Всегда когда речь идёт об экранизации какого-либо произведения, тем более такого известного как повесть М. Горького «Мать», невольно ждёшь близкого к тексту повествования и в кино. С этой точки зрения фильм Вс. Пудовкина «Мать» скорее поставлен по мотивам знаменитой повести, что впрочем не сделало фильм менее интересным и зрелищным.
Режиссёр, используя все доступные ему средства показал главную идею произведения М. Горького, как из забитой, униженной женщины вырос за короткое время сознательный революционный борец. Смерть матери с красным знаменем в последней сцене фильма глубоко символична, она показывает окончательность и непримеримость противоборствующих сторон, после просмотра этой сцены понимаешь, что эти люди уже не остановятся и пойдут до конца.
Фильм поставлен так, что в нём главными героями являются не только отдельные люди – Павел Власов, сыгранный Николаем Баталовым, и мать Павла – актриса Вера Барановская, но и рабочие завода, тоже вначале фильма ещё не организованные и не способные выступить за свои права, а в конце фильма представляющие уже серьёзную организованную силу. И это тоже органически отражает главную идею и горьковского произведения и фильма – идею трансформации несознательного, стихийного протеста в сознательную революционную деятельность, то есть идею революционного пробуждения масс.
Если посмотреть на то, как передана эта трансформация в фильме на образе матери Павла – Ниловны, то мы увидим, что в начале фильма она представляет собой забитую, непонимающую сути происходящего женщину, которая, проходя через арест сына, его суд и, наконец, первомайскую демонстрацию, где Павла убивают, становится человеком, решительно поднявшим красное знамя стоя на пути скачущих на рабочих жандармов.
Вообще образ Ниловны, сыгранный Верой Барановской, настолько убедителен, что не поверить ей нельзя, глядя на неё, ты понимаешь вот она простая русская женщина, битая пьяным мужем, невидевшая ничего кроме тяжкой нужды, вдруг как будто бы просыпается. В последней сцене, там где она идёт в колонне рабочих, а потом стоит со знаменем, у неё совершенно другие глаза, сначала в них радость, а затем решительность. Это уже совершенно другой человек.
Не менее интересен и образ Павла Власова, сыгранный Николаем Баталовым, Павел в фильме показан уже состоявшимся революционером. И всё же есть несколько особенно удачных, на мой взгляд, сцен, в которых актёру максимально удалось передать характер этого человека. Одна из них это сцена где Павел защищает мать от пьяного отца, в ней видна вся решительность и бескопромисность этого человека.
В фильме вообще много интересных запоминающихся сцен, мне, например, очень понравилась сцена в кабаке. Вся атмосфера этого пьяного загула и какой-то безысходности просто потрясает. Особенно интересно показаны музыканты, снятые с необычного ракурса, что придаёт им какой-то совершенно инфернальный вид. Глядя на эту сцену, на людей пропивающих там последнее, понимаешь у этой жизни будущего нет.
Если посмотреть на фильм с точки зрения монтажа, то удивляет мастерство и разнообразие приёмов. В картине есть и короткие и длинные фрагменты и вместе с тем всё это смотрится удивительно целостно.
Хочется ещё раз подчеркнуть, что фильм Вс. Пудовкина «Мать» удивительно хорош. Автору удалось раскрыть и образы главных героев, и время, в которое они жили. Такие фильмы обязательно надо показывать молодёжи.
Оценили 0 человек
0 кармы