Нонеча тема чипирования переживает ренессанс - о ней много говорят, обсуждают, и настроения в этом вопросе преобладают преимущественно панические и негативные, выражающиеся примерно как-то так:
Если разобраться, все опасения и отрицательное отношение к этому вопросу вытекает, опять и снова, из текущих общественно-экономических отношений и господствующего способа производства в обществе. Из-за капитализма, короче говоря.
К чему сводятся типичные опасения? Исключая верующих в приход Сатаны, опасения сводятся к тому, что за человеком будут следить спецслужбы и банки; будут накапливать конфиденциальную информацию о вас; и даже управлять вами (по нажатию кнопки!).
Все эти вопросы, в общем-то, связаны с капиталистическим бытием - с обращением денег, финансовой состоятельностью, принуждением и эксплуатацией. И да, в таком бытии все эти вопросы чертовски имеют большое значение. Люди подсознательно ощущают, что в мире, где царит конкуренция, возможность тобой управлять - это автоматически означает эксплуатировать тебя, заставлять трудиться на чужое благо, или, расхожее выражение, - использовать. Если уж людей используют для чужой выгоды без всяких чипов, то с чипами - сам Бог велел. Отчуждение людей друг от друга и от власти (которую они послушно как бы выбирают на выборах) выражается во взаимном недоверии и подспудном ощущении обмана. Общественное бытие напрямую влияет на общественное сознание. Как ягуар в джунглях, крадущийся в тени деревьев, вдруг обнаружил, что весь лес знает, где он крадётся и с какой стороны подбирается.
Ягуара понять можно - он выживает в своих джунглях. И человека капиталистического строя понять можно - он тоже выживает в своих. Причём, независимо от классовой принадлежности. Перестать выживать и стать всем добрыми и хорошими, патриотичными и услужливыми нам мешают экономические отношения, делающие нас ягуарами и макаками, поэтому идеалистические мечтания, что надо просто перестать быть подозрительными и возлюбить ближнего - это для любителей сказок. Кстати, о макаках: некоторые примитивные представители homo sapiens приходят в агрессию, даже если просто смотреть на них, и посылают лучи добра смотрящему с криками:" Чё пыришься?!" - и даже могут напасть с кулаками - можно представить уровень их беспокойства, когда за ними днём и ночью наблюдают через всякие чипы.
Но в мире, где нет эксплуатации, банков и даже спецслужбы сошли на нет? Где человек освобождён от необходимости трястись за свой личный кусок благосостояния, оберегая его от посягательств даже своих родственников, не говоря о незнакомых людях и органах государства. Думаю, в таком мире все достоинства чипирования или иного варианта реализации по избавлению от лишнего в деле идентификации человека возобладают. Абстрагируясь от нашего джунглевого бытия, возможность не носить с собой паспорт, а самому быть паспортом - очень удобна. Хотя в ином бытии и сама идея паспорта становится не нужной. Это при капитализме нельзя сделать шага из дома без паспорта: ни сесть на самолёт, ни на поезд, любая контора требует паспорт.
По этому поводу ходит известная байка о том, как крестьянам в СССР не выдавали паспорта, поэтому, дескать, они не могли уехать никуда - обывателям кажется, что паспортный контроль - это что-то вечное и неизбывное, что существует от начала времён, поэтому они с лёгкостью проецируют свою современную полицейскую реальность на другие эпохи. Хотя то время как раз и показывает, что паспорт не нужен для того, чтобы свободно передвигаться по стране. А вот в городах, где пережитки капитализма проявляются сильнее - преступность, необходимость контроля, учёта и т.д. - там паспорт был нужен (что не мешало его получить).
Полагаю, впрочем, что и при коммунизме необходим учёт и статистика. Без них невозможно вести эффективное плановое хозяйство, делать прогнозы, осуществлять моделирование. Но не с целью извлечения выгоды для кого-то персонально, эксплуатации, шантажа и т.д. - а с целью улучшения организации жизни всего общества, а через это - и каждого его члена.
Поэтому, я думаю, в будущем коммунистическом обществе подобная практика будет осуществляться. Ведь удобно же: можно обнаружить человека, заблудившегося в лесу, например. Хотя он не заблудится, если ориентиры ему будут подаваться прямо в мозг через спутник. Или на какое-нибудь устройство вывода информации. Вообще, это уже область киборгизации, которую стоит разбирать отдельно.
Которая тоже будет, безусловно, развиваться. И если в фантастике на эту тему речь идёт, главным образом, о киборгах-убийцах, полицейских, солдатах, автоматических удовлетворителях
- поскольку и описывается в этой фантастике капиталистическое будущее - с его неразрешимыми проблемами и лишь усложнением в попытках разрешить следствия, а не причины этих проблем - то в коммунистическом будущем задачи в этой сфере будут заключаться, в первую очередь, в возвращении людям полноценной жизни вследствие травм, болезней, патологий и т.д.. Искусственные суставы, конечности, глаза, органы... Это если не иметь ввиду технологии биоинженеринга и выращивания органов в пробирках с последующим их вживлением. Дерево технологий может качнуться и в эту сторону. А может, во все сразу.
То есть, что я хочу сказать: сама по себе, в отрыве от реальности, идея модификации тела (это не про серьги и татуировки) человека выглядит заманчиво. Однако, как именно такие идеи используются, в чьих интересах, в каких условиях - налагает отпечаток и на саму идею. Классика: ядерный синтез. Можно реактор построить для обогрева и энергии, а можно бомбу, убивающую всё живое.
Реактор, правда, сам может бомбой стать - но это вопрос контроля, опыта, дальнейшего развития научной мысли.
Оценили 11 человек
22 кармы