Признаться честно, фильм «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова меня просто ошеломил, назвать его просто документальным, это не сказать о фильме совершенно ничего. В фильме необычно всё и композиция и способ подачи материала. Отсутствие текстовой или иной словесной информации лишь усиливает восприятие происходящего на экране. Да, это не просто документальный фильм, это что-то поэтическое.
А впрочем, по порядку. С самых первых кадров становится понятно, что главным героем фильма является этот самый человек с киноаппаратом, а дальше – раннее утро, спит молодая женщина в постели, спят беспризорники на скамейках, спит большой Город с его заводами и автопарками. А человек с киноаппаратом выходит на охоту.
Весь дальнейший сюжет – это кипящая жизнь города, в которой человек с киноаппаратом выхватывает какие-то куски, превращающиеся на экране в какое-то сложное динамичное, но очень слаженное полотно, рассказ о городе и людях его создавших и живущих в нём. Рассказ стремящийся ухватить всю полноту этой жизни с её благими и отрицательными сторонами, здесь и рождение новой жизни и преступление, и работа людей на заводах и шахтах, здесь улицы города и базары, здесь не только работа, но и отдых людей, и спорт, и искусство.
И всё это снято мастерски, с различных порой необычных ракурсов. Необычен и монтаж фильма, превращающий фрагменты съёмок в целостное полотно заставляющее проникнуться ритмом жизни города, его величественной картиной. В фильме практически нет природы, она находится где-то на втором плане, а в центре то что создал человек и сам этот человек, и конечно же, киноаппарат, который становится практически живым существом. Неоднократное сравнение объектива с человеческим глазом, только подчёркивает эту метафору.
В моменты, когда на экране показываются крупным планом лица людей, работающих или отдыхающих, ты видишь насколько это жизнерадостные устремлённые в будущее люди, даже беспризорник, лежащий на земле рано утром, открыв глаза, так потрясающе по доброму и смущённо улыбается снимающему его оператору, что невольно веришь в его счастливое будущее.
Фильм как бы охватывает один рабочий день города, ни какого-то города конкретно, а города Советского Союза вообще, на экране мелькают надписи на русском и украинском языках, море и плотина на реке, никаких поясняющих надписей нет, да они и не нужны. И везде человек с киноаппаратом спешит на съёмки или уже снимает, в корзине над плотиной, в шахте, на железнодорожном полотне или в автомобиле.
В конце фильма темп съёмки заметно ускоряется, подчёркивая этим напряжённый ритм жизни города, ритм времени конца 20-х годов прошлого века.
Мне кажется, что фильм является просто восторженной песней Советской России, её будущему, в фильме так много молодых и особенно молодых женских лиц, ясных и счастливых.
Скажу ещё раз, фильм меня просто ошеломил, посмотрев его, понимаешь, как много талантов вскрыла и вытолкнула на поверхность революция, какая это была живительная сила, зовущая людей в немыслимые и прекрасные дали.
Оценил 1 человек
1 кармы