Нацизм и либерализм могут уютно сосуществовать

3 462

Идеологические эксперименты Фрэнсиса Фукуямы и взыскание альтернативы

Один из идеологов современного радикального либерализма Фрэнсис Фукуяма публично похоронил мечтания о глобальном сообществе и заявил о необходимости внедрения новой политической модели.

Ещё в 1989 году, когда Советский Союз близился к закату, работавший в Государственном департаменте США американец японского происхождения Фрэнсис Фукуяма опубликовал в журнале The National Interest статью «Конец истории?», возвестившую неизбежное установление во всём мире универсальной и безальтернативной либерально-демократической модели. Всемирная история, по Фукуяме, на этом должна была закончиться.

Три года спустя Фукуяма расширил статью до книги «Конец истории и последний человек». В ней он заявил о планетарном торжестве либеральной демократии и провозгласил, что идеологические противостояния, философия и искусство уходят в прошлое. «Последний», или постисторический, человек Фукуямы – это существо, которое ни во что не верит и ничего не признаёт, кроме своего комфорта. Ещё одно из свойств «последнего человека» – он утратил способность испытывать благоговение. На этом социокультурная эволюция вида «человек разумный» должна была, по Фукуяме, завершиться.

Провозвестник «конца истории» оставался непререкаемым авторитетом для неолибералов-глобалистов 1990-х годов. Однако уже в начале 2000-х стало очевидно, что неолиберальные пророчества не сбываются. Началось «нелиберальное» восстановление России, стал очевиден успех китайской политэкономической модели, во все более радикальную оппозицию Западу переходил мир ислама. Кипели идеологические страсти и в Европе. Даже единомышленники-либералы стали саркастично называть Фукуяму «проштрафившейся Кассандрой».

Ещё ярче кризис либерал-глобализма обрисовался на фоне последних украинских событий. Широкий союз западных демократий и неонацизма бандеровского разлива, замешанный на враждебности России и всему русскому, привёл Фукуяму к знаменательному идеологическому сдвигу. Это опять же попытка навязать идею конца исторического развития, но уже в форме национал-либерализма (другое название национал-социализма 1930-х годов).

В номере Foreign Affairs за май – июнь 2022 года появилась статья Фукуямы «Своя страна. Либерализму нужна нация». Человек, заявивший некогда о наступлении «конца истории», теперь вынужден признать, что сама природа либерализма духовно неполноценна, она создает идейный вакуум, дробит человеческую общность. На украинском примере у Фукуямы появляется гибрид либерализма и национализма (нацизма). Он пишет: «Они [украинцы] дали понять, что … готовы умереть за либеральные идеалы (??? – С.К.), но лишь тогда, когда эти идеалы укоренены в стране, которую они могут назвать своей собственной».

Не будем гадать, где живущий на другом конце света американский японец обнаружил у необандеровцев готовность умереть за «либеральные идеалы». Если раньше совершавшиеся на Украине преследования и убийства журналистов, заключение в тюрьму без суда и следствия по обвинению в государственной измене, пытки заключенных, пресечение любого единомыслия могли Западом не замечаться, то теперь Запад устами Фукуямы предлагает моральную реабилитацию украинского постмайданного устройства.

Мол, цели либерализма «полностью совместимы с миром, поделённым на национальные государства», и «искать противоречие между либеральным универсализмом и потребностью в национальных государствах не стоит».

«Певец «конца истории» Фукуяма снова переобулся и на смену потерпевшим исторический крах глобализму и неолиберализму предлагает внедрять идеологию национал-либерализма. Читай: современного издания фашизма, где под прикрытием старых мантр про либерализм обосновывается необходимость системного национализма и сильного государства. А как же неолиберальный глобализм, которым они кормили весь остальной мир последние 30 лет? А все, нет его больше. Издох в исторической канаве. Теперь приходится выдумывать такие идеологические конструкты, как национал-либерализм», – комментирует модернизированную концепцию Фукуямы блогер Борис Рожин.

Что ж, нацизм и либерализм не так далеки друг от друга, как кому-то могло казаться. Сегодня это подтверждается происходящим на Украине и всеобщим «украинским мороком», охватившим западное сообщество. И спасти человечество от новой версии «конца истории» может только культурно-историческая альтернатива, шанс сформировать которую, кажется, получила в 2022 году Россия.

Святослав Князев

Агитация и пропаганда. Слабоумие и позор

"Больше мёртвых топ-менеджеров, пожалуйста" - надпись на митинге в Нью-Йорке. Но официозная медийка вам такое не покажет. Прочитал я статью ув. Виктора Мараховского, что он думает про р...

Обсудить
  • Нацизм и либерализм - близнецы братья. Две стороны одной медали. Цеевропа с Гейропой тому яркий пример.
  • Смешно, право : в пророки и серьезные ученые записывают автора крайне поверхностного. Финансовый капитал столетиями бьется за свою победу над "естественным" обществом. Вопрос идет о важном - возможности изъятия финансовым капиталом в свою пользу 50-70% создаваемой прибыли. Ныне - это реальные достигнутые результаты в странах, где оккупация удалась. Естественно, что такая модель экономики ведет к обнищанию большей части общества, и необходимо вырабатывать модели общественного устройства которые позволяют держать население в узде. И по заказу разрабатываются такие модели - от Маркса до Шваба, позволяющие жесткий контроль над обществом. В идеале - превращение целых стран в заемщиков, выплачивающих займы и прибыль даже ценой жизни голодающих или убиваемых на фронтах граждан. А уж названия - ленинизм, нацизм, либерализм - это все вариации в поиске более надежного общественного устройства отвечающего главной задаче. Хохлорейх - это еще одна модель общества в эпоху краха монетаристкой экономики, тестируемая для дальнейшего распространения на всю Европу.
  • Две стороны одной медали могут сосуществовать.