Георгий, несущий победу!

15 8328

В канун празднования памяти святого Великомученика и Победоносца Георгия и в преддверии празднования Дня Великой Победы.


В нашей жизни подчас происходят события, когда мир духовный и мир материальный переплетаются друг с другом с потрясающей очевидностью. Особенно явно это было в один из наиболее драматических периодов нашей истории - в дни Великой Отечественной Войны.

И если проследить за ее ходом с церковным календарем, открывается поразительная картина!

Фашистская Германия напала на нашу страну в день, когда Святая Православная Церковь праздновала память Всех святых, в земле Российской просиявших.

Напомню, что праздник этот "подвижный" и в 1941 году пришелся именно на день начала Войны, которая парадоксальным образом остановила окончательное уничтожение Церкви в СССР богоборческими силами.

И нельзя не отметить, что напав в такой день на нашу Державу, оккультный Рейх бросил вызов всем нашим святым и, конечно же, изначально был обречен.



Однако, нам предстояло тяжелое испытание.



Казалось бы, о войне известно всё: уже написаны воспоминания и романы, исторические исследования и сборники документов… И всё-таки о самом главном многие не знают. Как, например, понять и объяснить, почему же Красная Армия после понесённых ею страшных потерь в 1941—1942 годах собралась с силами и в конце концов разгромила мощного, технически оснащённого врага? Одни в качестве главной причины называют великую силу духа и пламенный патриотизм советских людей, другие — огромные людские и материальные резервы, накопленные в России ещё при царе… Но над полями невиданных по своим масштабам сражений витали и иные, высшие Силы, которые незримо, но постоянно покровительствовали нашей стране. Великая наша победа над сильнейшим врагом началась с победы духовной. С благословения Русской Православной Церкви в первый же день войны. Горячих молитв наших отцов и матерей. Благословения сыновей, идущих на фронт с крестами и иконами.

В России с самого начала войны море людей хлынуло в православные храмы. Огненные испытания заставили их преодолеть страх и вновь обрести Веру.


Период Великой Отечественной войны интересен тем, что свидетельствует о подлинном патриотизме Русской Православной Церкви, о её сотрудничестве с государством на благо своего Отечества.

Глава Русской Православной Церкви, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призывал православный народ на защиту Отечества. Словно удары священного набата звучат его слова: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов Православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени неправдой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!»

В первый же день войны митрополит прозорливо предрёк победу, которую нашему народу ещё предстояло выстрадать, вымолить и завоевать ценой бесчисленных жертв. На протяжении всей войны Русская Православная Церковь вдохновляла защитников Отечества и весь народ на победу.


Священник Федор Пузанов.

Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. После войны до самой кончины служил Успенском храме села Молочково Новгородской области.


И.В.Сталин был поражён появлением неожиданного союзника в лице гонимой им Православной Церкви в трудные дни войны. В заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 года было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу…», что надо мобилизовать все силы народа для победы. Это был призыв забыть все обиды прошлого и попытка собрать воедино всех граждан страны. Отзвуки обращения владыки были слышны в выступлении И.В.Сталина 3 июля, когда он обращался к народу, и с удивительными для большевистского руководителя словами: « Братья и сёстры…». На параде 7 ноября 1941 года И.В.Сталин в своей речи отмечал: «Обратимся к памяти великих православных предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского… а завершил речь утверждением «Наше дело правое — победа будет за нами!» Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.


Страна была на грани катастрофы. Что же тогда остановило немецкую армию? Как отмечает учёный А.В.Трубицин: «Чудо молитвы, помноженное на великую долготерпеливую волю простого русского солдата…». У старца Валаамского монастыря было три видения во время службы в храме перед началом Великой Отечественной войны. Он видел Божию Матерь, св. пророка Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы он не оставил Россию.


Контрнаступление под Москвой началось 5—6 декабря 1941 года, на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и в день кончины святого благоверного Великого князя Александра Невского, а закончилось к Рождеству Христову.

Оно повернуло ход всей войны. И пусть до победы ещё предстояло воевать почти четыре года — начало было положено.


Не затихала молитвенная жизнь церкви, там шла незримая духовная битва. Службу совершали и на оккупированной, и на освобождённой территориях. Служили на месте разрушенных и осквернённых храмов, в партизанских лесах звучало пастырское слово, вселяющее веру. Церковь и народ были едины в Великой Отечественной войне.


