Духовное преображение отца Сергия

0 743

Один из лучших фильмов Якова Протазанова «Отец Сергий», экранизирующий повесть Л.Н. Толстого, был по достоинству оценен современниками. Фильм вышел на экраны в 1918 году в очень сложное для России время, и тем не менее не остался не замеченным. Главную роль князя Степана Касатского, а в дальнейшем отца Сергия сыграл замечательный актёр Иван Мозжухин.

Скажу сразу, что для более качественного просмотра и понимания этого фильма, прочитать небольшую, но глубокую повесть Льва Толстого просто необходимо, ибо фильм, а тем более немой фильм имеют свои ограничения и естественно не могут передать всех нюансов столь не ординарной фигуры как князь Касатский. Герой повести так был описан великим писателем в её начале: «Мальчик выдавался блестящими способностями и огромным самолюбием, вследствие чего он был первым и по наукам, в особенности по математике, к которой он имел особенное пристрастие, и по фронту и верховой езде. Несмотря на свой выше обыкновенного рост, он был красив и ловок. Кроме того, и по поведению он был бы образцовым кадетом, если бы не его вспыльчивость. Он не пил, не распутничал и был замечательно правдив».

Но кроме его блестящих способностей Касатский умел ставить цели и добиваться их выполнения. Именно эта его особенность, а также огромное самолюбие и привели его к, казалось бы, столь резкому изменению своей судьбы, уходу в монастырь. Вся дальнейшая жизнь отца Сергия это его тяжелейшая борьба со своей гордыней.

Ивану Мозжухину, сыгравшему роль князя Касатского, на протяжении всей его жизни, от юного кадета до старца, удивительным образом удалось показать все преображения этого незаурядного человека. Сначала вспыльчивый юноша доказывающих несъедобность котлет, блестящий царедворец, добивающийся руки одной из первых красавиц двора Николая I, затем мятущийся монах, борющийся со своими страстями, и наконец, смиренный старец, просящий подаяние. Образ отца Сергия в исполнении И. Мозжухина чрезвычайно глубок, гладя на экран, начинаешь сопереживать все жизненные перипетии героя фильма вместе с ним.

Конечно, нам привыкшим к звуковому кино порою очень хочется услышать диалоги персонажей, впрочем, характеры своих героев все актёры сумели изумительно передать и без слов. Так женские роли: Маковкиной, которую сыграла Н. Лисенко, купеческой дочки, которую сыграла В. Орлова и Мэри Коротковой, которую сыграла В. Дженеева, замечательно передают ту роковую роль, которую эти женщины сыграли в жизни отца Сергия. Каждая из них как бы завершала очередной жизненный этап отца Сергия и являлась причиной перехода его к новому жизненному этапу.

Говоря о фильме, невозможно не сказать несколько слов о приёмах использованных режиссёром для передачи смысла той или иной сцены. Нужно отметить, что невзирая на довольно-таки ограниченные технические возможности того времени, фильм довольно динамичный, в нём нет каких-то застывших сцен, но зато есть спецэффекты, например, в сцене борьбы отца Сергия со своими страстями в келье, когда перед его взором возникает женский образ.

В целом фильм является замечательной экранизацией повести Л. Толстого «Отец Сергий», в которой и режиссёру и актёрам удалось реалистично передать не только жизненные реалии того времени, но и душевные переживания героев фильма. А центральный образ отца Сергия, сыгранный Иваном Мозжухиным просто великолепен.

Просто новости – 237

Чтобы остаться на исторических скрижалях и смыть ливерный налёт, Шольц первым позвонил Путину. Зеленский отругал и жёстко вставил Шольцу за звонок Путину. Все обсуждают звонок...