• РЕГИСТРАЦИЯ

Антиутопия как мечта.

33 644

Часто приходило в голову: почему же в ХХ веке писатели начали выражать такой нечеловеческий ужас перед Тоталитаризмом? Замятин, Оруэлл, Хаксли, Айра Левин, и это только самые известные из антиутопистов. В каждом случае страшилок и пугалок, которые писатели изливали на народные головы, речь шла о Тоталитарном Государстве, которое все захватило, контролирует абсолютно все стороны жизни (особенное внимание уделялось жизни сексуальной) и вообще буквально водит гражданина на коротком поводке, определяя его режим дня и даже каждую мысль.

Нередко сами писатели и еще чаще критики полагали, что речь шла о каком-то неслыханном великом Прозрении и пророчестве "тоталитарных государств", как вы понимаете, "сталинизма и фашизма". Ведь нет ничего более ужасного!

Но вот странно, на дворе 1970й год, гитлеризм давно канул в Лету, со "сталинизмом" уже тоже все значительно смягчилось, а Айра Левин снова пишет аналогичную антиутопию о всеобъемлющем контроле - "День совершенства". Да и современные антиутопии, если присмотреться, например, та же "Сфера" Эггерса - здесь Всеобъемлющее Государство еще не родилось, но оно в процессе рождения, и это наводит еще больший ужас, чем описание такого государства.

Почему же фантасты так охотно выбирают сюжет антиутопии Тотального Контроля, и еще интереснее - почему эти антиутопии становятся такими популярными? Книгу ведь делает не только писатель, но и читатель. Если читатель не подхватит эстафету, не поймет мысль автора - ничего и не произойдет, даже вполне талантливый автор останется в рядах "третьестепенных графоманов".

Значит, что-то в этих романах глубоко цепляет современников, уже с начала прошлого века.

Я предполагаю, что подобные антиутопии - воплощение мечты и авторов, и читателей. Да-да, именно мечты и желания. Можно сказать - мазохистских мечтаний, но глупо сводить все к обычным сексуальным перверзиям, тем более, они прочитываются явно лишь у немногих авторов.

Здесь все глубже и трагичнее.

Психически, простите за банальность, "по своей природе", человек - выраженно социальное создание. Стайное животное. Изгнание из стаи для такого животного равносильно гибели. Страх изгнания, страх равнодушия и отторжения окружающих, стаи - это наш природный, хтонический, глубоко сидящий, бессознательный ужас. Мы можем его преодолевать. Можем не отдавать себе в нем отчета.

Но на самом деле все наше поведение построено на этом ужасе.

Когда комментаторы начинают мне угрожать "если вы будете себя так плохо вести, вас вообще не будет комментировать!" - они бессознательно апеллируют к этому первобытному страху во мне (не зная, что как раз в этой области опыт меня прочно убедил, что ситуация "никто не комментирует" невозможна, разве что комментарии будут полностью закрыты - но тогда будут писать в личку :). Когда в коллективе с человеком никто не здоровается, его охватывает паника и беспокойство - что происходит, они хотят выжить меня, лишить рабочего места? Когда вас покидает партнер, вам кажется, что все вокруг рушится, и вы "никому не нужны".

Если это трудно понять на себе самом или представить в людях (никогда не рефлексировалось), можно обратиться к собакам. Кстати, у кошек, вопреки легендам, это качество тоже вполне выражено, хотя и проявляется иначе. Именно поэтому собака "лижет бьющую руку" (хотя слишком сильное воздействие приведет к страху), поэтому собака никуда не девается даже от дрянного хозяина и будет к нему возвращаться. Хозяин - это стая собаки. Кстати, поэтому, щенки, выросшие в уличной стае, не особенно нуждаются в людях, для них всегда стаей были окружающие собаки. Собака не представляет себя без Своего человека. Без него собаку охватывает паника и ужас. Поэтому даже пусть бьет, но только не выгоняет, только позволит хотя бы находиться где-то рядом.

Я понимаю, что половина моих комментаторов - Гордые Одинокие Волки, которые "никогда ни в ком не нуждались и не будут нуждаться точно". Но во всяком случае можно утверждать, что значительная часть людей в этом отношении очень похожа на собак. Нам нужны другие люди, нужна стая, мы без этого чувствуем себя плохо, тревожно и депрессивно.

