На первый взгляд весьма простые вопросы, и ответы на них так же просты. Но всегда ли простые ответы на простые вопросы бывают достаточно полными и потому правильными? Самый мудрый человек Соломон неоднократно утверждает: «Начало мудрости – страх Господень!» Тем самым он недвусмысленно призывает поискать наиболее полный и потому правильный ответ в слове Божьем, которое записано в Библии.
Один простой ответ, который лежит на поверхности, содержится и в Библии. Да, это потомки Авраама по плоти, хотя и не все, но только те, которые ведут свою родословную от внука Авраама Иакова, получившего имя Израиль. И если евреи это все потомки, то иудеи суть потомки одного из сыновей Израиля Иуды. Правда, в ходе истории получилось так, что во время прихода Христа на землю понятия «еврей» и понятие «иудей» стали синонимами, что сохраняется и до сего дня. Кроме того, словом «иудей» с некоторых пор обозначаются приверженцы иудаизма.
Не вдаваясь в детали сих происшествий и обозначений, сосредоточимся на поиске более полного и чёткого, внятного и простого ответа на данные вопросы, основывая наше исследование на значении понятия «еврей» и понятия «иудей», их появлении, духовном значении для их носителей и поступках в соответствии с ними. Оба понятия появляются в ТНХе как-то неприметно и ненавязчиво. Первым евреем назван сам Авраам в Быт.14:13 – ИВРИ – от глагола АВАР. Такому именованию предшествует событие, изложенное в 12 главе Бытия, когда Аврам по слову Бога вышел из земли своих предков и пошёл туда, куда Он ему указал: «И пошёл Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошёл Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и всё имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошёл (АВАР – точнее, перешёл) Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи». (Быт.12:4-6). Только последний и решающий переход Моисей обозначает глаголом АВАР в активной форме, который значит «проходить (мимо), переходить, пересекать, преступать». Данный глагол используется в такой форме во многих ключевых местах писания, например, когда Иаков переходит через поток Иавок, когда ангел поражает младенцев в Египте и во многих других местах, где описывается чей-то выбор в пользу следования за Богом.
Аврам сделал выбор в пользу следования за Богом, потому и назван евреем. Заметим также, что уже в самом начале далеко не все попадают под обозначение «еврей». Например, Лот, будучи племянником Аврама, не последовал за Богом. Исав, родной брат Иакова тоже не присоединился к еврейскому братству. Таким образом, Библия свидетельствует о том, что быть или не быть евреем – это выбор самого человека, а не только и не столько наследственная характеристика, это, прежде всего богоизбранность, а Бог избирает того, кто избирает его!
Невиданное прежде разделение народов произошло при исходе сынов Израиля из Египта. Как известно, из великого множества сынов Израиля, живших в Египте, вышла только пятая часть из них. (См. «Подвиг сынов Израиля, сокрытый в Исх.13:18» http://quovadis.ucoz.com/publ/18-1-0-281). Вот именно те, кто вышел вслед за Богом, только они и остались настоящими евреями, поскольку поступили так, как в своё время поступил Авраам. Из Библии известно, что к ним присоединилось огромное количество разноплеменных людей, которые таким образом стали евреями, не будучи таковыми по наследству, по плоти. Например, известный Халев вообще принадлежал к народу, который подлежал полному уничтожению. Однако он не просто присоединился к народу Бога, но и возглавил одно из его колен, колено Иуды! На удивительную верность многих неевреев обращает наше внимание и сам Господь Иисус Христос!
Для чего Бог призвал Авраама и создал Свой народ на земле? Какой должна быть его роль по Его замыслу? Другие народы и люди, видя, как живёт народ под водительством своего Творца, могли бы пожелать жить так же и в результате приходили бы к Богу. Такой массовый переход на сторону Бога произошёл при исходе из Египта. В Библии имеется немало примеров перехода на сторону Бога и отдельных людей. Например, Раав и Руфь, вошедшие даже в родословную Иисуса! Недаром в Торе Божьей, дарованной Господом через Моисея, немало говорится о порядке вхождения иноплеменников в народ Божий. По сути, о том, как нееврей может стать евреем на законном основании. Ключом для такого преобразования было заключения завета с Богом.
Кстати, при заключении Аврамом такого завета с Богом, когда он по слову Бога приготовил жертву, и огонь прошёл между её рассечёнными частями, тоже используется глагол АВАР! Таким образом получается, что еврей это не просто человек, перешедший (ИВРИ) на сторону Бога, но и состоящий с Ним в завете (БРИТ). Это значит, что такой переход на сторону Бога закрепляется заветом с Богом. Вот почему и написано, что все верующие суть дети Авраама, дети завета. Вначале это был вечный завет с Авраамом, Исааком, Иаковом. Потом был заключён Синайский завет, в наше время это новый завет. (См. «ТаНаХ и новый завет» http://quovadis.ucoz.com/publ/10-1-0-66).
