А. Довженко довелось пережить в своём творческом пути переход с немого кино в кино звуковое. Не все режиссёры смогли перейти этот порог без потерь. Довженко смог, причём сделал это, не потеряв своего лица.
Снятый им в 1935 году фильм «Аэроград» так же поэтичен, как и его немые фильмы. Глядя на героев его фильма, понимаешь, что они являются обобщёнными образами советских людей, строящих новую жизнь, и песня «Город Аэроград», несколько раз звучащая во время фильма, только подчёркивает эту особенность.
Сюжет фильма достаточно прост, в нём сталкиваются новое, созидаемое большевиками, и представленное в фильме бывшими красными дальневосточными партизанами и лётчиками, и старое, отжившее, олицетворяемое староверами и японскими самураями. Персонификация этой борьбы выражена в образах Степана Глушака, бескомпромиссно борющегося с врагами советской власти, и Василия Худякова, ставшего на путь предательства. Трагичность этого столкновения усиливается тем, что Степан Глушак и Василий Худяков старые друзья, и поэтому в момент, когда предательство Худякова становится очевидным, его старому другу Степану приходится, перешагнув через свою боль, расстрелять бывшего друга. Заканчивается фильм патетической сценой летящей армады самолётов и плывущих военных кораблей под всё ту же песню «Город Аэроград» переходящей в митинг посвящённый закладке нового города, города Аэрограда.
Как и других своих фильмах А. Довженко и этом часто обращается к величественной природе Дальнего Востока, сменяются кадры, показывающие бескрайнее небо, столь же бескрайний океан, и такую же бескрайнюю тайгу. Но над всем этим хозяином проходит советский человек, недаром в фильме главный его герой Степан Глушак несколько раз повторяет: «Страшно человека, человек храбрый стал».
Подчёркнута в фильме и дружба народов советской страны, вместе живущие русские и чукчи, действуют рука об руку и в труде, и в охране своей Родины от врагов. Причём дружба эта на экране не выглядит нарочитой, притянутой за уши, оба народа сохраняют свою самобытность и при этом замечательно дополняют друг друга.
Несколько гротескно показаны враги советской власти, особенно японские самураи, но это было в то время естественным приёмом, не отступил от него и А. Довженко. Впрочем, подчеркну ещё раз, фильм снят не в стиле реализма, он скорее этакая поэтическая лента о победе нового социалистического мира, с его коллективным трудом и счастьем над миром капитализма. Недаром в фильме персонажи из этого нового мира часто смеются и улыбаются, а их противники пылают ненавистью и завистью.
Мне всегда интересно смотреть фильмы, снятые в те годы, в них дышит та далёкая уже от нас сегодняшних эпоха. Ты видишь людей, смотрящих с надеждой и верой в будущее, жертвующих для этого будущего очень многим, включая и жизнь, и понимаешь, что как бы не хотели очернить это время наши нынешние враги, им это не удастся, стоит только внимательно и беспристрастно посмотреть фильмы того времени и ты поймёшь, те люди не претворялись они дейсвительно были такими.
Оценили 0 человек
0 кармы