У ног Батыя. Непокорённый князь.

50 2784

К началу XIII века разложение Руси, не только географическое (в смысле разделения ее на самостоятельные государства), но и моральное, зашло так далеко, что воевали все со всеми. Как будто нарочно истощали силы, чтобы врагу, если он придет на Русь, было легче с русскими справиться.

Ужас жизни в те годы заключался еще и в том, что для простого человека практически не было безопасного города или деревни. Некуда было бежать. Князья, которых развелось немало, не только боролись за города, но и предавали друг друга. Отцы воевали с сыновьями, племянники казнили теток и дядьев, жители городов, если оставались живы, попадали в плен, в рабство. Малые и редкие монастыри не могли дать убежища беженцам, да и сами становились жертвами разбоя. Особенно гадко было то, что князья обезумели настолько, что легко призывали на помощь любых союзников – половцев, литовцев, поляков, венгров… Только бы уцелеть, обогатиться, покуражиться. Историю последних лет независимой Руси перед монгольским нашествием невозможно выучить или понять – ну почему они с таким озлоблением, как бешеные псы, рвали друг другу глотки?

Это одна из гнетущих тайн нашей истории.

Ведь подумать только, по населению Русь была в десятки раз людней Монголии, даже со всеми ее вассалами! Крепости и укрепленные города в ней были могучими, и взять их штурмом было бы нелегко. Да стоило русским князьям объединиться и ударить по монголам, те убежали бы обратно в свои степи! Знаете ли вы, что маленькая Венгрия смогла остановить монгольское войско? Что за пределами Руси ни одно европейское государство не покорилось монголам?

Или посмотрим иначе. Ведь каждый народ выбирает память о своих святых и героях. Им прощаются просчеты и недостатки ради основного дела их жизни. Это и князь Владимир на Руси, крестивший русский народ в конце X века, это князь Александр Невский, живший через четверть тысячелетия, это Дмитрий Донской, победитель татар в 1380 году. А каких героев подарила нам губительная эпоха раздробленной Руси? Да никаких не подарила!

За малым исключением, мы с вами не знаем князей, которые по-настоящему воевали с монголами. В большинстве своем они поспешили не только покориться врагу, но и вступить с ним в союз.

Накануне нашествия монголов на Руси было четыре сильнейших княжества: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Волынское и Черниговское. Помимо них в стране стояли большие города – Новгород, Галич, Полоцк, Псков… В Чернигове правил Михаил Всеволодович, Галичем и Волынью владел Даниил. В Киеве сидел Владимир Рюрикович, а затем сменивший его после битв, измен и всевозможных интриг младший брат Михаила – Ярослав. Впрочем, не будем перечислять князей и их родственные отношения, тем более что в них легко запутаться и еще труднее затем отыскать смысл в их поступках и действиях.

Третий брат Михаила, Юрий, стал в 1238 году первой жертвой монголов, которые подошли к Владимиру и разорили его так же, как перед этим Рязань. Юрий Всеволодович бежал за Волгу и таинственно исчез в лесах.

Тем временем князь Михаил Всеволодович вел переговоры с венграми о браке своего сына с венгерской принцессой.

Когда читаешь летописи и иные документы той поры, создается, пожалуй, такое впечатление: русские князья не такие уж были трусы и идиоты. Наоборот, они были расчетливыми мерзавцами и поэтому с удовольствием подставляли под монгольскую саблю своих соперников, а сами думали, что монголы – разновидность половцев, степной народ, с которым можно повоевать, а потом породниться домами и посостязаться в грабежах родной русской земли. Затем усесться на кошму и любоваться половецкими плясками. Они не могли понять, что монголы, хоть и грабят и убивают подобно самим русским князьям, не противник, а злая судьба Руси, ее смерть.

Мы с вами учим в школе, как тяжелым катком прокатилась по русским городам и деревням чугунная волна монгольского завоевания, как горели города, как уводили в полон женщин и детей, как весь народ на сотни лет попал под тяжелое иго.

А ведь было совсем не так.