Война закончилась в ликующие Пасхальные дни!

6 мая 1945 года, в празднование Святой Пасхи фашисты прекратили сопротивление и началась подготовка к официальному подписанию о безоговорочной капитуляции. Это была не только воинская, но и духовная победа!


И дата ее отнюдь не случайна.

Пасха в тот день совпала с днём святого великомученика Георгия Победоносца - покровителя Русского воинства!


Имя святого Георгия так же носил наш выдающийся полководец Георгий Константинович Жуков, получивший народное прозвище «Маршал Победы».

По свидетельсту его близких Георгий Константинович был верующим человеком.

Дочь Жукова, Мария Георгиевна пишет:

"Архимандрит Кирилл (Павлов), всероссийский старец, вспоминал, что однажды пожилой протоиерей, служивший в Ижевске, рассказал ему случай, как во время войны, будучи генерал-майором, он встречался с Жуковым. Как-то во время беседы он спросил Жукова, верует ли тот в Бога? Маршал ответил, что верит в силу Всемогущественную, в разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняется перед этим. Тогда генерал-майор ответил, что это и есть Бог. Отец Кирилл заключил, что, «бесспорно, Жуков чувствовал в душе Бога. Другое дело, что он не мог это свое чувство выразить словами, потому что вера в Бога была в то время в поношении, в загоне, и ему, как высокопоставленному начальнику, надо было соблюдать осторожность, так как кругом торжествовали атеизм и безбожие».

Тем не менее в народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, которую маршал Жуков отбил у фашистов.

Один священник из села Омелец Брестской области в письме к Жукову, поздравляя его с Победой, пожаловался на то, что все колокола были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка весом в тонну — три колокола! Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день."

Сразу после войны, узнав о бедственном положении храма в Лейпциге, отец многое сделал для его восстановления. Целые саперные бригады по указанию Жукова работали там. Он приехал на открытие храма, возжег в нем лампаду. Эти свидетельства говорят о многом..."



8 мая маршал Георгий Константинович Жуков от имени Верховного Главнокомандующего принимал капитуляцию Германии.

В этот день празднуется Иверская икона Божией Матери, которая является покровительница Берлина.


А Парад Победы был 24 июня — в День Святой Троицы!


                                                  *   *   *


Однако вернемся к покровителю нашего воинства - Святому Великомученику и Победоносцу Георгию.



Великий исповедник и чудный воин Христов святой Георгий родился в городе Бейруте (в древности ‑ Белит), в Каппадокии, не позднее 276 г. в семье богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере.

Отец его Геронтий был военачальником Каппадокии, замученным за исповедание Христа, когда Георгий был еще ребенком.Мать, Полихрония, дочь знатных и богатых родителей, имеющих обширные имения близ города Лидды в Палестине, куда она переехала с сыном после кончины мужа.

Георгий получил блестящее образование и, отличаясь физической силой, красотой и мужеством, в юном возрасте поступил на воинскую службу.

За отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых).

Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был императором назначен комитом (спутником) – приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий и получавшим содержание.

Император Диоклетиан правил с 284 по 305 год и был ярым приверженцем древней римской религии, расходуя огромные суммы денег на строительство языческих храмов. Он обвинял христианских священников в колдовстве, которым, по его мнению, они срывали все его начинания. 23 февраля 303 г. император издал первый эдикт против христиан: «разрушать церкви до основания, сжигать священные книги и лишать христиан почетных должностей».

Вскоре после этого императорский дворец в Никомидии дважды охватывал пожар. Это совпадение послужило поводом для бездоказательного обвинения христиан в поджогах .Началось величайшее из гонений в истории христианства. Диоклетиан обнажил свой меч на праведных людей Божьих. Вместо преступников темницы наполнялись исповедниками истинного Бога. Первыми жертвами стали христиане, служившие в императорской армии.

Именно в это время, подобно яркой звезде, появился чудный воин Христов Георгий. Несмотря на молодость, Георгий обладал мудростью старца.

Находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел: золото, серебро, драгоценные одежды (мать Георгия к этому времени умерла), освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа: отвергнув человеческий страх, препоясал чресла свои истиной и, облекшись в броню праведности, надев шлем спасения, взяв щит веры и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:14-17) вступил на путь борьбы с императором Диоклетианом, поняв, что наступило время, которое послужит для спасения его души.

На последнем совещании императора с единомышленниками Георгий смело выступил: «Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос, гонимый вами. Я раб Христа, Бога моего и пришел сюда свидетельствовать об истине».Разъяренный царь приказал своим оруженосцам заключить Георгия в темницу, забить ноги в колоды, а на грудь положить тяжелый камень. Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий отвечал царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: «Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я – терпеть мучения».

После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретенное орудие пытки – колесо с вбитыми в него железными остриями. Когда после колесования все признали праведника мертвым, вдруг раздался удар грома и услышаны были слова: «Не бойся Георгий! Я с тобою!» Георгий, исцеленный Ангелом, сам сошел с колеса, прославляя Бога. Увидев чудесное спасение Георгия, царские сановники Антоний, Протолеон и царица Александра захотели принять христианство. За исповедование Христа царь приказал схватить сановников, вывести за город и отсечь головы. Царицу Александру было приказано запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашеной известью на три дня. Через три дня император велел выкопать кости мученика, но слуги нашли святого Георгия невредимым и привели к царю.

«Скажи Георгий, – спросил Диоклетиан, – откуда в тебе такая сила и каким волшебством ты пользуешься?» ‑ «Царь, – ответил Георгий, ты хулишь Бога. Прельщенный дьяволом, ты погряз в заблуждениях язычества и называешь чарами чудеса Бога моего, совершенные на твоих глазах». Диоклетиан приказал надеть на ноги Георгия сапоги с гвоздями внутри и гнать до самой темницы с побоями и руганью.

Вельможа Магненций предложил Диоклетиану обратится к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни».

Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, – сказал колдун, – будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.

Святого Георгия вновь заключили в темницу. Народ, уверовавший в чудеса и обратившийся к христианству, подкупает стражников, чтобы увидеть святого и получить наставление и помощь. Бедный землепашец Гликерий пришел к святому, оплакивая быка, который пал у него под плугом. Святой улыбнулся и сказал: «Иди, брат, и не печалься. Мой Бог Христос дал жизнь твоему быку».

Гликерий убедившись, что бык жив, окончательно уверовал во Христа, хотя был самарянином. По приказу императора Гликерию отсекли голову. Так блаженный Гликерий закончил земную жизнь крещенный собственной кровью. И многие за исповедование Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин.

Царские советники просили осудить Георгия за то, что множество людей отвращается от их языческих богов. Ночью перед новым испытанием Георгий усердно молился, а когда задремал, увидел в сонном видении Господа. Христос обнял его, возложил на голову мученика венец и произнес: «Не бойся, но дерзай. Ты скоро придешь ко Мне в Небесное Царство».

Святой проснулся и попросил стражу впустить к нему слугу Пасикрата. Поведав ему, что Господь скоро призовет его к себе, просил после смерти перенести его тело в Палестину и не отступать от веры во Христа, обнял и поцеловал Пасикрата на прощание.

Диоклетиан приказал привести Георгия в храм Аполлона и стал убеждать принести жертвоприношение идолам. Святой Георгий обратился к изваянию Аполонна: «Ты ли хочешь принять от меня жертву, как бог?» Злой демон, обитавший в идоле, возвестил всю правду о себе: «Я не бог. Истинный Бог - Христос, которого ты исповедуешь». «Как вы смеете оставаться здесь, когда пришел служитель истинного Бога?!» - произнес Георгий.После того, когда святой Георгий сотворил крестное знамение, храм наполнился стонами, демоны покинули идолов и статуи рухнули.

Ревностные язычники и жрецы бросились бить святого и требовали от императора убить Георгия. Царица Александра, услышав шум и крики, поспешила в храм и бросилась в ноги Георгия со словами: «Бог Георгиев, помоги мне! Ты один всесилен».Диоклетиан. увидев царицу Александру у ног осужденного, с изумлением спросил: «Что с тобой, Александра? Почему ты присоединяешься к волхву и чародею и бесстыдно отрекаешься от наших богов?» Святая Александра отвернулась и ничего не ответила императору. Разгневанный Диоклетиан тотчас же вынес смертный приговор обеим.