Бог обещает Аврааму в Быт.12:3, что в нём будут благословлены все племена земли («семейства» на иврите). Иисус Христос во исполнение данного обещания даёт повеление сделать во имя Его учениками все народы. (См. Мф 28:19 и «О тексте Мф 28:19» http://quovadis.ucoz.com/publ/10-1-0-111). То есть народ Божий, евреев нашего времени, Господь собирает из всех народов! Слава Богу!
Для того, чтобы глубже понять значение многогранного понятия «еврей», надо исследовать равное ныне ему понятие «иудей», которое отражает дополнительные грани понятия «еврей».
Понятие «иудей» происходит от имени четвёртого сына Иакова от Лии по имени Иуда. В основе этого имени глагол ЙАДА, hОДА. В породе hифиль данный глагол имеет значение: 1 . славить, хвалить, благодарить; 2 . исповедовать. Лия говорит: «на этот раз прославлю я Сущего, поэтому она дала ему имя Йеhуда». Данное имя значит буквально «Сущий будет прославлен, или Сущего славящий». (См. Быт.29:35 и «Библия: заметки на полях – Бытие 26 – 29 главы» http://quovadis.ucoz.com/publ/20-1-0-305).
Вначале понятием «иудей» обозначались те, кто относился к колену Иуды. Кстати, как было отмечено выше, с момента исхода к ним относились не только потомки Иуды, но и Халев, к примеру. После разделения единого царства на два и особенно после рассеяния 10 колен Израиля, понятием «иудей» стали обозначаться все жители Иудеи. О разделении Израиля на два дома: дом Израиля и дом Иуды, – написал ещё Моисей. Иеремия указывает на них, пророчествуя о порядке заключения нового завета (БРИТ ХАДАША).
Хотя всякое разделение является следствием нарушения воли Бога, но Господь мудростью своей обращает зло в добро. В случае с домами прослеживается одна важная линия в истории Божьего народа. Большинство апостолов были рыбаками. Господь говорил им буквально следующее: «Я сделаю вас рыбаками человеков». Таким путём Израиль в рассеянии становится сетью Бога, через которую он претворяет в жизнь обещание, данное Авраму в Быт.12:3, и повеление, данное апостолам в Мф 28:19. (См. «О тексте Мф 28:19» http://quovadis.ucoz.com/publ/10-1-0-111). Через дом Израиля благая весть охватывает весь мир и через него же Господь закончит проповедь евангелия и соберёт урожай со всего мира. Это хорошо описано у пророка Иезекииля. (См. «Завет вечный и новый завет» http://quovadis.ucoz.com/news/novost_chtenija_biblii_05/2017-05-07-29). Из данного места Библии и других мест следует, что оба дома народа Божьего будут приведены не только к одному завету, но и в одно место. То есть откуда началась проповедь благой вести, там она и закончится, откуда началась история греха, там она и закончится. (См. «ВО СВИДЕТЕЛЬСТВО: что это означает?» http://quovadis.ucoz.com/publ/10-1-0-28).
В то же время прослеживается ещё одна важная линия, связанная с именем Иуды. Исайя в 7:14, пророчествуя о рождении сына Бога от девы, называет его имя: Эммануил (ИММАНУ ЭйЛь) – с нами Бог». Захария в 8:23 предсказывает: «Так говорит Сущий воинств: и будет в те дни, ухватятся десять человек из всяких народов и схватят за полу мужа иудейского (или «мужа, славящего Сущего», или «одного из мужей, славящих Сущего») говоря: мы пойдём с вами, ибо мы слышали, что Бог с вами». Апостол Павел, описывая собрание первоапостольской церкви в 1Кор.14:25, отмечает, что человек со стороны, вошедший в собрание, преклонившись, возвестит: «Воистину Бог с вами». К тому же из Откровения 2:9 и 3:9 следует, что надо было выдавать себя за иудея, чтобы участвовать в собрании первоапостольской церкви. То есть отличительным признаком иудея является такое сильное свидетельство о Боге, что окружающим людям становится ясно, кому служит данный человек и чьё имя прославляет в своей жизни.
Подводя итог, можно сделать следующий вывод. С одной стороны, поскольку все верующие суть дети Авраама, которого Библия именует евреем, то и все верующие суть евреи. Конечно, не просто люди, считающие себя верующими, но как Авраам перешедшие на сторону Бога и живущие в соответствии со своей верой. А что это за вера? – это вера Божья, вера Христова, то есть вера на основании нового завета. С другой стороны, поскольку все современные верующие, или евреи нашего времени состоят с Богом в новом завете, то они являются одновременно иудеями, то есть людьми, знающими Бога лично и прославляющими его своей жизнью и свидетельствующие о нём в соответствии с двумя основными столпами нового завета. (См. «ТаНаХ и новый завет» http://quovadis.ucoz.com/publ/10-1-0-66).
Оценил 1 человек
1 кармы