Скинули мне тут в комментарии образчик буржуазной пропаганды, типа:
Покрупнее по частям:
Я как-то даже не зрозумiл сразу, об чём тут сыр-бор, но, памятуя, что это буржуазная пропаганда, будем считать, выдвинутый тезис звучит примерно так: "смотрите, какие упыри коммуняки, и какой же молодец Русский Царь Александр Гольштейн-Готторп-Романов Третий Миротворец!" Ну и подспудно, естественно: "частная собственность - это круто, а социализм - говно", как-то так. Подчёркнуты, вон, даже ключевые моменты.
И реально - а чё это бородатый классик (который Карл) деток на сорта делит, работать заставляет, время работы назначает? Ну натуральный упырь же, ничего святого у человека нет, детские концлагеря организовать хочет! А вот Альхен III по прозвищу Мопс (так его в семейном кругу в детстве называли. Да он и выросший на мопса похож), наоборот, закатав рукава, с детским трудом борется и строго-настрого запрещает детей 12 лет отъ роду к работам допускать! Ну разве не душка?
Давайте разбираться. Вначале разберёмся с нашенским Карлом - он хоть и немец, но, в отличие от Гольштейн-Готторпов, действительно наш.
Что за документ приведён в левой (левой!) стороне нашей буржуйской поделки? Там написано: "инструкция делегатам временного центрального совета", а полностью документ звучит так: ИНСТРУКЦИЯ ДЕЛЕГАТАМ ВРЕМЕННОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ. В примечании к документу написано: «Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» была составлена К. Марксом для делегатов первого конгресса Товарищества, который состоялся в Женеве 3–8 сентября 1866 года. На заседании Генерального Совета 17 июля 1866 г. было принято решение подробно разработать и обсудить повестку дня предстоящего конгресса. 31 июля Маркс сделал на заседании Совета доклад по вопросам повестки дня от имени Постоянного комитета; самый текст инструкции был составлен им несколько позже на английском языке и переведен на французский П. Лафаргом. На Женевском конгрессе присутствовало 60 делегатов от Генерального Совета, различных секций Товарищества и рабочих обществ Англии, Франции, Германии и Швейцарии. Председателем конгресса был Г. Юнг. «Инструкция», составленная Марксом, была зачитана как официальный доклад Генерального Совета.
Короче говоря, это программный документ для съезда рабочих делегатов из разных стран, осуществлявших борьбу за права рабочих и ставивших актуальные на тот момент вопросы. А детский труд был в то время очень актуальным вопросом, которому посвящен отдельный раздел документа. Можете по ссылке прочитать весь раздел, буржуазный пропагандист же кусок только вырезал и наподчеркивал. Почему-то он не вырезал другой кусок:
Если буржуазия и аристократия пренебрегают своими обязанностями по отношению к собственным отпрыскам, это их дело. Пользуясь привилегиями этих классов, ребенок вынужден страдать и от их предрассудков.
Для рабочего класса дело обстоит совершенно иначе. Рабочий не свободен в своих действиях. В слишком многих случаях он даже так невежественен, что неспособен понимать подлинные интересы своего ребенка или нормальные условия человеческого развития. Как бы то ни было — наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения. Они знают, что в первую очередь надо оградить работающих детей и подростков от разрушительного действия современной системы. Это может быть достигнуто лишь путем превращения общественного сознания в общественную силу, а при данных условиях этого можно добиться только посредством общих законов, проводимых в жизнь государственной властью. Проведением в жизнь таких законов рабочий класс отнюдь не укрепляет власти правительства. Наоборот, он превращает в свое орудие ту власть, которая теперь используется против него, он осуществляет путем общего законодательного акта то, чего напрасно добивался бы путем множества разрозненных индивидуальных усилий.
Что же это за "разрушительные действия" современной Карлу системы, о которых он пишет? А пусть сам Карл и расскажет:
"Машины революционизируют также до основания формальное выражение капиталистического отношения, договор между рабочим и капиталистом. На базисе товарообмена предполагалось прежде всего, что капиталист и рабочий противостоят друг другу как свободные личности, как независимые товаровладельцы: один — как владелец денег и средств производства, другой — как владелец рабочей силы. Но теперь капитал покупает несовершеннолетних или малолетних. Раньше рабочий продавал свою собственную рабочую силу, которой он располагал как формально свободная личность. Теперь он продаёт жену и детей. Он становится работорговцем. Спрос на детский труд часто и по форме напоминает спрос на негров-рабов, образчики которого мы привыкли встречать в объявлениях американских газет.
«Моё внимание», — рассказывает, например, один английский фабричный инспектор, — «привлекло объявление в местной газете одного из значительнейших мануфактурных городов моего округа. Объявление гласит: «Требуется 12–20 мальчиков в таком возрасте, чтобы они могли сойти за 13-летних. Плата 4 шилл. в неделю. Спросить и т. д.»»
