И нет ничего нового под солнцем города Киева, или Год Сурка 2018 - 1918

91 4346

Все было мелко, нелепо и напоминало плохой, безалаберный, но временами трагический водевиль. 

Однажды по Киеву были расклеены огромные афиши. 

Они извещали население, что в зале кинематографа "Аре" Директория будет отчитываться перед народом. 

Весь город пытался прорваться на этот отчет, предчувствуя неожиданный аттракцион. Так оно и случилось. 

Узкий и длинный зал кинематографа был погружен в таинственный мрак. Огней не зажигали. В темноте весело шумела толпа. 

Потом за сценой ударили в гулкий гонг, вспыхнули разноцветные огни рампы, и перед зрителями, на фоне театрального задника, в довольно крикливых красках изображавшего, как "чуден Днепр при тихой погоде", предстал пожилой, но стройный человек в черном костюме, с изящной бородкой -- премьер Винниченко. 

Недовольно и явно стесняясь, все время поправляя глазастый галстук, он проговорил сухую и короткую речь о международном положении Украины. Ему похлопали. 

После этого на сцену вышла невиданно худая и совершенно запудренная девица в черном платье и, сцепив перед собой в явном отчаянии руки, начала под задумчивые аккорды рояля испуганно декламировать стихи поэтессы Галиной: 

Рубають лiс зелений, молодий...

Ей тоже похлопали.

Речи министров перемежались интермедиями. После министра путей сообщения девчата и парубки сплясали гопака.

Зрители искренне веселились, но настороженно затихли, когда на сцену тяжело вышел пожилой "министр державных балянсов", иначе говоря министр финансов.

У этого министра был взъерошенный и бранчливый вид. Он явно сердился и громко сопел. Его стриженная ежиком круглая голова блестела от пота. Сивые запорожские усы свисали до подбородка.

Министр был одет в широченные серые брюки в полоску, такой же широченный чесучовый пиджак с оттянутыми карманами и в шитую рубаху, завязанную у горла тесемкой с красными помпончиками.

Никакого доклада он делать не собирался. Он подошел к рампе и начал прислушиваться к гулу в зрительном зале. Для этого министр даже поднес ладонь, сложенную чашечкой, к своему мохнатому уху. Послышался смех.

Министр удовлетворенно усмехнулся, кивнул каким-то своим мыслям и спросил:

-- Москали?

Действительно, в зале сидели почти одни русские. Ничего не подозревавшие зрители простодушно ответили, что да, в зале сидят преимущественно москали.

--Т-а-ак!--зловеще сказал министр и высморкался в широченный клетчатый платок.-- Очень даже понятно. Хотя и не дуже приятно.

Зал затих, предчувствуя недоброе.

-- Якого ж биса,-- вдруг закричал министр по-украински и покраснел, как бурак,-- вы приперлись сюда из вашей поганой Москвы? Як мухи на мед. Чего вы тут не бачили? Бодай бы вас громом разбило! У вас там, в Москве, доперло до того, что не то что покушать немае чего, а и ...... немае чем.

Зал возмущенно загудел. Послышался свист. Какой-то человечек выскочил на сцену и осторожно взял "министра балянсов" за локоть, пытаясь его увести. Но старик распалился и так оттолкнул человечка, что тот едва не упал. Старика уже несло по течению. Он не мог остановиться.

-- Що ж вы мовчите?-- спросил он вкрадчиво.-- Га? Придуриваетесь? Так я за вас отвечу. На Украине вам и хлиб, и сахар, и сало, и гречка, и квитки. А в Москве дулю сосали с лампадным маслом. Ось як!

Уже два человека осторожно тащили министра за полы чесучового пиджака, но он яростно отбивался и кричал:

-- Голопупы! Паразиты! Геть до вашей Москвы! Там маете свое жидивске правительство! Геть!

