Мейерхольд, Карл

81 11267

Мейерхольд предложил Ильинскому залезть на стол, пройти по нему, давя тарелки, а потом грохнуть икону об пол и вытереть об нее ноги. 

На что Игорь Владимирович ответил: "Я не знаю, какого Вы вероисповедания, но этого я делать не буду никогда". После чего спрыгнул со стола и ушел.

Об этом эпизоде из жизни любимца либеральной околокультурной тусовки Мейерхольда поведал нам Никита Сергеевич Михалков (БесогонTV, от 22.09.2017).

Да, нынче на дворе век информации, и сведения о вероисповедании Мейерхольда - вон они, только кликни. Хотя, как по мне, тут не в вероисповедании дело. Это вопрос внутренней культуры человека, его воспитания. Впрочем, справочку из Википедии здесь разместить лишним не считаю (жидоборцев заранее прошу прикусить языки, здесь не та площадка, что вам подумалось): 

Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold) был восьмым ребёнком в семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Майергольда (нем. Emil Theodor Meyergold ) и его жены Альвины Даниловны (урождённой нем.Van der Neese). Эмиль Майергольд, немецкий еврей, перешедший из иудаизма в лютеранство, своих детей воспитывал в протестантских традициях. 

И леший бы с ними, с их семейными метаниями: иудаизм, лютеранство, протестантизм... Но именем-то славянским нашим, православным - Всеволод - зачем себя называть! Вон у тебя их сколько, херр Майергольд, целых три - Карл, Казимир, Теодор... Выбирай одно и подписывайся: Карл Майергольд, Казимир Майергольд, Теодор Майергольд или, ежели угодно - Мейерхольд. Но назваться Всеволодом, чтобы топтать православные иконы - это уже не человеком надо быть - сущей скотиной.

Стоп... А это что? Там же, в Википедии: 

...по достижении совершеннолетия (21 года), Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. 

Понятно. Всё по поговорке про вора прощенного, коня лечённого...  

Вообще, много прекрасного из биографии Мейерхольда открыл мне этот выпуск Бесогона. Ни в каких википедиях не найти. 

В 1919 году он вступил в РКП(б), несколько месяцев возглавлял театральный отдел Наркомпрос. Коммунистическая пресса под его руководством активно атаковала академические театры - МХАТ и др. Мейерхольд призывал к бунту против "старого театра". Его фраза: "Кто этим восторгается - лови себя на том, что заедает тебя всесильное мещанство из пут которого надлежит тебе вырваться, если хочешь стать гражданином нового коммунистического мира".
В 1920 году он стал руководителем первого театра - "РСФСР". И одним из первых спектаклей... он поставил - "Земля дыбом". Посвящен спектакль первому красноармейцу Льву Давидовичу Троцкому.
Одним из учеников Мейерхольда был Игорь Ильинский. Но молодой актер ушел от известного режиссера. Мейерхольд ставил спектакль "Клоп", где Ильинский играл Присыпкина. В одной из сцен Мейерхольд предложил ему залезть на стол, пройти по нему, давя тарелки, а потом грохнуть икону об пол и вытереть об нее ноги. Такой вот был творческий поиск. На что Игорь Владимирович ответил: "Я не знаю, какого Вы вероисповедания, но этого я делать не буду никогда". После чего спрыгнул со стола и ушел.
Мейерхольд тесно дружил с Тухачевским. И, видимо, очень переживал, когда Тухачевского арестовали. 12 июня 1937 года Тухачевского расстреливают, а через пять дней после этого Мейерхольд пишет в газете "Советская культура": "Недрогнувшей рукой мы обезглавили кучку заговорщиков, осмелившихся посягнуть на счастье и жизнь страны Советов. В эти дни все наши помыслы обращены к нашему народу, завершающему дело социалистического строительства, к нашей героической партии большевиков, руководимой гениальным вождем трудящегося человечества товарищем Сталиным". 

Фрагмент передачи БесогонTV, выпуск от 22.09.2017. Прямая ссылка на ВК.

Полный выпуск от 22.09 есть на ютубе. Собственно про Мейерхольда - в самом конце, последние шесть минут. 

В целом выпуск озаглавлен: "Хочет ли Серебренников быть Мейерхольдом". Никита Сергеевич пытается доказать, что - нет, не хочет. И завершает многозначительным: "Хотя... Кто знает...".

Кадр из ролика. По-видимому, из какого-то спектакля "выдающегося режиссера" Мейерхольда.

Про арест Мейерхольда в википедиях мутно. Но так или иначе, связи обвинения с профессиональной деятельностью я не нашла. Попытка привязать это к "Даме с камелиями" выглядит неубедительно: "Спектакль не понравился Сталину". 

Извините. Товарищ Сталин побывал на спектакле в 1934, а Приказ Комитета по делам искусств о ликвидации театра опубликован аж в январе 1938. Арестовали же Мейерхольда в июне 1939, и, за прошедшие между ликвидацией театра и арестом, полтора года тот успел поруководить оперным театром (интересная житейская параллель, согласитесь). Его, безработного, Станиславский туда пригласил, в качестве режиссера. Но вскоре Станиславский оказался "внезапно смертен". Мейерхольд занял освободившееся место главного режиссера. 

В википедиях говорится, что обвинен был Мейерхольд по ст. 58 "за контрреволюционную деятельность", но в чем эта деятельность состояла - не уточняется. Судила и приговорила Мейерхольда Военная коллегия Верховного суда СССР. Военные суды делами театров не занимаются, точно. 

Что до Приказа от 8 января 1938 о ликвидации Государственного театра имени Мейерхольда (ГосТиМ), то он о театре, а не о Мейерхольде лично. О нем там всего лишь один пункт, последний. Где ставился вопрос "о возможной дальнейшей работе" Мейерхольда в области театра. Судя по тому, что далее Мейерхольд становится режиссером оперного театра - вопрос "дальнейшей работы Вс. Мейерхольда в области театра" был решен положительно. 

Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР 
«О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» 
8 января 1938 года
Комитет по делам искусств признал, что театр им. Мейерхольда окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чуждым для советского зрителя. Это выразилось в том, что:
1. Театр им. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных, формалистических позиций. В результате этого, в угоду левацкому трюкачеству и формалистическим вывертам, даже классические произведения русской драматургии давались в театре в искаженном, антихудожественном виде, с искажением их идейной сущности («Ревизор», «Горе уму», «Смерть Тарелкина» и др.).
2. Театр им. Мейерхольда оказался полным банкротом в постановке пьес советской драматургии. Постановка этих пьес давала извращенное, клеветническое представление о советской действительности, пропитанное двусмысленностью и даже прямым антисоветским злопыхательством («Самоубийца», «Окно в деревню», «Командарм-2» и др.).
3. За последние годы советские пьесы совершенно исчезли из репертуара театра. Ряд лучших актеров ушел из театра, а советские драматурги отвернулись от театра, изолировавшего себя от всей общественной и художественной жизни Союза.
4. К 20-летию Октябрьской революции театр им. Мейерхольда не только не подготовил ни одной постановки, но сделал политически враждебную попытку поставить пьесу Габриловича «Одна жизнь», антисоветски извращающую известное художественное произведение Н. Островского «Как закалялась сталь». Помимо всего прочего, эта постановка была злоупотреблением государственными средствами со стороны театра им. Мейерхольда, привыкшего жить на государственные денежные субсидии.
Ввиду всего этого, Комитет до делам искусств при Совнаркоме СССР постановил:
a) ликвидировать театр им. Мейерхольда как чуждый советскому искусству;
б) труппу театра использовать в других театрах;
в) вопрос о возможной дальнейшей работе Вс. Мейерхольда в области театра обсудить особо».

Как говорится: выделено мною. 

Напоследок, два замечательных штриха к портрету.

1) В Пензенской мужской гимназии юный Карл Майергольд учился дольше всех: его трижды оставляли на второй год. 

2) Получив в 1920 г. театр под своё начало, Мейерхольд уже в 1923 г. дал ему своё имя: Театр имени Вс. Мейерхольда. Видать, скромнейшего нрава человек был, этот матерый режиссерище. И, что особо добавляет ему скромности - в 1926 г. добился для своего театра статуса государственного, дабы получать государственное же финансирование. 


О государственном финансировании учреждений культуры в наши дни, подробно и много - в следующий раз. 

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

УНИЗИЛ РУССКУЮ ДЕВУШКУ И СКРЫЛСЯ: СЫНА ГЛАВЫ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ ОБЪЯВИЛИ В РОЗЫСК

СК России разыскивает иноземца за нападение на русскую посетительницу бара. Агрессора идентифицировали как сына главы армянской диаспоры. Подозреваемый пустился в бега.Иноземца, который...

Обсудить
  • Браво, Римма, хорошая статья! Но не думаю, что наши либерасты заткнутся даже после того, как об одном из их идолов рассказали столь неприглядные факты. Автору +++ 
  • Жертва сталинизма, невинный овец..КАк невинную жертву копнешь, непременно дерьмо лезет. И крамольные мысли рождаются : Так ли неправ был товарищ Сталин?
  • :clap: Отлично, жду продолжения.
  • дружно ждем продолжение!
  • Словами классика -  "Человек в чёрном, не закрывая рта, выговорил такое:– Как же, позвольте?.. Он служил в очистке… – Я его туда не назначал, – ответил Филипп Филиппович, – ему господин Швондер дал рекомендацию, если я не ошибаюсь."