Вернемся к общественной ситуации начала ХХ века. Это начавшийся распад традиционного общества. Быстрый прогресс капитализма, а вместе с ним - все более мощной конкуренции. Тому же писателю трудно удержаться на плаву, это раньше писателей было мало, достаточно уметь составить связный текст - и вот твое жизненное положение уже прочно. В ХХ веке этого мало, любой редактор может выпнуть тебя за ворота, и не факт, что ты найдешь что-то другое, даже положение именитого писателя может пошатнуться, надо все время сражаться за место под солнцем. Да, тебя вроде бы никто не контролирует... потому что всем на тебя плевать с высокого дерева. Захочешь есть - сам подстроишь свои мысли на нужную редактору волну. Не хочешь - см. Кнут Гамсун, "Голод".

Писать в этой ситуации роман о тотальном контроле - просто бальзам на душу. Этот сюжет так и просится на бумагу.

Даже если там в итоге героя зверски пытают (но заметим, никогда не убивают, да в большей части антиутопий и не пытают, собственно). Самое главное - ты невероятно важен для общества. Ты всего лишь какой-то винтик, ничем не выдающийся работник - но о тебе все время заботятся вездесущие служители тоталитаризма, пристально следят за каждым твоим движением через телекраны или стеклянные стены, поправляют, если что не так, кормят - твой скромный паек гарантирован всегда, и пусть он скромен - но ведь и другие едят то же самое, так что психологически все удовлетворены. Если некие "члены Внутренней партии" втихомолку и пожирают деликатесы, они не афишируют это. У тебя всегда есть работа, а зачастую (например .в "Мы" или "Дивном новом мире") даже и секс тебе гарантирован. У Левина сексуальное влечение подавляется химически, а у Оруэлла как раз оно и становится мотивом к сопротивлению Системе (тут система что-то не додумала). Тебе гарантирован и досуг. Тебе не бывает скучно. Даже самые твои мысли тщательно контролируются - воспитание, пропаганда, всеобщая слежка. Кто-то находит время и ресурсы, чтобы читать дневничок рядового офисного работника и даже класть контрольную пылинку на место - это еще и высокооплачиваемые крутые специалисты слежки. Наконец, даже собственно ужасные пытки - это ведь, между нами говоря, довольно сложная и напряженная работа, ее не сделать в одиночку, значит, вокруг тебя суетятся несколько человек, привязывают, следят, чтобы ты не помер, как-то кормят и ухаживают в процессе, и еще высокопоставленный чин лично занимается пытками - обалдеть ведь, как много внимания оказывается опять же рядовому офисному работнику, который в принципе-то не сделал этой системе ровно ничего плохого, только нарушил правила - трахался с любовницей в неположенном месте.

Извините, что я так много про Оруэлла, но это уж очень показательно и смешно. Другие антиутопии все-таки имеют больше внутренней логики. На мой взгляд, лучшая антиутопия ХХ века - это "Дивный новый мир" Хаксли. Но и его логика построена на том же: тотальное государство, которое осчастливливает каждого отдельного человека. У большей части людей, почти всех, кроме альфа-плюс, вообще отнята возможность думать свободно вместе с частью интеллекта (а эмоции контролируются наркотиками), а редкие альфа-плюс. которых начинает что-то не устраивать, высылаются на отдельный остров - но не подумайте, что там их бросают, их все равно кормят и заботятся, но еще и создают возможность приятно общаться с такими же недовольными интеллектуалами.

Так антиутопии ли это? Да нет, по сути дела строго наоборот. Это должно выглядеть "ужасно", но где-то внутри для читателя все это привлекательно, сопереживая герою, он и себя чувствует невероятно важным для этой Системы - тут даже не так важно, подвергнет ли она тебя зверским пыткам, чтобы убедить разлюбить Джулию, или наоборот - вышлет в комфортабельную обеспеченную ссылку, потому что ты не хочешь любить кого попало. Важно, что ты нужен, о тебе заботятся, тебе гарантировано место в обществе.

Ведь в реальности-то ты никому на фиг совершенно не нужен! Ты не сдался в этой жизни никому. Никого не интересуют твои мысли, да что там - твое выживание всем безразлично. 1-я мировая война показала, что не только жизни рабочих и крестьян, бедняков, безразличны обществу - даже "приличного человека" могут в любой момент забрать на такую войну, и там он будет никем и ничем, и его смерть никого не взволнует. А придя с войны - инвалидом ли, здоровым - ты снова будешь изо всех сил доказывать, что ты чего-то стоишь и продавать свою рабочую силу - руки или мозги. И вполне возможно, что - не купят.