Фраза «чтобы они могли сойти за 13-летних» объясняется тем, что согласно фабричному акту дети моложе 13 лет могут работать только 6 часов. Официальный врач (certifying surgeon) должен удостоверить возраст. Поэтому фабрикант требует таких мальчиков, которые выглядят так, будто им уже минуло 13 лет. Уменьшение числа занятых фабрикантами детей моложе 13 лет, совершающееся нередко скачками и так поражающее в английской статистике за последние 20 лет, по словам самих фабричных инспекторов, было в большой мере делом этих certifying surgeons, изменяющих возраст детей сообразно эксплуататорской жажде капиталистов и торгашеской потребности родителей.
В Бетнал-Грине, печально известном районе Лондона, каждый понедельник и вторник утром совершается открытый торг, на котором дети обоего пола с 9-летнего возраста сами отдают себя внаём на лондонские шёлковые мануфактуры. Обычные условия — «1 шилл. 8 пенсов в неделю (это отдаётся родителям), 2 пенса для меня самого и чай». Договоры заключаются только на неделю. Сцены и язык на этом рынке поистине возмутительны. В Англии до сих пор ещё случается, что женщины «берут мальчиков из работного дома и отдают их внаём какому угодно покупателю по 2 шилл. 6 пенсов в неделю». Вопреки законодательству всё ещё по меньшей мере до 2 000 мальчиков продаётся в Великобритании своими родителями в качестве живых трубочистных машин (хотя для замены их существуют действительные машины)." "Капитал", Гл. 13, разд. 3а: Ближайшие действия машинного производства на рабочего: присвоение капиталом добавочных рабочих сил. Женский и детский труд.
И там же:
"Моральное калечение, вытекающее из капиталистической эксплуатации женского и детского труда, с такой исчерпывающей полнотой описано Ф. Энгельсом в его «Положении рабочего класса в Англии» и другими авторами, что я здесь ограничиваюсь простым напоминанием об этом. Интеллектуальное же одичание, искусственно вызываемое превращением незрелых людей в простые машины для производства прибавочной стоимости и совершенно отличное от того природного невежества, при котором ум остаётся нетронутым без ущерба для самой его способности к развитию, его естественной плодовитости, — это одичание заставило, наконец, даже английский парламент провозгласить начальное образование обязательным условием «производительного» потребления детей до 14-летнего возраста во всех отраслях промышленности, подчинённых фабричному законодательству. Дух капиталистического производства ясно обнаруживается в неряшливой редакции в фабричных актах пунктов о так называемом воспитании, в отсутствии того административного аппарата, без которого это обязательное обучение в большинстве случаев опять-таки становится иллюзорным, в оппозиции фабрикантов даже такому закону об обучении и в их увёртках и уловках для того, чтобы обойти его.
«Обвинять приходится только законодательную власть, потому что она издала обманчивый закон (delusive law), который, заботясь для вида о воспитании детей, не содержит ни одного положения, обеспечивающего достижение этой цели. Он ничего не устанавливает, кроме того, что дети на определённое число часов» (3 часа) «в день должны быть заперты в четырёх стенах помещения, именуемого школой, и что хозяин детей еженедельно должен получать удостоверение об исполнении этого от лица, которое подписывается в качестве учителя или учительницы».
До издания в 1844 г. исправленного фабричного акта нередко попадались удостоверения о посещении школы, на которых учитель или учительница вместо подписи ставили крест, потому что сами не умели писать.
И еще в этой же главе в разделе "Современная мануфактура":
На нескольких примерах я поясню приведённые выше положения. В сущности, читатель уже знает многочисленные иллюстрации из главы о рабочем дне. Металлообрабатывающие мануфактуры в Бирмингеме и окрестностях на работах, по большей части очень тяжёлых, применяют 30 000 детей и подростков и 10 000 женщин. Мы встречаем их здесь во вредных для здоровья меднолитейнях, фабриках пуговиц, на работах по глазуровке, гальванизированию и лакировке. Чрезмерный труд взрослых и малолетних обеспечил различным лондонским газетным и книжным типографиям достойное прозвище «бойни». В переплётных заведениях — такой же чрезмерный труд, жертвами которого здесь являются женщины, девушки и дети. Тяжёлый труд малолетних на канатных предприятиях, ночной труд на соляных заводах, свечных и других химических мануфактурах, убийственное применение труда подростков для вращения ткацких станков на шелкоткацких предприятиях, которые не пользуются механической двигательной силой.
