Мы наш мы новый мир построим

0 542

Из всех просмотренных мною немых фильмов «Земля» Александра Довженко самый необычный. С самых первых кадров и до конца фильма идёт обращение к благодатной природе Украины, и на фоне этой природы разыгрывается драма рождения нового мира и его противостояния с миром старым.

Фильм А. Довженко был одним из первых фильмов о коллективизации, режиссёр в поэтической форме показал как старый, кулацкий мир, мир единоличников сопротивляется и проигрывает новому миру, миру коллективистского труда.

Начинается фильм с кадров бесконечного как море поля, колышущейся от ветра пшеницы, переходящей затем в яблоню с налитыми яблоками, под которой умирает старый крестьянин. И уже в этой сцене идёт противопоставление смерти и жизни, в кадре присутствуют дети, и нового мира – старому, выраженном в диалоге Василя с отцом и дедом. И такое противопоставление проходит красной нитью через весь фильм. Есть оно и в сцене приезда в село первого трактора, когда собравшиеся селяне ждут невиданного «железного коня», и увидев его одни кричат: «Стал!», а другие: «Едет!». Но наиболее ярко это противостояние выразилось в финальной сцене, сцене похорон Василя, когда оратор, друг и соратник Василя говорит собравшимся селянам о подвиге комсомольца Василя, а в это время сын кулака Хома кричит им о своей ненависти и никто его не слышит. Здесь старый и новый миры, как бы распараллеливаются, расходятся навсегда.

Впрочем, в фильме много запоминающихся сцен, это и сцена убийства Василя и проклятия батюшки в церкви на головы безбожников, даже на похороны его не пригласивших, но пожалуй, самым апофеозом фильма является сцена коллективного труда, она настолько насыщенна радостью, настолько захватывает, что так и хочется самому стать рядом с героями фильма.

Ещё хочется отметить блестящую работу оператора Даниила Демуцкого, она просто поражает. Необычные ракурсы снимаемых объектов, крупные, практические портретные планы героев фильма, прекрасные съёмки природы, всё выглядит настолько естественно, не вычурно и очень красиво.

Об игре актёров можно сказать только одно, играют они настолько естественно, как-будто ты и правда находишься в украинском селе времени коллективизации.

Хочется ещё раз подчеркнуть необычайную поэтичность фильма, режиссёру удалось при не сложном сюжете, создать настоящее произведение искусства.

При выходе на экраны в 1930 году, фильм был оценен современниками неоднозначно, А. Довженко упрекали, например, в пантеизме и, как мне кажется, небезосновательно, что впрочем, нисколько не делает фильм хуже. Фильм этот жизнеутверждающий, дающий положительный заряд, невзирая на смерть главного героя.

Очень рекомендую к просмотру!

Они не нужны даже на родине. Глава СК Бастрыкин призвал закрыть границы для мигрантов

Александр Бастрыкин выразил крайне негативное отношение к миграционной политике России, призывая закрыть границы для мигрантов, которых, по его мнению, не ждут на родине. Глава Следстве...

Русские ушли в подполье, на улицу выходят только «смертники», а молодежь отрывается, как в последний раз: Как сейчас живет Одесса

Как живет Одесса через 10 лет после показательной казни прорусских активистов Валентин АЛФИМОВНаши люди до сих пор в Одессе есть и они ждут и русскую армию, и русский мирФото: REUTERSПож...