Человек крайне плохо чувствует себя в роли товара. Хорошо еще - если он хороший товар. А если не то. что плохой, но просто не самый лучший?

В традиционной крестьянской общине, в нерушимой традиционной семье человек был жутко угнетен, но как правило, он имел там гарантированное пожизненное место. В семье тебя могут выпороть, но зато всегда накормят. Тебя заставят делать то. что ты не хочешь - но не изгонят из стаи. Не умеешь - научим, не хочешь - заставим - нашу первобытную сущность этот девиз невероятно радует. Ты при деле, ты при стае, с тобой ничего не случится.

Капитализм разрушил общину и уже почти полностью разрушил и семью. Сегодняшняя семья, простите - это смех на палочке в сравнении с тем, что было когда-то. Иногда два "традиционных" по внутренним представлениям человека цепляются друг за друга и живут вместе - это те семьи, которые еще сохранились. Все остальные... Сегодняшние так называемые "отношения" - это сплошная конкуренция. Даже будучи замужем/женатым, нужно постоянно следить за собой и доказывать, что ты лучше вот того типа на Майбахе/той двадцатилетней фитоняши, все "руководства" непрерывно советуют "удерживать" мужей и жен путем постоянной работы над собой и своими качествами. Дети тут ничего не меняют, ведь "ради детей жить вместе нельзя"!

Эти "отношения" вызывают столько стресса. что уже довольно многие выбирают жить без отношений и без семьи вообще.

Маленькие дети часто еще создают - только для ухаживающего родителя, обычно, матери - иллюзию такой "традиционной общины". Но дети выросшие - это самостоятельные отдельные личности, родители обязаны "порвать пуповину", отдать все на их образование, надрываясь - а потом забыть, не мозолить глаза, "отпустить", не ждать, что дети будут хотя бы регулярно звонить... А ведь еще в начале прошлого века само собой подразумевалось, что и взрослые дети будут зависеть от воли родителей и вообще продолжать жить с ними одной семьей.

Может показаться, что я идеализирую традиционные отношения. Нет. Они могут быть ужасными. Единственное позитивное здесь то, что мы лишены ужаса изгнания и отторжения, мы чувствуем себя - в этом смысле! - спокойно.

И как раз этот ужас изгнания, ужас ощущения себя ненужным товаром, страх быть выброшенным в помойку - породил все эти мечтания о "тоталитарном государстве". Авторы пытались понять и смоделировать: как можно чисто технически дать каждому отдельному человеку ощущение нужности и важности, общины в современном мире, современном производстве и государстве? Все это идеологически обертывалось, разумеется, в осуждение тоталитаризма и "ужас антиутопии".

Кстати, вернемся к антиутопиям современным, которые уже не изображают тоталитарное государство (может, вы не заметили, но мы в таких государствах уже давно живем). Наиболее частый сюжет такой антиутопии - гладиаторские игры ("Бегущий человек", "Голодные игры", "Игра в кальмара"). Тоталитарное государство там дано как факт, им уже никого не удивить. Чем же привлекательны гладиаторские игры? На первый взгляд, они ужасны - выживают лишь немногие. Это тебе не 1984, где из значимых героев замучили одного Уинстона, и то не до смерти.

Да тем, что зритель отлично понимает: смерть и голод присутствуют за кадром и так. Скорее всего, маленькая девочка из дистрикта 11 и так умерла бы от голода. Только этого никто бы не заметил. Да и у главной героини был момент между жизнью и смертью, когда будущий друг бросил ей в грязь буханку хлеба и спас.

Более того, для современного зрителя привычно представление о том, что пусть не в его стране, так где-то за границей люди умирают постоянно, и на них всем плевать, их имен никто никогда не запомнит, они - лишний никому не нужный балласт, даже если при этом производят смартфоны и одежду во всех этих дальних "дистриктах".

А тут о новых гладиаторах всемерно заботятся, они умирают красиво, на виду у миллионов людей. "Голодные игры" тут наиболее показательны: прямо-таки любовно показывается, как толпа стилистов и визажистов ухаживает за каждым из отобранных на Игры, придает им роскошный гламурный вид (а ну как он потеряет ботинки во время игры, и будет умирать на виду у зрителей без педикюра?), перед Играми участники всячески демонстрируют свою молодость, красоту и обаяние.

