Современное обывательское мышление часто впадает в ступор, пытаясь осмыслить коммунистический принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям". И если со способностями более-менее бывает понятно, то потребности люто заставляют нагреваться обывательский мозг. "Как же так? А если я захочу себе золотой унитаз, у меня такая потребность возникнет?" - вопрошает обыватель.
Что кажется ему проблемой, не решаемой в принципе, отчего делается вывод о несостоятельности коммунистических постулатов:"Не может же быть так, чтобы у каждого был в доме золотой унитаз?!".
После чего он, торжествуя от осознания, что смог ниспровергнуть коммунистов и доказать эффективность капитализма, выходит из-за компа и идёт в свой клозет, где стоит обычный керамический унитаз.
"Ну и что" - скажет он (не унитаз, а обыватель) - "Но ведь я могу, чисто теоретически, заиметь золотой унитаз?! А при коммунизме я буду с самого детства расти с мыслью, что никогда, даже теоретически, не посижу на стульчаке из благородного металла! Отчего вырасту злым мизантропом и начну охотиться на людей".
Вообще-то, если представить, что золото вдруг станет доступным и широко распространенным металлом - ничего не помешало бы при коммунизме делать золотые унитазы. Шанс заиметь этому обывателю сегодня золотой унитаз значительно меньше, чем при коммунизме - для этого нужно присваивать результаты чужого труда, стать капиталистом, спекулянтом и т.д.. Своим трудом на золотой унитаз не заработать (ну, не считая специфичных профессий, типа, киллера или элитной эскортницы). Конечно, шансы стать успешным спекулянтом, владельцем шаурмечной или чебуречной - они-таки есть, но даже число капиталистов в разы меньше числа наёмных работников-пролетариев. Следовательно, для большинства людей золотой унитаз - всего лишь абстрактная мечта, капиталистический строй не может обеспечить всех золотыми унитазами, ограничиваясь теоретическими "возможностями". Угу, я построил в голове воздушный замок и живу в нём.
Следующая проблема - это "мышление древнего римлянина", о чём я уже писал: когда жителю Рима рассказываешь про коммунизм, а он рисует себе картину, где он живёт в огромном дворце и у него куча рабов. Или как в советском кинофильме "Свой среди чужих, чужой среди своих":
- ""Себе", "себе", только и знаешь "себе" да "за что". Эх, тёмный ты человек. Бая собакой называешь, а сам баем стать хочешь - наберёшь батраков, будешь нагайкой их лупить. Будешь. Это, брат, марксизм. От него никуда не денешься. Наука."
Иначе говоря, проекция своего сегодняшнего восприятия, порождённого окружающим бытием, на восприятие людей, существующих в совершенно ином бытии, где золотой унитаз потребностью не является - потому что зачем? Если тебе нравится унитаз из металла - ну выплавь себе чугуниевый и выкрась в золотой цвет. Нет, не делаешь? Керамику покупаешь? А почему? Потому что керамика практичнее? Так с чего бы при коммунизме люди начали ставить металлические унитазы, хоть бы и из золота? Чтобы зачем и для чего? Сегодня-то понятно - ради понтов (плюс богатым надо куда-то девать деньги, украденные у бедных, люкс-товары для этого существуют). Но при коммунизме если и будут понты, то выражать их придётся совсем по-другому.
Конечно, когда мы начинаем удовлетворять потребности большинства членов общества, а не только спекулянтов и барыг, неизбежно среднее значение "достатка" поначалу снизится (хотя производительные силы сегодня, кажется, уже в силах преодолеть это). Даже просто керамических унитазов надо выпустить минимум 140 миллионов в одной России, чтобы каждому вручить, обёрнутый ленточкой. Я не в курсе масштабов производства унитазов сегодня, но думаю, что оно сильно меньше 140 млн.. Понятно, что сегодня и не надо 140 млн. унитазов - но вот в СССР на заре строительства новых городов, домов, нужны были именно миллионы унитазов, которые создать единомоментно просто невозможно.
Однако, защищая теоретическую "возможность" получения золотого унитаза, обыватель защищает тем самым, как было сказано выше, и возможность обворовывать и присваивать чужой труд - потому что никак иначе золотой унитаз не заполучить.
Причём сам "защитник" никогда на таком золотом унитазе, скорее всего, не посидит (даже в гостях, потому что в классовом обществе и круг общения, как правило, классовый). Зато ходит довольный, почёсывая голову.
"У всех, кто своих же братьев-бедняков грабит - у всех на башке рога вырастут".
Оценили 7 человек
14 кармы