Воины повели мучеников за город к месту казни. Благороднейшая царица с радостью последовала за святым Георгием. Она усердно молилась, призывая имя Господа, устремляя глаза к небу. В пути царица изнемогла, присела на дороге у стены и предала свой дух Богу.

Когда святого Георгия привели к месту казни, он попросил освободить от оков и стал вслух молиться. Затем святой Георгий преклонил голову и был усечен мечом. Кончина святого великомученика Георгия произошла 23 апреля 303 года, в пятницу, в семь часов вечера.

Блаженный Пасикрат в точности исполнил завещание святого. Он перенес и похоронил драгоценное сокровище - тело великомученика - в Палестине в городе Лидде. Мощи святого Георгия были разделены, и большая часть их перенесена в другие города. Ныне части мощей святого Георгия находятся в Лидде, Ремле, Риме (в храме, посвященном великомученику; хранится его голова, копье хоругвь), Иерусалиме, Каире, в монастырях Святой Горы Афон, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и в Москве - в храме Воскресения Христова в Сокольниках и в храме Великомученика Георгия на Поклонной горе.

Страстотерпец Георгий исповедовал Христа, когда тьма безумного идолопоклонства разлилась по всей Вселенной и мужественно претерпел самые тяжелые пытки, которым когда-либо подвергалась человеческая плоть, и вышел из этой брани победителем над врагом рода человеческого, за что и наречен святой Церковью Победоносцем.


Милосердному и человеколюбивому Богу для нашей пользы, назидания и спасения было угодно возвеличить имя Георгия Победоносца необычными чудесами и знамениями, совершаемыми святым после своей блаженной кончины. Из множества чудес, совершенных святым великомученикам Георгием, самым знаменитым является его победа над порождением дьявола – громадным змеем.

На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей, по облику напоминавший дракона. Выходя из озера, он пожирал людей, овец, опустошал окрестности, наполнял воздух ядовитым смрадом, от которого люди отравлялись и умирали. Чтобы умилостивить чудовище, жители по совету жрецов-язычников стали бросать жребий, отдавать своих детей в жертву змию. Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте.

В то время, когда народ издали смотрел на царевну и ожидал ее смерти, вдруг появился святой Георгий на белом коне с копьем в руке и сказал царице: «Не бойся девица, я именем моего Бога, Иисуса Христа спасу тебя и твой народ от змея».

Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!» устремился на чудовище, потрясая копьем. Всадник прижал копьем гортань змея к земле, а конь стал топтать чудовище, словно смирного пса. Жители же обратились в бегство. Но святой Георгий остановил их: «Не бойтесь и уповайте на Всемогущего Бога. Веруйте во Христа. Он послал меня избавить вас от змея». После этих слов святой Георгий вынул меч и убил змея, а жители сожгли чудовище. Видя великое чудо, царь и горожане уверовали во Христа, приняв святое крещение.

На этом месте, где святой умертвил змия, была построена церковь в память о Георгии Победоносце. При освящении храма по молитвам святого Георгия случилось новое чудо ‑ около церкви забил источник.


Как говорилось, святой великомученик Георгий является покровителем воинства. С именем Георгия Победоносца связаны многие победы Русского воинства, он особо любим и почитаем народом.


Изображение Георгия Победоносца принадлежит гербу Москвы и Российской империи.


Во второй половины XIX века был утвержден Большой Герб Российской Империи: "На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьём"




Начиная с 1765 года последовательно вводились престижные награды для особо отличившихся войнов, именуемые Георгиевскими: орден св. Великомученика и Победоносца Георгия, Знак отличия этого ордена, Георгиевские кресты и медали «За храбрость», Золотое оружие, Георгиевские знамена, штандарты, флаги (кормовой и знаменный), вымпелы и Георгиевские трубы.






Георгиевские кресты.


26 ноября 1769 года, в период русско-турецкой войны 1768—1774 годов Екатериной Великой была учреждена всем нам известная и столь ненавидимая врагами нашего Отечества всех мастей Георгиевская лента, для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленные в мужественных поступках или мудрых советах.

Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырехконечной золотой звездой. Носилась лента в зависимости от класса кавалера: либо в петлице, либо на шее, либо через правое плечо. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству, однако вследствие совершения постыдного проступка могла быть изъята у владельца.

Также георгиевские ленты на бескозырке носили матросы Гвардейского экипажа русской императорской гвардии и матросы кораблей, награждённых Георгиевским флагом. Использовалась также как элемент Георгиевских знамён (штандарта) и аксессуар знамени и штандарта.

Орденский статут 1769 года содержал следующее описание ленты:

«Лента шёлковая о трёх чёрных и двух жёлтых полосах».

Однако, как показывают изображения, на практике уже изначально использовался не столько жёлтый, сколько оранжевый цвет (с геральдической точки зрения и оранжевый, и жёлтый — лишь варианты отображения золотого). Статут 1913 года гласил:

«Лента о трёх чёрных и двух оранжевых полосах, носимая через правое плечо».

Традиционное толкование цветов Георгиевской ленты утверждает, что чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя. Обер-камергер граф Литта в 1833 году писал: «бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня». Однако видный специалист по русской фалеристике Серж Андоленко указывает, что чёрный и жёлтый цвета, собственно, лишь воспроизводят цвета государственного герба: чёрный двуглавый орёл на золотом фоне.


Михаил Илларионович Кутузов - первый полный кавалер ордена Святого Георгия, в Георгиевской ленте.


                                                  *   *   *


6 мая 2011 года, в день памяти великомученика Георгия Победоносца, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике на Поклонной горе. По окончании Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:

"В день памяти святого Георгия Победоносца закончилась Великая Отечественная война. Именно в день его памяти прозвучал последний выстрел, и более не было военных действий. Поэтому хронологически, исторически это и есть день Победы, и это неслучайно, потому что, несомненно, Георгий Победоносец был покровителем и воинства нашего, и народа нашего, вступившего в неравную, смертельную схватку с самым опасным врагом.

Как Георгий победил змия, которого никто не мог победить, так и народ наш победил врага, которого никто не мог победить. Как, несомненно, Георгий был слабее змия, так и наша армия была слабее армии врага. Но победа, если Бог приклоняет милость Свою, не на той стороне, где сила, а на той, где правда, как замечательно сказал об этом святой благоверный великий князь Александр Невский: «Не в силе Бог, а в правде».



Дорогие братья и сестры!

В день празднования очередной годовщины Победы в Великой Отечественной Войне не будем забывать о том, что этот поистине общенародный праздник неразрывно связан с именем именем великого святого, столь почитаемого нашим народом во все времена - святого Великомученика и Победоносца Георгия, покровителя нашего стольного града и покровителя Русского воинства, чьей помощью ковалась наша Победа над оккультными силами зла - фашистской Германией и чью память мы совершаем 6 мая!


Святый Великомучениче, Победоносче и Чудотворче Георгие, моли Бога о нас!


Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • СпасиБо_г! В окопах нет неверующих. Пронзительное фото.
  • Дивен Бог во Своих святых! Война была священная и народная, поэтому никто не мог одолеть в ней народ, припавший к своим святым истокам.
  • А ничего то что до Петра 1 на Руси было другое летоисчисление .А ничего что на Руси на тот момент когда Пётр установил новое время 1700 год на Руси было лето 7209 от сотворения мира в звёздном храме (у озера Байкал ) .Мира заключённого в тяжёлой войне между нашим народом и народом древнего Китая .Символом чего и стал Георгий Победоносец побеждающего дракона - символ Китая который и является у них в настоящее время почитаемым .
  • "Напомню, что праздник этот "подвижный" и в 1941 году пришелся именно на день начала Войны, которая парадоксальным образом остановила окончательное уничтожение Церкви в СССР богоборческими силами. " ничего себе богоборческие силы Людские потери СССР — 12 млн. военнослужащих убитыми и умерших от ранений, 555 тыс. умерших от болезней, погибших в результате происшествий, осуждённых к расстрелу (по донесениям войск, лечебных учреждений, военных трибуналов) и 4,5 млн. попавшими в плен и пропавшими без вести[5]. и стоит ли таких жертв христианство? я думаю лучше бы церковь исчезла, чем такое количество людей.
  • Поздравляю с именинами !!!