Но это есть и в других фильмах - даже в "Игре в кальмара", пусть игру видит только кучка богатых отморозков, но ведь это же надо людей убедить, усыпить, переодеть, поместить в красивый сеттинг, это ж сколько работы - рядовые охранники в розовом трудятся как ломовые лошади.

Антиутопии страшно деградировали. От моделей государства мы перешли уже к мечтам о том, чтобы хотя бы умереть не в одиночестве. Если раньше мы мечтали о жестокой стае, где нам гарантировано место - то сокровенное желание современного человека, очевидно - хотя бы не сгинуть в безвестности. Он уверен, чтобы власть имущим на него наплевать, и что в конкуренции он легко может проиграть и сдохнуть. Но хотя бы проиграть в красивых декорациях и на публику...

Вот это, по сути, и есть ужас.

Но.

У собаки, если присмотреться, есть и другое, противоположное стайному, качеству. Если собаку постоянно держать на привязи или в клетке, гулять только на поводке, и потом однажды отпустить - здоровый пес обязательно рванется "в пампасы". С его точки зрения, он не убегает от хозяина: он просто хочет побегать и потом прийти обратно. Он хочет исследовать мир, у него есть тяга к свободе. Собака, вечно привязанная, еще не имеет опыта свободы .и ей кажется, что она побегает и вернется - то, что хозяин за это время может уйти, потеряться, ей не приходит в голову. Она не знает и об опасностях внешнего мира, может попасть под машину, быть украденной, убитой бродячими псами.

Поэтому важно дать собаке опыт осознанной свободы: место, где она может бегать и исследовать мир без поводка, но не отдаляясь слишком от хозяина, чтобы не потерять "стаю".

В этом смысле человек устроен похоже: у него есть сильная тяга к стае, но есть и стремление к свободе, и оно тоже врожденное. Хотя и не настолько сильное, как тяга к стае. Например, к тюрьме вполне себе привыкают. К несвободе вообще привыкают и плохонько, но живут с ней - а вот отторжение обществом ужасно всегда.

Поэтому идеальным для человека ощущается общество, которое, с одной стороны, дает ему гарантированное место в стае, как минимум - гарантированное рабочее место. Одно только социальное обеспечение опять вызывает страшную тревогу - "за что меня здесь кормят, я ведь не приношу стае никакой пользы". С другой - это общество учитывает и потребность человека в свободе. Это не так уж трудно, если просто понять и внести в общественную практику учет этой потребности. Например, Берлинская стена была необходима, реально необходима для обороны и защиты собственной экономики. Но если бы граждане ГДР имели возможность путешествовать внутри социалистического лагеря - кстати, в СССР ездили довольно-таки многие, но ведь можно было развивать социалистический туризм на той же Кубе, в Болгарии, да и вывозить в "развивающиеся страны" вроде Индии - если бы люди каждый год имели возможность таким образом выезжать за границу к "своим" - наверняка жизнь "осажденной крепости" вызывала бы гораздо меньше недовольства. Чувство свободы было бы полностью удовлетворено. Собственно, и в СССР та же картина: выезд в социалистические страны представлял собой очень сложный квест - а ведь иногда хочется и за границу, хочется посмотреть, как живут другие, и не только в Крыму и Самарканде. Можно было это организовать? Думаю, да. И претензии о "несвободе" звучали бы смешно: ведь и жители ФРГ тогда не "путешествовали по всему миру", а выезжали на отдых максимум в Испанию. "Могу в Бомбей или Гавану, но не могу на Гавайи" - это уже крохоборство, а не Борьба за Свободу.

Но тогда социалистические руководители еще не умели учитывать социально-психологические потребности. Они еще сами были детьми традиционного общества. Буржуазная общественная наука вся целиком отвергалась (хотя в ней есть вполне здравые наработки), а в марксизме эта сторона никак не освещается.

Поэтому не нужно писать антиутопии. Можно уже моделировать нормальное общество, учитывающее и стремление человека быть нужным членом стаи - и его порывы к свободе. И такое общество - коммунизм - уже смоделировано в общественном сознании, а значит, нужно избавляться от старого страшного мира, и строить нормальный.

Источник.

От ножек Буша до яиц Эрдогана!

    А это не сынок Кадырова отрезал ухо взятому в плен таджику?

    Нахожусь под неизгладимым впечатлением телефонного разговора президента Путина с коллегой Рахмоном, который состоялся вчера незнамо по чьей инициативе. В кремлевской стенограмме об этом...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Переломить хребет сатанистам и трансвеститам!

      Что, натовские фашисты, думали, взорвали наш СевПок - так теперь мы вас не удушим #НашимГазом?! А вот шиш с маслом! Будем гнать до Берлина эшелоны с газовыми баллонами, пока не запросите подписать вашу капитуляцию! Отсель грозить мы будем миру! Новороссии быть, тут уж двух мнений быть не может! Наступаем по всем фронтам! РОССИЯ, ВПЕРЁД!...
      647

      Непасхальные новости, бросающие тень на наше социально-экономическое благолепие.

      Не приходится сомневаться, что эти четыре десятка падших женщин - какая-то аномалия в нашем высоконравственном оплоте духоскрепия и божеской благодати. Недаром их и задержали. Возможно, это вообще был последний бордель в стране. Теперь начнут новую жизнь, наверное, - может быть, обучатся финансовой грамотности и станут брокерами на бирже, а может, подпи...
      955

      Русскiй фашизм.

      В 1928 году некто Горячкин Ф.Т., будучи “русскiмъ интеллигентомъ” и по совместительству беглой черносотенной белогвардейской сволочью, в Харбине разразился книгой «Первый русский фашист Петр Аркадьевич Столыпин». Замечу, до прихода Гитлера к власти еще целых пять лет.И вот Горячкин прямо с самого начала в предисловии берет “быка за рога”:«Долженъ признат...
      525

      "Я смеюсь над так называемыми «практичными» людьми и их премудростью".

      206 лет назад, 5 мая 1818 года, родился один из величайших мыслителей всех времён и народов, учёный, философ, историк, экономист и политик Карл Генрих Маркс. Он посвятил свою жизнь делу освобождения человечества от частнособственнической эксплуатации. И это не просто громкие слова.Благодаря ему впервые в истории стихийная борьба угнетённых классов за свободу, равенств...
      735

      Упадок авиационной индустрии России: от массовых закрытий аэропортов до частной инициативы.

      С распадом СССР в России наблюдается упадок аэропортовой и аэродромной сети. Если в 1991 году в России эксплуатировалось 1450 гражданских аэродромов и аэропортов, то к 2021 году их количество сократилось до 241, что меньше, чем в одном американском штате Аляска. Уже в 2023 году «ВЕБ.РФ» расплывчато сообщил, что «их больше 180».Упадок наземной инфраструк...
      847

      Война - это весело!

      Воспитание подрастающих поколений в современной России. Наши редакторы, заставшие советское время, ничего подобного в "тоталитарном" СССР не припоминают. Куда там этим совкам до подобных педагогических высот… Война – это весело! Источник: тг Думай сам/Думай сейчас.P.S. Как же корёжит врагов Расеи от буйного ДуховнагоЪ Возрождения Тысячелет...
      561

      Сатирическая беседа о новейших похождениях реакционеров.

      В последнее время всё шумнее и активнее ведёт себя российская Реакция. Реакционеры отбивают атаки западных дьяволов на Великого Русского Мыслителя Ванюшу Ильина, совместно с полицией проверяют гей-клубы на предмет пропаганды гейства, рыщут по подвалам в поисках нелегалов-унтерменшей и, наконец, грозят пацифистам и «тихоням» страшными и ужасными карами. Всё сие наполня...
      386

      Если он победит.

      Наш агент в США дал самое подробное интервью о своих планах на "после победы".Коротко:— В отношении России и Китая я буду агрессивнее Байдена. Я постараюсь помочь Украине, но заставлю Европу участвовать в войне по полной (как раз сегодня Макрон разразился программными речами на этот счет — прим.ред.) Ни о каком сворачивании поддержки НАТО речь не идет....
      677

      Богатые отделяются от бедных в поисках безопасности.

      Апартеид по-американски: богатые отделяются от бедных в поисках безопасностиВ то время как в США растёт количество бездомных, а работающие люди с трудом сводят концы с концами, состоятельные горожане Батон-Ружа выиграли десятилетний судебный процесс, чтобы сепарироваться от бедных районов и создать собственный «рай на земле» — Сент-Джордж. Этот град на холме площадью ...
      855

      Кто кому обязан.