<...> Классическим примером чрезмерного труда, тяжёлой и неподходящей работы и связанного с этим огрубения рабочих, эксплуатируемых с самого юного возраста, могут служить, кроме рудников и угольных копей, черепичные и кирпичные заводы, на которых вновь изобретённая машина применяется в Англии (1866 г.) пока лишь спорадически. С мая по сентябрь работа продолжается с 5 часов утра до 8 часов вечера и, если сушка производится на открытом воздухе, часто с 4 часов утра до 9 часов вечера. Рабочий день с 5 часов утра до 7 часов вечера считается «сокращённым», «умеренным». Дети обоего пола принимаются на работу с 6- и даже с 4-летнего возраста. Они работают столько же часов, как и взрослые, часто больше взрослых. Труд тяжёлый, а летний зной ещё больше изнуряет. Например, на кирпичном заводе в Мосли одна 24-летняя девушка делала 2 000 кирпичей в день, ей помогали две малолетние девочки, которые таскали глину и складывали кирпичи. Эти девочки вытаскивали ежедневно 10 тонн глины по скользким стенкам ямы с глубины в 30 футов и переносили её на расстояние 210 футов.
«Невозможно пройти ребёнку через чистилище кирпичного завода без того, чтобы не пасть нравственно… Непристойности, которые им приходится слышать с самого нежного возраста, грязные, неприличные и бесстыдные привычки, среди которых они вырастают в невежестве и одичании, превращают их на всю дальнейшую жизнь в непутёвых, отверженных, распутных людей… Способ расквартирования служит ужасающим источником деморализации. Каждый moulder (формовщик)» (собственно искусный рабочий и глава группы рабочих) «даёт своей артели из 7 человек квартиру и стол в своей хижине или коттедже. В этой хижине спят мужчины, юноши и девушки независимо от того, принадлежат они к семье формовщика или нет. Хижина обыкновенно состоит из 2 и лишь в исключительных случаях из 3 полуподвальных комнат с недостаточной вентиляцией. Люди настолько изматываются за день изнурительного труда, что нечего и думать о соблюдении каких бы то ни было правил гигиены, чистоты и приличия. Многие из этих хижин могут служить настоящими образцами беспорядка, грязи и пыли… Величайшее зло системы, применяющей молодых девушек на работах этого рода, заключается в том, что она, как правило, с раннего детства на всю жизнь связывает их крепко с самым отверженным отребьем. Прежде чем природа скажет им, что они — женщины, они превращаются в грубых, сквернословящих мальчишек («rough, foul-mouthed boys»). Одетые в скудное, грязное тряпьё, с ногами, обнажёнными много выше колен, с волосами и лицом, покрытыми грязью, они привыкают с презрением относиться ко всякому чувству благопристойности и стыда. В обеденное время они лежат, растянувшись на земле, или подсматривают за парнями, которые купаются в соседнем канале. Закончив свой тяжёлый дневной труд, они одевают платья получше и сопровождают мужчин в пивные».
Но, может, бородатый классик по коммуняцкой привычке тупо брешет и сочиняет, оговаривая социально ориентированных бизнесменов ̶д̶у̶м̶а̶ю̶щ̶и̶х̶ ̶о̶ ̶Р̶о̶с̶с̶и̶и̶ думающих о геополитическом развитии и процветании своих стран? Вот Ганс Ностиц в 1902 году пишет в книге "Рабочий класс Англии в XIX столетии":
"Бывают случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках"
"В Бельгии на главной прядильной фабрике Брабанта по данным за 1843 г. трудились 318 рабочих, в число которых входили 26 детей от 9 до 12 лет. На тюлевой фабрике этого города было 70 рабочих, в т.ч. 30 девочек в возрасте от 8 до 12 лет. Прядильные фабрики г. Акоста принимали даже семилетних детей, в Монсе поступали точно так же. Уже тогда местная торговая палата считала это злоупотреблением." - пишет Б.С. Шлепнер в книге "Сто лет социальной истории Бельгии". Свидетельств можно найти массу. Да и зачем бы рабочим созывать конгресс и выносить подобные вопросы на обсуждение? Чтоб раскачивать лодку суверенной государственности, что ли?
Понятно, думаю, о каких разрушительных действиях системы говорит Маркс? Теперь вернитесь в начало и прочитайте, что он предлагает в инструкции делегатам. А предлагает он заставить буржуев снизить накал эксплуатации детей. Почему только снизить? Потому что это программа-минимум - это текущие требования, вот прямо сейчас, которые рабочий класс должен выдвинуть буржуазным правительствам в качестве одного из своих требований - не для революции, отмечу, а в рамках буржуазного строя. Ох*евшие буржуины, не глядя на то, что они с рабочими одной нации, гнобят рабочий класс сызмальства, с раннего детства загоняют его в жернова товарного производства, перемалывая тела, ломая души, уничтожая всё человеческое в юных сердцах и головах. Конечно, у этих детей всегда оставалась возможность открыть свой стартап, ну или ларёк, начать продавать яблоки или лимонад, и тоже стать буржуями. Как-то не догадались...
Но, может, в богоспасаемой Расейской Империи было всё по-другому? Ну, там, где духовность, православие, царь-миротворец, заботившийся и переживавший о русских детях? Узнаем в следующей части.
Оценили 18 человек
35 кармы