За кулисами появился Винниченко. Он гневно махнул рукой, и красного от негодования старика наконец уволокли за кулисы. И тотчас, чтобы смягчить неприятное впечатление, на сцену выскочил хор парубков в лихо заломленных смушковых шапках, ударили бандуристы, и парубки, кинувшись вприсядку, запели:

Ой, що там лежит за покойник,
То не князь, то не пан, не полковник -
То старой бабы-мухи полюбовник!

На этом отчет Директории перед народом закончился. С насмешливыми криками: "Геть до Москвы! Там маете свое жидивске правительство!"-- публика из кино "Арс" повалила на улицу.

Власть украинской Директории и Петлюры выглядела провинциально.

Некогда блестящий Киев превратился в увеличенную Шполу или Миргород с их казенными присутствиями и заседавшими в них Довгочхунами.

Все в городе было устроено под старосветскую Украину, вплоть до ларька с пряниками под вывеской "Оце Тарас с Полтавщины". Длинноусый Тарас был так важен и на нем топорщилась и пылала яркой вышивкой такая белоснежная рубаха, что не каждый отваживался покупать у этого оперного персонажа жамки и мед. 

Было непонятно, происходит ли нечто серьезное или разыгрывается пьеса с действующими лицами из "Гайдамаков". 

Сообразить, что происходит, не было возможности. Время было судорожное, порывистое, перевороты шли наплывами.. В первые же дни появления каждой новой власти возникали ясные и грозные признаки ее скорого и жалкого падения. 

Каждая власть спешила объявить побольше деклараций и декретов, надеясь, что хоть что-нибудь из этих декларации просочится в жизнь и в ней застрянет. 

От правления Петлюры, равно как и от правления гетмана, осталось ощущение полной неуверенности в завтрашнем дне и неясности мысли. 

Петлюра больше всего надеялся на французов, занимавших в то время Одессу. С севера неумолимо нависали советские войска. 

Петлюровцы распускали слухи, будто французы уже идут на выручку Киеву, будто они уже в Виннице, в Фастове и завтра могут появиться даже в Боярке под самым городом бравые французские зуавы в красных штанах и защитных фесках. В этом клялся Петлюре его закадычный друг французский консул Энно. 

Газеты, ошалевшие от противоречивых слухов, охотно печатали всю эту чепуху, тогда как почти всем было известно, что французы сиднем сидят в Одессе, в своей французской оккупационной зоне, и что "зоны влияний" в городе (французская, греческая и украинская) просто отгорожены друг от друга расшатанными венскими стульями. 

Слухи при Петлюре приобрели характер стихийного, почти космического явления, похожего на моровое поветрие. Это был повальный гипноз. 

Слухи эти потеряли свое прямое назначение -- сообщать вымышленные факты. Слухи приобрели новую сущность, как бы иную субстанцию. Они превратились в средство самоуспокоения, в сильнейшее наркотическое лекарство. Люди обретали надежду на будущее только в слухах.
Даже внешне киевляне стали похожи на морфинистов. 

При каждом новом слухе у них загорались до тех пор мутные глаза, исчезала обычная вялость, речь из косноязычной превращалась в оживленную и даже остроумную. 

Были слухи мимолетные и слухи долго действующие. Они держали людей в обманчивом возбуждении по два-три дня. 

Даже самые матерые скептики верили всему, вплоть до того, что Украина будет объявлена одним из департаментов Франции и для торжественного провозглашения этого государственного акта в Киев едет сам президент Пуанкаре или что киноактриса Вера Холодная собрала свою армию и, как Жанна д'Арк, вошла на белом коне во главе своего бесшабашного войска в город Прилуки, где и объявила себя украинской императрицей. 

Одно время я записывал все эти слухи, но потом бросил. От этого занятия или смертельно разбаливалась голова, или наступало тихое бешенство. Тогда хотелось уничтожить всех, начиная с Пуанкаре и президента Вильсона и кончая Махно и знаменитым атаманом Зеленым, державшим свою резиденцию в селе Триполье около Киева.

Эти записи я, к сожалению, уничтожил. По существу это был чудовищный апокриф лжи и неудержимой фантазии беспомощных, растерявшихся людей.
......................

Когда бой начался под самым Киевом, у Броваров и Дарницы, и всем стало ясно, что дело Петлюры пропало, в городе был объявлен приказ петлюровского коменданта. 

В приказе этом было сказано, что в ночь на завтра командованием петлюровской армии будут пущены против большевиков смертоносные фиолетовые лучи, предоставленные Петлюре французскими военными властями при посредстве "друга свободной Украины" французского консула Энно. 

В связи с пуском фиолетовых лучей населению города предписывалось во избежание лишних жертв в ночь на завтра спуститься в подвалы и не выходить до утра. 

Киевляне привычно полезли в подвалы, где они отсиживались во время переворотов. Кроме подвалов, довольно надежным местом и своего рода цитаделью для скудных чаепитий и бесконечных разговоров стали кухни. Они большей частью были расположены в глубине квартир, куда реже залетали пули.
............

В ночь "фиолетового луча" в городе было мертвенно тихо. Даже артиллерийский огонь замолк, и единственное, что было слышно,-- это отдаленный грохот колес. По этому характерному звуку опытные киевские жители поняли, что из города в неизвестном направлении поспешно удаляются армейские обозы.

Так оно и случилось. Утром город был свободен от петлюровцев, выметен до последней соринки. Слухи о фиолетовых лучах для того и были пущены, чтобы ночью уйти без помехи.
..............

В полдень по Цепному мосту в пару от лошадиных крупов, громе колес, криках, песнях и веселых переливах гармошек вошли в город Богунский и Таращанский полки Красной Армии, и снова вся жизнь в городе переломилась в самой основе.
..................................

Это был Константин Паустовский. Из книги "Повесть о жизни. Начало неведомого века". Отрывки из рассказа "Фиолетовый луч". Там, в других рассказах, тоже много презамечательного о времени и о людях в те дни. 

Но то Паустовский, он эту часть автобиографической повести написал в 1956 году, через более чем три десятка лет по прошествии всего. 

Булгаков, Михаил Афанасьевич, не угодно ли.

"Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская - вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс". - так начинается роман "Белая гвардия", написанный в 1923-1924 г.г. 

Хорош роман или не очень, обсуждать не призываю. Я без ума от фильма "Дни Турбиных", поставленного по пьесе, написанной Булгаковым для театральной сцены в 1926 году, на основе сюжета "Белой гвардии". На основе, но не точно по роману. Пьеса от романа отличается не только названием, но местами и сюжетом, и персонажами и именами. Это я так подробно для младшего поколения, они путаются, не раз убеждалась. Почитайте, кто не верит, комментарии на ютубе, особенно под второй серией - молодежь, особенно украинская, возмущена. Выросшие в святых 90-х, они считают, что в х/ф Владимира Басова "Булгакова исказили в угоду советской цензуре" и пишут прочие разные глупости.

Дорогие наши дети, найдите пьесу и сверьте её с этим фильмом. И убедитесь: там не то что фабула - там диалоги и монологи слово в слово булгаковские!
Он эту вещь написал в 1926 году. В том же году состоялась и премьера, в МХАТ.
Прошло пятьдесят лет и Басов снял шедевр. И сыграл шедеврально. И не он один, там все подобраны на роли идеально. Все и всё, идеальны.
Посмотрите, не пожалеете.

Кто видел, всё равно - пересмотрите! Я тоже думала, что чуть не наизусть его помню, - мне всегда нравился этот фильм, но в последний раз до этого смотрела еще до 2014 года. Сейчас, в новогодние дни, случилось пересмотреть. Ахнула. Столько открытий...

Жаль, мы никогда не увидим спектакль. Имею в виду постановку того еще, сталинского МХАТа. Товарищ Сталин, говорят, смотрел то ли шестнадцать раз, то ли тридцать, - разное говорят. Всего в 1926—1941 годах (с перерывом от 1928 по 1932 г.г.) пьеса прошла 987 раз.
Не знаю, как она поставлена в современных театральных версиях, но поелику в титрах Пореченков, Хабенский и т.п. - не советую. От "звёзд" тошнит, думаю, не одну меня. Да и мордат слишком Пореченков для измученного в окопах артиллериста Мышлаевского. Мордат и пузат чрезмерно.
И телесериал "Белая гвардия" (2012) не советую. По тем же причинам. Фильм не зря провальным признан. 
Бог с ними, однако. Владимир Басов создал шедевр. Низкий ему поклон.

Немного цитат. Посвящается году Сурка.

Е л е н а. На сколько же времени мы расстаемся?
Т а л ь б е р г. Я думаю, месяца на два. Я только пережду в Берлине всю эту кутерьму, а когда гетман вернется...
Е л е н а. А если он совсем не вернется?
Т а л ь б е р г. Этого не может быть. Даже если немцы оставят Украину, Антанта займет ее и восстановит гетмана. Европе нужна гетманская Украина как кордон от московских большевиков. Ты видишь, я все рассчитал.
............

С т у д з и н с к и й. Этот ваш гетман!..
А л е к с е й. Одну минуту, господа!.. Что же, в самом деле? В насмешку мы ему дались, что ли? Если бы ваш гетман, вместо того чтобы ломать эту чертову комедию с украинизацией, начал бы формирование офицерских корпусов, ведь Петлюры бы духу не пахло в Малороссии. Но этого мало: мы бы большевиков в Москве прихлопнули, как мух. И самый момент! Там, говорят, кошек жрут. Он бы, мерзавец, Россию спас!
Ш е р в и н с к и й. Немцы бы не позволили формировать армию, они ее боятся.
А л е к с е й. Неправда-с. Немцам нужно было объяснить, что мы им не опасны.
............

Нет, прекращаю, там много, всего не перецитировать. Лучше один раз увидеть...

Ах, да. Надо сказать спасибо Роджерсу. Это у него сегодня вдохновилась, увидев сообщение с украинских новостных лент: в Виннице начали топить партами. Ломать школьные парты и топить печки, дабы учеников обогреть.

Всё. Смотрите кино. Трехсерийное, 1976 года, в постановке режиссера Владимира Басова. Только и исключительно.
Завидую всем, кто будет смотреть в первый раз.

Ограбление по-евросоюзски

Помните старый КВН с Галустяном? Там, где «Ну хотя бы посмотреть документальный фильм про академика Сахалова». - Можно украсть российские деньги? - Нет! - А хотя бы проценты с них? - Н...

90% — карт-бланш на любые действия

Консолидация вокруг Путина в районе 90% - это абсолютное большинство. Это карт-бланш народа на любые, самые смелые действия. И сейчас на пресс-конференции Путин демонстрирует боевой настрой - и про...

Картинки 18 марта 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 10:00
  • В топе

Реклама Реклама https://chern-molnija.livejournal.com/6782957.html

Обсудить
  • Не признав классика по первым абзацам, восхитилась талантом и стилем! Теперь восхищаюсь Вашей эрудицией! Спасибо за удовольствие! 
  • правда ваша, Басов как режиссёр очень талантлив, до какого-то момента даже не знал этого.. и фильм весь сложен из диалогов.. и очень, очень содержательный.. 
  • Браво, Римма! Я не сразу признал Паустовского, хотя обожаю его за изысканность стиля и красоту языка. А его коротенькие рассказы "Кот ворюга" и "Золотой линь" ничуть не уступают Чехову или Куприну. Спасибо за то огромное наслаждение, которое испытывает любой нормальный человек от соприкосновения с прекрасным! За статью +++ 
  • Идет нарк по Лувру, видит портрет Джаконды..  минуту всматривается,  другую  и с завистью в голосе выносит вердикт: — Мягко бабу торкнуло.
  •  не только эрудиция, но и прекрасный вкус,надо пересмотреть , давненько смотрела++++++