О мелкобуржуазности.

213 1171

Есть такое классовое положение - положение мелкого хозяйчика, работающего на рынок. И есть мелкобуржуазная психология, особый психологический склад личности, присущий, в основном, мелким хозяйчикам, но отнюдь не только им.

Какова психология и каковы "поведенческие свойства" типичного мелкого хозяйчика? Обычно, все помыслы и все интересы мелкого хозяйчика сосредоточены вокруг маленького куска собственности, каковой кусок хозяйчик должен от всего общества уберечь и, по возможности, округлить-увеличить, потому мелкобуржуй уважает капитал. С другой стороны, мелкий буржуй трудится сам (в противном случае, он уже не мелкий, а обычный буржуй), потому и труд он уважает, хотя бы на словах. С одной стороны, мелкобуржуй понимает, хотя бы на уровне "подкорки", что в капиталистическом обществе его положение крайне неустойчиво, потому в мелкобуржуйской голове существует запрос на "перемены". С другой стороны, мелкобуржуй трясётся за свою мошну, отсюда мелкобуржуйский запрос на "стабильность"

Мелкий хозяйчик по жизни какбе "воюет" со всем обществом: грабит своих работников, обманывает покупателей, а сам регулярно подвергается ограблению со стороны буржуев и буржуйского государства, а также со стороны нищих люмпенов-гопников, которые до какого-нибудь Абрамовича хрен доберутся, своего брата люмпена или же пролетария грабить не станут (ибо беспонту), а вот пухлый мелкобуржуйчик как объект для грабежа им как раз подойдёт - отсюда знаменитый мелкобуржуйский индивидуализм, переходящий в грубый эгоизм, а то и в эгоцентризм. Мелкобуржуй легко "загорается", если кто-то тронет его собственность, но и очень быстро "остывает", если убеждается, что его собственность в безопасности. 

Противоречивое и неустойчивое положение мелкобуржуя в капиталистическом обществе делает и мелкобуржуйскую идеологию очень противоречивой. Тут тебе требование "справедливости" - и тут же пламенные речи в защиту "священной частной собственности". Тут тебе требование "равноправия" - и тут же поспешный отказ от идеи Равенства. И т.д.

Крупное производство вытесняет мелкое, агрохолдинги разоряют фермеров, таксомоторные компании оставляют не у дел частных извозчиков-"бомбил", а крупные торговые сети пожирают ларёчников с лоточниками. Так что не только пролетарии, но и сами мелкобуржуи оказываются, зачастую, вытеснены в категорию неприкаянных "люмпенов". Понятно, наличие у человека любой собственности способствует усвоению человеком мелкобуржуйской идеологии, но тут наши друзья капиталисты оказывают Делу Пролетарской Революции услугу - сколько бы буржуинские аналитики ни орали о важности и нужности тнз "среднего класса", капиталист просто в силу самой своей сути никак не может этот самый "средний класс" не грабить и не разорять. И вот - идут буржуйские "приставА" описывать имущество граждан, размывая класс мелких хозяйчиков и увеличивая число пролетариев и люмпенов... Конечно, буржуинские статистики будут записывать лишённых средств к существованию людей в "самозанятые" и, тем самым, наплодят на бумаге множество "новых мелкобуржуев". Но мы-то знаааааем!..

Впрочем, не нужно полагать, будто только условия получения человеком его доли общественного продукта формируют психологию и убеждения человека. Мол, если человек наёмный работник, то психология у него точно будет пролетарская, а если у человека есть свой маленький "бизнесок", то и психология у человека будет мелкобуржуйская, и убеждения будут соответствующие, гарантия 146%. Если б дело реально обстояло именно так, дворянин Вова Ульянов не лез бы в неприятности, управлял бы своим поместьем, грабил бы крестьян без всякой жалости и хватался бы за револьвер, едва заслышав крамольное словцо "революция". Однако, человек есть продукт не только обстоятельств, но и воспитания, следовательно классовое положение человека только создаёт предпосылки для усвоения человеком той или иной идеологии, но никаких "гарантий", что человек будет этой идеологией по жизни руководствоваться - не даёт.