Монголам не было никакого смысла оккупировать Русь. Ведь они были кочевниками. Они могли напасть, увести добычу, продать рабов, но оставаться и владеть захваченными землями они не хотели. Поэтому монголы везде создавали то, что в наши дни зовется "протекторатами", то есть оставляли у власти в побежденной стране ее собственных властителей, по крайней мере тех, кто успел вовремя покориться и облизать сапоги завоевателей.

Пускай сами русские собирают дань, наказывают, присылают подарки, а время от времени на коленях приползают в столицу монгольского хана и подвергаются там унижениям. За это их отпускают домой живыми, а князья уж на месте срывают гнев на холопах.

Надо сказать, что когда монголы завоевали Русь, то беспощадные зверские войны между князьями сократились. Зачем монголам были беспорядки? Беспорядки мешают вовремя собирать дань с новых рабов. Теперь, набедокурив, князь спешил в Орду ябедничать.

Военная кампания 1238 года, во время которой пали Владимир, Рязань и иные города, всю Русь не задела. Больше того, основные силы и ресурсы Руси остались нетронутыми. И еще не поздно было объединиться и отбросить монголов.

Но чуда не произошло.

Таинственным образом, несмотря на уроки прошлого года, князья занялись чем угодно, только не защитой Русских земель.

Весной 1239 года началось генеральное сражение за Русь. 3 марта монголы штурмом взяли Переяславль, затем пал и Чернигов. И тут завоеватели предложили русским князьям мир. Ведь им не нужна была разоренная земля – с нее и дани не получишь. Достаточно устрашить, покорить, а потом двигаться дальше, в Европу, к сказочной добыче. И тут же князья Черниговский, Смоленский и Галицкий – главные властители Руси – капитулировали.

Не было сопротивления!

Неужели, спросите вы, не нашлось на Руси ни одного смелого князя?

Нашелся.

Князь Михаил Всеволодович, который правил Киевом.

Будущий святой православной церкви, человек-загадка.

Дальше я изложу по порядку, что нам известно об этом князе и почему его признали святым, хотя в летописях для него и доброго слова не нашлось.

Итак, лето 1239 года. Тумен полководца Менгу стал лагерем на берегу Днепра напротив Киева. Менгу отправил послов, которые заявили Михаилу, что все прочие князья сдались – зачем мучить свой народ, сдавайся, князь!

Михаил "не послушал" послов.

Менгу прислал второе посольство, которое вело себя еще наглее. Киевляне послов убили. Но взять Киев Менгу не смог и отступил в степь.

После этого, как говорят летописи, Михаил убежал с сыном в Венгрию. С чего бы? Монголы отступили, показан пример другим князьям, близка победа!

Но оказывается, что в эти дни брат и соперник Михаила, князь владимирский Ярослав Всеволодович, неожиданно привел свое войско не на помощь Михаилу и Киеву, а к городу Каменцу, где Михаил укрыл свою семью, схватил жену киевского князя и "множества полона привел въсвояси".

Итак, победа Михаила оказывается фиктивной. Никакой надежды на помощь единоверцев не осталось. Больше того, родной брат захватил его семью и забрал в плен всех жителей Каменца.

Что мы знаем о закулисных переговорах? Монголы могли и, вполне возможно, предложили Киеву мир, если отважного Михаила там не будет.

И тогда тайна раскрывается. Михаилу ничего не остается, как уехать к будущему тестю его сына, венгерскому королю.

Зимой 1240 года Михаил попадает в Венгрию, где его встречают плохо. Видно, поработали послы других князей и монгольские лазутчики. В руке принцессы было отказано, и Михаила попросили удалиться из Венгрии. Михаил кинулся в Польшу. Но и там не нашел ни помощи, ни союзников, хотя, судя по всему, надеялся заключить военный союз против монголов. Ни поляки, ни венгры не хотели и думать о том, какая страшная опасность надвигается на них.

И тогда Михаил, раздавленный предательством и неудачами, возвращается на Русь, где его родственники и друзья детства уже благополучно подружились с монголами. Он вынужден был признать главенство Даниила Галицкого и молить его о том, чтобы ему вернули жену и родных. Затем он поселился в деревне неподалеку от Киева. И о нем почти забыли.

