До просмотра фильма Якова Протазанова «Пиковая дама» мне из фильмов эпохи «Великого немого» приходилось смотреть лишь немые фильмы Чарли Чаплина, да и то много лет тому назад. Тем более интересно было увидеть русский дореволюционный фильм одного из лучших режисёров того времени, и тем более фильм снятый по повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Было чрезвычайно интересно, как режисёр смог решить столь сложную задачу средствами немого кино начала прошлого века. Конечно, до просмотра фильма я немного почитал о нём и уже знал, что этот фильм считается одной из лучших экранизаций «Пиковой дамы». Знание это только подстёгивало интерес.
И вот фильм начался! Первое что поразило – это игра актёров, особенно Ивана Мозжухина, игравшего главного героя – Германа, с одной стороны она кажется какой-то странной, неестественной, но через некоторое время ты понимаешь, что иных средств показать внутренние переживания у актёров нет, а поняв и приняв это, ты вдруг начинаешь понимать всё происходящее на экране без слов.
Итак, однажды после игры в карты у конногвардейца Нарумова, Герман слышит анекдот о трёх картах, и жизнь его после этого изменяется коренным образом. Пушкин, описывая Германа, устами Томского говорит «Этот Герман — лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Но так ли уж был романтичен Герман? Сын обрусевшего немца, ведущий скромный даже скорее скаредный образ жизни, обуреваем был единственной страстью и страсть эта была посвящена деньгам. Глядя на игру И. Мозжухина видишь как терзается его герой, разрываясь между страхом потерять то малое, что у него есть и желанием отхватить куш в карты. Он буквально заболевает желанием узнать секрет графини и на пути к этому секрету готов совершить фактически любую подлость, особенно ярко это проявляется в отношениях Германа с Лизаветой Ивановной, роль которой в фильме сыграла В. Орлова. Герман как бы становится вершителем судьбы Лизы и старухи графини, став разрушителем романтических любовных грёз девушки и причиной смерти старой графини. Он хочет, выведав секрет трёх карт, изменить и свою судьбу.
Впрочем, сюжет знаменитой повести Пушкина знают все и пересказывать его нет никакого смысла. А вот сказать несколько слов о фильме нужно обязательно. Несмотря на ограниченные возможности немого кино, в фильме очень интересно и мастерски решена задача вложенных в основной сюжет дополнительных сюжетов, таких как анекдот из жизни графини шестидесятилетней давности, или видение старой графини перед её встречей с Германом. Переход в эти грёзы и возвращение к действительности просто потрясают. Так же потрясающе сделана сцена мечтания Германа о выигрыше в карты, когда Герман сидит у себя в доме, а на параллельном плане идёт сцена его игры в карты. Глядя на мечтающего Германа, видишь всю глубину его страсти, жажду разбогатеть и понимаешь, что судьба его решена, он переступил грань, за которой остановиться уже нельзя.
Впрочем, так можно перечислять практически все сцены фильма, хотя не могу не вспомнить ещё одну из них – это сцена сумаществия Германа, там где он пытается вырваться из несуществующей паутины. Сыграна она так достоверно, что просто завораживает. В этот момент понимаешь, насколько бессилен человек со всеми его страстями перед судьбой, которая играет им как хочет.
Снимая «Пиковую даму» Яков Протазанов привлёк к съёмкам замечательных художников и одного из лучших операторов России того времени. Не мене замечательна и работа актёров снимавшихся в этом фильме, особенно Ивана Мозжухина, сыгравшего главную роль. В целом, фильм просто прекрасен, в нём талантливо передана суть повести Пушкина, средствами кинематографии, нового для того времени искусства.
Оценили 0 человек
0 кармы