемой безработицы другие работники еще и демпингуют товаром рабочая сила, снижая на неё цену. Поэтому безработица крайне важна при капитализме и, естественно, неустранима в его рамках. 

Мнимая личная "свобода" работника - лишь мнимая. К примеру, при феодализме зависимые крестьяне в течение года какое-то время работали на феодала, отрабатывая барщину, а всё остальное время работали "на себя". Наёмный работник тоже всецело принадлежит капиталисту в течение рабочего дня - продав свою способность к труду, он уже не принадлежит себе, ведь он работает лишь для того, чтобы восполнить свою способность трудиться на другой день, а вовсе не чтобы доставить радость капиталисту. "Себе" он принадлежит только во вне рабочее время. Но в это рабочее время он, помимо воспроизводства рабочей силы, еще и работает на капиталиста бесплатно, создавая прибыль - просто этот процесс растянут в течение всего года, предположим, а не в течение нескольких месяцев, как у крестьян, которые в остальное время трудятся над восстановлением собственной способности к труду (заготавливая еду на зиму).   

Да, рабочий может уволиться - что бы что? Что бы продать рабочую силу другому капиталисту. Это если есть такая возможность, а её, обычно, нет - безработица же! 

Писать тут еще можно много всякого, но закруглимся: таким образом, аккуратнее употребляйте выражение "заработал", "заработанное" - мерилом заработанного является труд и результаты труда, а не стоимость рабочей силы - в случае с наёмным работником, и не доход по капиталу - в случае с капиталистом, ведь доход по капиталу есть неоплаченный труд работника. 

А сегодня в завтрашний день не все могут смотреть(с)

Нужно периодически вырываться из оперативного уровня, из ежедневных сводок, из просмотра карт боевых действий, из рутины обыденности. Словесную шелуху «Тот сказал, этот заявил» в 90% можн...

«У МЕНЯ ПАПА ПРОКУРОР. Я ВСЕХ ОТМАЖУ». Кто и зачем напал на контуженного бойца СВО и его супругу?

Эта история из Ростова-на-Дону получила большой резонанс. Там участник СВО, который брал Бахмут, получил за службу награды, ранение и контузию, подвергся жесткому избиению толпой. По ту строну России ...

Активизация вымирания

Во время войны работают механизмы не только прямого, но и косвенного воздействия на противника. Прямые — потери на поле боя и сопутствующие, среди гражданских, а также разрушение эконом...

Обсудить
  • Коротко надо дружище, коротко. Обыватель патриот не понимает на каком языке ты вещаешь. К примеру так. Капиталист покупает товар рабочая сила, потому что это самый ценный товар на рынке из всех существующих. Только рабочая сила может производить стоимость гораздо больше, чем потребляет сама. Вот именно это свойство товара рабочей силы и до усрачки нужно капиталисту.
  • В эпоху "исторического материализма" все это излагали, по-моему, на третьем курсе (поправьте, если я ошибаюсь) любого ВУЗа. Политэкономия называется. Тогда извилин у народа хватало, но воспринималось все это как нудятина и схоластика. Теперь вот каждый на своей шкурке капитализьм осязает, но ни фига не понимает, ибо кто же будет вразумлять и просвещать олухов против себя? P.S. Автору спасибо. Идеологический минимум (ликбез) полезная штука. Может быть кто-нибудь и задумается.
  • Статья очень похожа на проповедь священника. :blush: Сначала - /// сколько уплачено за его способность к труду в течение рабочего дня ///, а затем - /// плата за труд - это плата за результаты труда ///. Так за что же платят зарплату, за результат труда или за способность к труду? /// Всякий продукт, становящийся товаром, имеет (помимо потребительной и меновой) "просто" стоимость, которая формируется из затрат на его производство и воспроизводство. Соответственно, таковая имеется и у рабочей силы - ведь она же выступает товаром. Что является стоимостью рабочей силы, как её вычислить? /// А почему автор мысль не закончил? Испугался собственной смелости? :blush: Надо было довести её до логического конца - затратами при производстве рабочей силы являются пища, одежда и жильё. А всё, что работник получает за работу сверх этих затрат, является прибылью. Верно? В таком случае получается, что капиталист обворовывает рабочего (прибыль), а рабочий - капиталиста (прибыль). У работника не было прибыли во времена рабства. Как известно, за работу рабу денег не платили, а предоставляли ему еду, одежду и жильё, то есть компенсировали его затраты. :blush: Вся эта теория прибавочной стоимости, как грабежа капиталистом рабочего, гроша ломаного не стоит. Словоблудие - и только.
  • Степень эксплуатации можно посчитать формулой прибавочная стоимость (прибыль) разделить на стоимость рабочей силы ("зарплату") - если получившееся число будет больше 1 - значит, тут всё нормально, а если меньше - значит, тут из человека высасывают все соки.// А если прибыль получается из за того, что товар продается по завышенной цене и прибыль получается из ограбления покупателя.. Тогда как определять? :laughing:
  • Этот ваш Маркс - буквально напёрсточник. Кручу-верчу, обмануть хочу. Труд и рабочая сила вообще-то синонимы. Маркс разделяет эти понятия, то есть крутит напёрстки. Вот и первый обман: товаром на продажу является не рабочая сила, а именно труд. Любой наниматель платит работнику за конкретный труд, дело, действие, а не за абстрактную способность к труду. Рабочая сила может лежать на диване и пить пиво - но она не трудится, и за это ей никто не заплатит. И, разумеется, работнику никто не обязан платить так, чтобы обеспечить ему желаемые ништяки в виде семьи или жилья, типа "воспроизвести рабочую силу". Работник должен сам заботиться о том, чтобы его труд оплачивался высоко.