Но тут судьба догнала и жестоко наказала одного из предателей. Даниил Галицкий, так поспешивший покориться монголам, отправился в Венгрию брать за своего сына другую дочку тамошнего короля. И пока он там этим занимался и пировал, один из монгольских генералов решил поживиться и невзначай взял штурмом и разгромил столицу Даниила, город Галич. А когда князь-предатель подъехал к своей столице, он увидел громадные толпы людей, убегавших от монголов.

И вы думаете, что он собрал свои дружины и пошел на оккупантов? Ничего подобного! Он тут же приказал развернуть коней и снова поехал в Венгрию – догостевать.

Прошло еще три года. Михаил, разбитый и униженный, соблюдал все условия договора с прочими князьями и конечно же с монголами. В 1243 году он переехал на родину, в Чернигов.

А на следующий год хан Батый приказал всем русским князьям съехаться в Орду, в его степную ставку. Причем особое приглашение было прислано Михаилу Всеволодовичу – все-таки по "чину" он был одним из четырех главных князей Руси.

Что случилось дальше, кратко сообщено в разных летописях. И подробно в записках Плано де Карпини, папского представителя в стане монголов, которому не было смысла лгать, он был лицом нейтральным.

Карпини рассказывает о том, что татары не оказывают покоренным им государям никакого почета, а считают презренными личностями, все время требуют от них подарков. "Даже рабы пристают к ним", – пишет он.

Русские князья покорно подчинились этим унизительным правилам. Они уже сообразили, что натворили своим слабодушием, и теперь тщательно оберегали собственную жизнь и возможность вернуться домой представителями интересов монгольской державы.

Всем русским князьям было приказано проходить между очистительными кострами, а затем поклониться идолу Чингисхана. Все, как один, князья послушно брякнулись на колени перед идолом.

Все, кроме князя Михаила.

А ведь понятно, что основное внимание монголов было обращено на него. Мало его наказывали! Надо было окончательно добить.

Михаил отказался поклоняться идолу, сказав, что его религия этого не позволяет. Тогда-то монголы и сообщили князю, что если он не покорится, то будет убит. И дальше передадим слова Карпини: "Князь ответил, что лучше умрет, чем сделает то, что не подобает. И Батый послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока князь не скончался. А один из воинов князя, что стоял рядом, ободрял его: "Будь тверд, так как эта мука не долго для тебя продолжится, а тотчас последует вечное спасение". После этого ему отрезали голову ножом, а у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом".

В Галицкой летописи уточняется, что это был не простой воин, а близкий спутник князя, боярин Федор.

Православная церковь причислила князя Михаила к святым мученикам, но боярину Федору такой чести не досталось.

Остальные князья покорно и с дрожью смотрели на эту казнь.

В этой истории остается много неясного. Начиная с того, почему Михаил оставил Киев, почему четыре года жил в изгнании, почему покорно поехал в Орду, но там вдруг взбунтовался?

Мне кажется, что ему все надоело – и прятаться, и сдаваться на милость победителей, и, главное, видеть вокруг бесконечное предательство тех, кто должен был оберегать Русь.

Я думаю, что Михаил Всеволодович знал или по крайней мере подозревал, что монголы не выпустят его из Орды живым и припомнят ему оборону Киева. Им нужен был урок для прочих князей.

И они его преподали.

И много лет ни один русский князь не смел воспротивиться воле монгольского хана. А венгры и поляки устояли перед монголами.

У нас устоял один, приняв на себя вину многих.

Впрочем, что сегодня можно сказать? Лишь Карпини оставил записки, но он не вдавался в психологические детали. Главу о Михаиле он заканчивает следующим образом: "Для некоторых они находят случай, чтобы убить их, как это было сделано с Михаилом".

Кир Булычёв «Тайны Руси», М.: АСТ, Астрель, 2008.

Публикация по тексту: http://profilib.com/chtenie/24187/kir-bulychev-tayny-rusi.php

Агитация и пропаганда. Слабоумие и позор

"Больше мёртвых топ-менеджеров, пожалуйста" - надпись на митинге в Нью-Йорке. Но официозная медийка вам такое не покажет. Прочитал я статью ув. Виктора Мараховского, что он думает про р...

Обсудить