Мелкобуржуазной психологией (индивидуализм, стремление к наживе, политическая ограниченность и неустойчивость, равнодушие к страданиям ближнего и т.п.) в капиталистическом обществе будет поражена большая часть населения, включая самых-самых настоящих пролетариев, даже промышленных рабочих, всяких там строителей-слесарей-токарей с усами и в кепочках. Ибо общественное бытие, как известно, определяет общественное сознание. Ильф и Петров во время своей поездки по США встречали несчастных пролетариев, которые уже замучились кататься автостопом по стране в поисках подработок и явно не видели никаких першпектив в будущем. И что же? Чуть ли не все хронические безработные в спорах с советскими писателями защищали капиталистический порядок и оказывались типичнейшими мелкобуржуями по духу. Им нравилось, что в СССР нет безработицы, но категорически не нравилось, что в СССР миллионером не стать, хотя, сами понимаете, шансы безработного стать миллионером - и в США тоже равны примерно так нулю. Вишь, дело не в том, где трудился тот или иной американец, всё дело в производственных отношениях, господствующих в данном обществе.

Класс этот очень древний, намного древнее класса буржуазии и рабочего класса, он появился ещё при феодализме, а в капиталистическом обществе - разлагается и потихоньку умирает. Часть крестьян-мелкобуржуев (ничтожное меньшинство) становится кулаками, превращается в сельскую буржуазию, другая часть (огромное большинство) разоряется, теряет всю свою собственность и вынуждена либо идти в услужение к кулакам, либо отправляться в город и наниматься на завод - то есть превращается в пролетариат. Процесс раскрестьянивания происходит, обычно, очень мучительно. Но этот процесс неизбежен. Крупный собственник сожрёт мелких, как бы те ни сопротивлялись. А класс мелких буржуа сопротивлялся и до сих пор сопротивляется переменам, о да! 

Про этот класс товарищ Ленин писал в 1920-м году: "Теоретически для марксистов вполне установлено, — и опытом всех европейских революций и революционных движений вполне подтверждено, — что мелкий собственник, мелкий хозяйчик (социальный тип, во многих европейских странах имеющий очень широкое, массовое представительство), испытывая при капитализме постоянно угнетение и очень часто невероятно резкое и быстрое ухудшение жизни и разорение, легко переходит к крайней революционности, но не способен проявить выдержки, организованности, дисциплины, стойкости. "Взбесившийся" от ужасов капитализма мелкий буржуа, это — социальное явление, свойственное, как и анархизм, всем капиталистическим странам". И сегодня такое явление встречается по всему капиталистическому миру.

Хрестоматийный "взбесившийся от ужасов капитализма мелкий буржуа" ("der rabiat gewordene Kleinburger") - это знаменитый Марвин Химейер со своим "Киллдозером".

Про этого субъекта принято говорить с восхищением - "Герой-Ветеран", "Борец с Системой", "Настоящий Мужик", "Последний Герой Америки"...

А если смотреть по сути - типичный мелкобуржуй, во всех проявлениях. Сперва защищал империалистический строй, помогал империалистам оккупировать Вьетнам - американские самолёты поливали напалмом вьетнамские деревушки, а "Настоящий Мужик" служил техником при аэродроме, следил, чтобы самолёты исправно взлетали и садились, чтобы бомбы вовремя из люков выпадали, чтобы пулемёты не клинило и т.д. Славно послужив империалистам, "Герой-Ветеран" вернулся в родные США, купил на аукционе участок земли, построил автомастерскую, чинил там глушители и сдавал снегоходы напрокат. Такой себе мелкобуржуазный рай. Ну а чё? Человек отдал долг своей Родине, помог искупать в напалме несколько тысяч "косоглазых" - взрослых и детишек - имеет же он после этого право пожить в своё удовольствие? Только вдруг ("внезапно", хе-хе-хе) выяснилось, что капиталисты могут "кушать" не только вьетнамцев, но и американцев. Буржуй-заводчик пришёл в городок и быстренько мелкого хозяйчика Химейера разорил. Ещё выяснилось (тоже "внезапно", наверное), что буржуазное государство стоит на страже интересов буржуазии (кто бы мог подумать?!), а мелких хозяйчиков в упор не хочет видеть: как ни распинался Химейер в суде, "справедливости" он так и не добился. Потому, что абстрактной Справедливости не существует, только классовая. А с точки зрения правящего в США класса капиталистов - всё произошедшее с Химейером было вполне справедливо. Более эффективный собственник скушал менее эффективного, не вписавшегося в рынок. Невидимая Рука в действии, ага. Вот так-то - строй, который Химейер защищал во Вьетнаме, оказался (опять "внезапно") несправедливым, бесчеловечным и людоедским. Наш "Последний Герой" этого не замечал, когда дело касалось вьетнамцев, корчащихся в пламени горящего американского напалма. Но вот когда строй решил потрогать за карман "Настоящего Мужика", когда дело дошло до "разорения" и "резкого ухудшения жизни" самого Химейера - Химейер немедленно "взбесился" и решил Бороться с Системой. А поскольку Марвин, как и положено мелкобуржую, был политически безграмотным, зато болезненно самолюбивым, постольку и способ Борьбы он придумал абсолютно идиотский, зато картинный и броский: построил втихаря бронированный бульдозер и раскатал в щебень половину маленького городка, в котором жил и работал. После чего - застрелился. 