      Вчерашний заголовок в журнале Forbes просто песня: «Как живет Сургут, обязанный своим благополучием самому скромному миллиардеру страны».Материал посвящен главе и совладельцу «Сургутнефтегаза» Владимиру Богданову (Герою Труда РФ, между прочим). «…без него Сургут вряд ли мог стать одним из самых привлекательных городов страны», — сообщает издание.Далее перечисляются ма...
      757

      А кому обязаны вы?

      Сургут обязан БогдановуМагнитогорск обязан РашниковуЛипецк обязан ЛисинуСтарый Оскол обязан УсмановуКраснодар обязан ГалицкомуНорильск обязан ПотанинуЕкатеринбург обязан КозицынуКрасноярск и Братск обязаны ДерипаскеКогалым обязан Алекперовуа кому обязаны вы?Источник: тг Агитпроп....
      853

      МостНаш.

      Бессмертный мост в Кургане, Made in USSR. Кажется, это в него вплыл целый дом, но ему хоть бы что. Крепка была Советская власть!...
      954

      Запад в панике: ещё одна победа деловых русичей!

      Глава аналитического отдела издания SuperYacht Times Ральф Дазерт отметил влияние российских богатеев на мировой рынок роскошных яхт. Forbes: «Продажи суперъяхт упали на 17% за год на фоне ухода с рынка богатых россиян». Наконец-то достойная ответочка сатанинскому Западу! Они нам санкции, а наши олигархи рынок суперъяхт им обвалили! Глубинный народ може...
      756

      Черви на нашем теле.

      На днях на заседании Законодательной думы Томской области у депутата Екатерины Собканюк вырвался, как выразилась она сама, «крик души»:— Как вы считаете, может быть, рассмотреть вопрос создания каких-то трудовых лагерей? Это же всё было. В то же время есть масса людей, которые просто не хотят работать, но пользуются господдержкой. Тунеядцы, извините, они как черви на ...
      2241

      Первомайское единение.

      Десятки тысяч рабочих вышли на улицы южнокорейского Сеула с требованием улучшения условий трудаПо словам организатора митинга из Корейской конфедерации профсоюзов Яна Ген Су, за последние годы жизнь корейских рабочих стала невыносимой, и положение особенно ухудшилось после прихода к власти правого правительства, которое начало проводить антирабочую поли...
      400

      День единства.

      Ладно, День весны и труда - но так максимально тупо подменить пролетарский Первомай это местным буржуям надо иметь, конечно, недюжинную наглость.Примирись, батрак, с магнатом,Расцелуй его в уста –Он даёт тебе зарплатуИ рабочие места.Позабудь, батрак, скорееПро совковый популизм,Нашей общею идеейДолжен стать патриотизм.Только так мы всё осилим,Только так ...
      260

      Праздник весны и труда.

      ПРАЗДНИК ВЕСНЫ И ТРУДА?Из истории празднования Дня международной солидарности трудящихся.В начале мая 1886 года США сотрясают забастовки, в которых участвуют сотни тысяч рабочих. Они требуют введения восьмичасового рабочего дня (тогда он составлял 12-15 часов) и повышения зарплаты. Их возмущают тяжёлые условия работы, использование детского труда и отсутствие социальн...
      670

      Восстание машин.

      ...
      446

      Прогибкость.

      КАМАЗ готов принимать на работу подростковМешает ст. 265 ТК РФ, которая пока ещё запрещает несовершеннолетним работать на вредных и опасных производствах. Депутат Госдумы Я. Нилов отмечает, что из-за этой статьи студенты колледжей не могут получить полноценный опыт во время производственной практики, а после трудоустроиться на предприятие. "Надо подход...
      803

      Банкиры банкуют.

      Крупнейшие европейские банки, продолжающие работать в России, заплатили в 2023 году больше €800 млн налогов в российский бюджет, посчитала Financial Times. Это в четыре раза больше, чем до начала СВО. Европейские банки Raiffeisen Bank International, Unicredit, ING, Commerzbank, Deutsche Bank, Intesa Sanpaolo и OTP в 2023 году сообщили, что их совокупная прибыль превыс...
      411
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика