Хула на Духа Свята – Филиокве (Filioque).

15 2470

Святитель Иоанн Дамаскин

Точное изложение православной веры

(избранные цитаты)

   (Веруем) во единого Отца, начало всего и причину, не от кого-либо  рожденного,Который один только не имеет причины и не рожден, Творца всего, но Отца, по естеству,одного Единородного Сына Его, Господа же и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и в изводителя Всесвятого Духа. И во единого Сына Божия Единородного, Господа нашего,Иисуса Христа, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все произошло.

   Говоря о Нем: прежде всех веков, – мы показываем, что Его рождение –безвременно и безначально; ибо не из не сущего приведен в бытие Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отчей (Евр. 1, 3), живая премудрость и сила, Слово ипостасное, существенный, совершенный и живой образ невидимого Бога; но Он присно был с Отцеми в Отце, из Которого родился вечно и безначально.

   Ибо Отец никогда не существовал,когда не было бы Сына, но вместе Отец, вместе и Сын, от Него рожденный. Ибо Отец без Сына не назывался бы Отцем, если бы существовал когда-либо без Сына, то не был бы Отцем, и если после стал иметь Сына, то также после сделался Отцем, не будучи прежде Отцем, и подвергся бы изменению в том, что, не быв Отцем, стал Им, а такая мысль есть ужаснее всякого богохульства, ибо нельзя сказать о Боге, чтобы Он не имел естественной силы рождения, а сила рождения состоит в способности родить из себя, т.е. из собственной сущности, существо, подобное себе по естеству .

   Ибо один только Отец нерожден, потому что Он имеет бытие не из другой какой-либо ипостаси; и один только Сын рожден, потому что из сущности Отца родился безначально и безлетно; и один только Дух Святый исходящ, потому что из сущности Отца не рождается, но исходит. Так учит Божественное Писание, хотя образ рождения и исхождения пребывает для нас непостижимым.Если же говорим, что Отец есть начало Сына и больше Его (Ин. 14, 28), то этим непоказываем, что Он первенствует пред Сыном по времени или по естеству; ибо чрез Него Отец веки сотвори (Евр. 1, 2).

   Не первенствует и в каком-либо другом отношении, если нев отношении причины; то есть потому, что Сын родился из Отца, а не Отец из Сына, что Отец есть виновник Сына по естеству, подобно тому, как не говорим, что огонь происходит из света, но, напротив, свет от огня. Итак, когда услышим, что Отец есть начало и больше Сына, то должны разуметь Отца как причину.

   И как не говорим, что огонь – одной сущности, а свет –другой, так нельзя говорить, что Отец – одной сущности,а Сын – иной, но (оба) – одной и той же. Подобным образом веруем и во единого Духа Святаго, Господа животворящего, из Отца исходящего и в Сыне почивающего, Отцу и Сыну спокланяема и сславима, как иединосущного и совечного; в Духа от Бога, Духа правого, владычествующего, источника премудрости, жизни и освящения; в Бога, со Отцем и Сыном сущего и называемого, несозданного, Полноту, Творца, Вседержителя, всесовершающего, всесильного, бесконечно могущественного, обладающего всякой тварью и не подчиненного господству, в Духа боготворящего, и небоготворимого; наполняющего, не наполняемого;сообщающего, но ничего не заимствующего; освящающего и не освящаемого, Утешителя, как принимающего моления всех; во всем подобного Отцу и Сыну; от Отца исходящего, чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью; чрез Себя Самого творящего и осуществляющего все без изъятия, освящающего и сохраняющего; ипостасного, существующего в Своей собственной ипостаси, неотлучного и неотделимого от Отца и Сына; имеющего все, что имеет Отец и Сын, кроме нерожденности и рожденности; ибо Отец безвиновен и нерожден, потому что не есть от кого-либо, но Сам от Себя имеет бытие и из того, что имеет, ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всегоначало и причина того образа, как оно существует от природы.

   Сын же от Отца – по образу рождения; Дух же Святый, хоть также от Отца, но не по образу рождения, а по образу исхождения. Что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали; но какой образ различия, этого никак не постигаем. [Знаем только, что] и рождение Сына, и исхождение Святаго Духа происходят одновременно.

   Итак, все, что имеет Сын, и Дух имеет от Отца, даже самое бытие. И если что не Отец, то не есть ни Сын, ни Дух; и если бы чего не имел Отец, того не имеет Сын и Дух; но чрез Отца, то есть потому, что существует Отец, существует Сын и Дух, и чрез Отца имеет Сын, также и Дух, все, что имеет, потому, то есть, что Отец имеет все это, – кроме нерождаемости и рождения, и исхождения.

   Ибо одними только ипостасными свойствамии различаются между собою три святые ипостаси, нераздельно различаемые не посущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси. Когда же думаю о взаимном отношении Ипостасей, разумею, что Отец есть пресущественное Солнце, Источник благости, Бездна существа, разума, мудрости, силы, света, Божества, Источник рождающий и производящий сокровенное в Нем благо. Итак, Он – Ум, Бездна разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает; и, чтобы не говорить много, в Отце нет (другого) слова, премудрости, силы и желания, кроме Сына, Который есть единственная сила Отца, предначинательная, которой все сотворено, как совершенная Ипостась из совершенной Ипостаси рожденная так, как то ведает Сам Тот, Кто есть и называется Сыном.

   Дух же Святый есть сила Отца, проявляющая сокровенное Божество, из Отца чрез Сына исходящая, как знает Сам Он, но не через рождение; а потому и Дух Святый есть Совершитель творения всяческих. Итак, что прилично Виновнику - Отцу, Источнику, Родителю, должно приличествовать одному Отцу. А что – произведенному, рожденному Сыну, Слову, Силе предначинающей, желанию, мудрости; то должно относить к Сыну.

   Что же прилично произведенному, исходящему и открывающему,совершительной Силе, то должно относить к Святому Духу. Отец есть Источник и Причина Сына и Святаго Духа; но Он – Отец одного только Сына и Изводитель Святаго Духа.

   Сын есть Сын, Слово, Премудрость, Сила, Образ, Сияние, изображение Отца и от Отца. Но Дух Святый не Сын Отца, но Дух Отца от Отца исходящий. Ибо никакого возбуждения не бывает без Духа. Но Он – также и Дух Сына, но не потому, что из Него, но потому, что чрез Него из Отца исходит. Ибо один только Виновник – Отец. 



Почему «филиокве» есть хула на Духа Свята и чем оно омерзительно?


   Как выше изложено святым и праведным Иоанном Дамасским, Бог – Пресвятая Троица, един в существе, но тройственнен в лицах, ипостасях.

   Как такое может быть? Не имея достаточного и ясного понимания вещественного мира, мы с трудом можем понимать мир духовный, совсем отличный от мира вещественного, имеющего другие законы и другое существование. 


  Как можно аллегорически представить Бога, Пресвятую Троицу в виде некоего образа, неподвластного закону времени?


   Допустим есть некий человек, отроческого возраста, имеющий разум и волю, свободный в своих поступках, имеющий своё мнение, взгляды и суждения. Можно ли назвать его личностью? Да, естественно, он личность.

   Допустим возьмем этого же человека, но уже среднего возраста, зрелого мужа, а не отрока. Он имеет уже совершенно другие, отличные от отрочества взгляды, мнения, суждения, умноженные его жизненным опытом и мудростью, умноженную временем и размышлениями. Можно ли назвать его личностью? Да, несомненно, он личность.

   Если сравнить личность одного и того же человека, но в разном возрасте, в возрасте отрока и в возрасте зрелого мужа, можно ли сказать, что это одна и та же личность? Нет, нельзя, ибо с течением времени и с взрослением человек меняется, приобретая новые качества и новые привычки, неведомые ему ранее, а потому личность отрока и взрослого человека различны настолько, что кажется это две разные личности.

   Допустим возьмем этого же человека, но уже преклонного возраста. Можем ли мы утверждать, что личность старика не изменилась по сравнению с личностью отрока и личностью зрелого мужа? Нет, не можем. Личность отрока всегда будет более мягкой и идеализированной, личность зрелого мужа всегда отражает ответственность и силу, свойственную его возрасту и положению наиболее пригодному для совершения и защиты семьи, а личность старика уже изменена мудростью жизни, большими познаниями и большим терпением, чем личности отрока и мужа.

   Таким образом личность одного и того же человека в разном возрасте различна настолько, как будто это разные люди.

   А теперь представьте такую ситуацию, что отрок, муж и старик, являясь одним и тем же человеком, встретились в одно и то же время в одном и том же месте.

   Можно ли сказать, что это различные люди? Нет, нельзя. Это один и тот же человек. Можно ли сказать, что они разные личности (ипостаси)? Несомненно – они разные личности (ипостаси) одного и того же человека.

   Такое же состояние есть у Бога – Пресвятой Троицы. Бог один, но в трёх лицах (ипостасях), но одной сущности. Можно ли сказать, что Бог – Отец не тот же Бог, что и Бог – Сын? Нельзя, это тот же Бог. Можно ли сказать, что Бог Святой Дух не тот же Бог, что Бог – Сын? Нельзя. Это тот же Бог. Они Трое – один и тот же Бог, различные только в личностях (ипостасях), но не в сущностях.

   Если позволите, то Бог Отец – это более проявление Мудрости и ума, а также сдержанности и добродушия.

   Бог Сын – это более проявление Силы, разума, стойкости и веры.

   Бог Святой Дух – это более всех проявление Любви всенаполняющей.

  Именно потому хула на Бога Святого Духа всегда есть проявление незаслуженного кощунства и никогда не простится Богом Сыном ни в сем веке, ни в будущем. Наименее всех ипостасей Бога, Бог Святой Дух заслуживает пренебрежения и оскорбления, ибо Он – чистая, всепоглощающая любовь.

   Потому Бог Сын как проявление Силы определил, что:

Матф.12:32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Лук.12:10 И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

   Еретики католики ввели в Символ Православной веры свое еретическое измышление – филиокве, которое добавляет ложь о том, что Бог Дух Свят исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Этим самым РАВНОЦЕННУЮ ЛИЧНОСТЬ БОГА ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ РАЗДЕЛЯЮТ, ДЕЛАЯ ИЗ БОГА СВЯТОГО ДУХА НЕ ЛИЧНОСТЬ, А НЕКУЮ СИЛУ, ПРОИЗВОДНУЮ ОТ БОГА СЫНА. НО РАЗВЕ БОГ МОЖЕТ САМ В СЕБЕ РАЗДЕЛИТСЯ? НЕТ! БОГ ЕДИН В ТРЕХ ЛИЦАХ!

   Разделяют Бога Пресвятую Троицу люди, еретики католики. Причем разделение это наиболее гнусное еще и тем, что с одной стороны, это подстрекательство к разделению Бога единого, провоцирование на конфликт в единой Троицы, а с другой стороны, это гнусное унижение самого воплощения любви Божьей, Бога Святого духа, который наиболее похож на нежного и чистого отрока, отдавшего всего себя самой сущности любви, явивший себя живым воплощением любви Божьей всему миру.

   Это гнусно, это недопустимо, это неприемлемо, как самая низкая и подлая клевета и мерзость, что только может быть на свете.

   Не даром Бог Сын сказал - "кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет", так как Ему Суждено судить Мир, поэтому Он, как проявление Силы, проявляет и Твердость и нелицеприятный справедливый суд, а потому не может быть проявлением всепоглощающей любви, а должен быть проявлением Царя, закона и порядка, которое подразумевает наказание грешников и осуждение виновных.

   Дух Святой же, как Бог, лишен этой необходимости судить Мир, а потому может без остатка отдаться проявлению любви Божьей, весь мир, лежащий во зле, держится любовью Бога Духа Святого, который проявляет эту любовь ко всем, ни мало этого не заслужившим.

   И мир еще смеет хулить этого Святого Бога – Духа Свята? И мир еще может в лице еретиков – католиков унижать Божественную сущность Святого Духа, полноправного Бога, единого сущностью Богу Отцу и Богу Сыну?

    Да не смеют! Так же, как святой Марк Эфесский, так же, как двухтысячелетняя Православная Церковь, мы порицаем такое гнусное кощунство и отвергаем еретиков, его произносящих как нечисть и врагов Бога Сына Иисуса Христа! Мы, недостойные грешники, зная своё прегрешение и недостойность святого имени Божия, единым своим утешением призываем правую веру в Бога и правое прославление Духа Свята, Господа животворящего, Ему же славу воссылаем во веки со всей Пресвятой Троицей равного и святого Бога!

   Гнусность же еретиков – католиков, как хула на Единого Бога и лицо Пресвятой Троицы, да падёт в ад с бесами, сотворившими эту хулу и внушившими ее еретикам!

    Да славится во веки Пресвятая Троица Единого Бога совершенного в трёх ипостасях, равных сущностью, великих в лицах, Святого изначально, неделимого, но единого Бога Всевышнего! +

«Возможна в любое время». Чем опасна гражданская война в США?

Политолог Ищенко прокомментировал опасность гражданской войны в СШАПолитолог, историк и публицист Ростислав Ищенко ответил на вопросы читателей издания «Военное дело» и объяснил опаснос...

Обсудить
  • не воцерквлённому невозможно разобраться в тексте . Iwанъ Мансур Дамаскин ,араб, сириец , был теологом при халифе в г. Дамаске , затем ушёл в пустынь. один из идеологов ИСЛАМА и АРИАНСТВА . Изначальный ислам очень близок к Арианству и Несторианству . В хуле указан символ веры Арианского Православия , он звучит так: Нет Бога кроме Аллаха и Иса его Дух. Вот об этом и Хула.