Нетрудно понять, что Системе от такого демарша было ни горячо, ни холодно. Система выходку "Последнего Американского Героя" благополучно пережила и даже не почесалась. Крупные капиталисты как угнетали рабочих, как разоряли мелких хозяев - так и продолжили угнетать и разорять. Суды и полиция как защищали интересы капиталистов в ущерб интересам всех прочих классов - так и продолжили защищать. Ни одному человеку - в США или за их пределами - "Последний Герой" жизнь не облегчил. Однако, месть Химейера получилась по-киношному эффектной, есть основания полагать, что этого "Борец с Системой" в первую очередь и добивался. Страсть к театральным эффектам и абсолютная бесплодность - отличительные признаки мелкобуржуазной революционности.

Мелкобуржуазная психология в капиталистическом обществе - удел отнюдь не одних только "настоящих" мелкобуржуев, мелких хозяйчиков, работающих на рынок. Любой пролетарий, который обзавёлся, к примеру, собственным жильём или собственным автомобилем - имеет шанс (не стопроцентный шанс! это важно!) тут же обзавестись и парой-тройкой собственнических черт. Он получает склонность забывать про "Наше" и думать только про "Моё" - мол, "только бы ЛИЧНО МНЕ без моей квартирки не остаться, а все остальные пущай горят синим пламенем!". Надысь такой вот пролетарий с мелкобуржуйским уклоном нашим товарищам-соратникам высказал, что ему, мол, как умному человеку, даже выгодно, чтобы уровень образования в стране был похуже, ведь тогда ему будет проще конкурировать за "рабочее место" с тупыми выпускниками негодных школ. Такая вот ограниченность, такая вот тупость, такое вот упорное нежелание видеть что-либо, кроме своей собственной тарелки - делают носителя мелкобуржуйской психологии нашим естественным врагом. 

С другой стороны, носитель мелкобуржуйской психологии может и естественным союзником коммунистов стать, если буржуазное государство нашему делу поможет - отберёт у мелкобуржуя его жалкую собственность. Тут мелкобуржуй начнёт пылать праведным гневом, тут он готов, подобно знаменитому Марвину Химейеру, даже самого себя в жертву принести, лишь бы поквитаться с обидчиками. Наша задача - вовремя указать разгневанному мелкобуржуйскому бунтарю на реальную причину его лишений и страданий. Наша задача - объяснить мелкобуржую, что свою копеечную собственность он при капитализме так и так не убережёт, хоть Путин будет у руля, хоть Обама, хоть Жирик, хоть Клинтониха, хоть царь-батюшка. Если мелкобуржуй всё поймёт - он станет нашим сознательным союзником и поможет нам подкапываться под эксплуататорский строй. Ну, а если мелкобуржуй попадётся упёртый, туповатый и недогадливый - что же, флаг ему в руки, пущай на навальнинги бегает, или пущай повторяет "подвиг Химейера", коли так сильно помереть охота. Мы своё дело сделали, разъяснительную работу провели, с нас и взятки гладки.

Источник: один, два.

Они ТАМ есть: «Солнышко моё…»

Ни Марина, ни муж ее Виталий не поддерживали майдан. Это было бы смешно, живя в русском городе, имея нормальное образование, верить в секту, носящую кругами гробы на майдане. Они, как и...

Обсудить
  • Увы, при капитализме любой человек – всего лишь звено в пищевой цепочке.
  • .. КАК ЖЕ ПАРТИЯ ЖИДОВ ненавидит "мелкого хозяйчика" - гоя , который экономически от этой стаи крыс независим .. которым она не может помыкать , и на котором ей трудно паразитировать .. .. .. - то ли дело голожопый "пролетарий" .. - абсолютно безправный перед партией жидов .. и ПОЛНОСТЬЮ от неё зависимый .
  • "Имеет шанс" самое глупое заблуждение вислоухих.
  • "Крупное производство вытесняет мелкое, агрохолдинги разоряют фермеров, таксомоторные компании оставляют не у дел частных извозчиков-"бомбил", а крупные торговые сети пожирают ларёчников с лоточниками."(с) - логика. :thumbsup:
  • Молодец, прочитал одноэтажную Америку. Я же говорил, книга стоящая. :thumbsup: