Очередной лонгрид для терпеливых. Навеяло вчерашним демонтажем памятников Сидору Ковпаку, Родиону Малиновскому, Павлу Рыбалко и другим полководцам в Парке Вечной Славы в Киеве…
Как можно за короткое время перепрограммировать историческую память целого народа? Очень просто. Для этого потребуются время, деньги (сравнительно небольшие) и правильный технологический подход.
Представим себе, что перед вами стоит задача: взять народ (к примеру, украинский, но технология действует в любой стране и в любом обществе) и развернуть его представление о прошлом на 180 градусов. Вы должны на протяжении ограниченного времени (к примеру, за 25 – 30 лет – условное время между двумя поколениями) перепрошить мозги миллионам людей, заставив их отказаться от прежних взглядов и привить им нечто прямо противоположное.
Этап первый: ставим под сомнение прежние догмы.
Внедряемые посылы:
— «от нас прятали настоящую историю»
— «то, что мы изучали, не является настоящей историей»
— «в спецхранах хранятся документы, которые доступны только избранным».
Основные инструменты, применяемые на этом этапе:
— делаем акценты на отдаленных исторических эпохах – Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, история казачества, «Руина». Постепенно доходим до истории УНР и гражданской войны. Активно используем тему «расстрелянного Возрождения» (тем более, что эта тема еще во времена Горбачева начала активно эксплуатироваться и не требует особых доказательств преступности деяний компартийной верхушки СССР). Желательно избегать таких тем, как Великая отечественная война или подвиг советского народа, достижения периода позднего СССР (полеты в Космос, научные открытия, строительство промышленных гигантов);
— вводим в обиход новые факты и новых личностей – говорим, что это от нас активно скрывали большевики;
— пишем новый курс истории для школ и вузов, в который вплетаем новые знания.
Этап второй: препарирование мифов и создание новых мифологем.
Главные посылы:
— необходимо вычленить украинский нарратив из имперского;
— необходимо посмотреть на процессы с точки зрения Киева и отказавшись от советского «классового» подхода;
— от нас не только скрывали историю – ее активно искажали; мы покажем, как было на самом деле.
Основные инструменты на данном этапе:
— объявление войны «мифам» и «нарративам»;
— максимальная популяризация «новых знаний» и «нового взгляда» через средства массовой информации;
— создание «моды на пересмотр истории»;
— искусственное стимулирование заведомо маргинальной линии якобы «научных» исследований («псевдоистории») с пространными экскурсами в то, что «украинцы – первые люди на планете», «Иисус Христос – украинец», «Украина – прародина Шумера и Аккада»;
высмеивание «псевдоисториков», параллельно с шельмованием другой «псевдоисторической» линии, под которой понимают последователей старой советской школы или несогласных с новой линией в исторической науке.
— активный пересмотр общих моментов в истории Украины, России и Беларуси – отказ от мифа о «колыбели трех народов» в пользу нового мифа: Украина-Русь – Великое Княжество Литовское как лучшее, что могло случиться с украинцами – Речь Посполитая как вершина средневековой государственнической традиции – наступление темных веков (вплоть до 1991 года).
Этап третий: переориентация на новые ценности.
Главные посылы:
— Украина всегда стремилась быть в Европе;
— Украину искусственно заставили свернуть с европейского пути развития;
— история Украины с конца XVIII века – это «прогрессивная» империя Габсбургов и «тюрьма народов» — Российская империя;
— главный ужас России – независимая Украина (и как вишенка на тортике – слова Збигнева Бжезинского: «Без Украины не может возродиться Российская империя»).
На этом этапе добавляются новые «знания» и инструменты:
— Голодомор как акт геноцида против украинского народа – он становится главным, центральным событием украинской истории ХХ века;
— в преступлениях против Украины и украинцев начинают обвинять не Сталина и большевиков, а Россию и российских шовинистов (мол, геноцид украинцев – традиционная система поведения русских, не зависимо от политической окраски и временных рамок);
— национальная идея Украины – быть «не-Россией», «анти-Россией», «Геть від Москви»;
— активный хейтинг несогласных (например, академика Петра Толочко);
— подчеркивание наличия в украинской истории фигур, демонстрировавших бескомпромиссное отношение к России (Михновский, Петлюра, Бандера);
— начало глорификации ОУН и УПА; создание триггера российской концепции истории; уравнивание в правах таких явлений, как борьба Красной Армии против нацизма и борьба Украинской Повстанческой Армии, представление их как двух равновеликих военных феномена.
Этап четвертый: «обрубание идеологических хвостов».
На этом этапе происходит полный отказ от старых догм и воззрений на историю. История Украины с этого времени представляется как абсолютный антитезис к истории России или СССР. История используется уже как инструмент идеологической борьбы с Россией. «Украина не-Россия» становится «Украиной- анти-Россией».
Главные посылы:
— Украина никогда не имела ничего общего с Россией;
— Украина была исключительно колонией России в составе Российской империи и СССР;
— Украина – жертва российского империализма;
— Красная Армия не освободила Украину, а принесла новое порабощение.
Инструментарий:
— частичная (с постепенным стремлением к полной) реабилитация фашизма и нацизма;
— глорификация не только ОУН и УПА, но и коллаборационистов, сотрудничавших с гитлеровцами;
— «отмена» полководцев времен Второй Мировой войны – исключение их из пантеона героев;
— фактическое благословение «отмены» подвигов Красной Армии во Второй мировой войне; подготовка почвы для сноса памятников героям;
— объявление истории России «недоисторией» («Когда Киев был европейской столицей, на месте Москвы лягушки квакали», «Россия – наследница не Руси, а Золотой Орды», «Россия всегда была недогосударством» и т.д.);
— объявление деятелей культуры времен Российской империи «украинцами», которых незаконно присвоила себе империя (Репин, Айвазовский, Малевич, Сикорский и другие).
Четыре этапа работы над исторической памятью приводят к тому, что люди, ранее гордившиеся своими дедами, погибшими на фронтах Великой Отечественной, вдруг задумываются: а стоит ли гордиться? Ведь настоящий-то герой – это дед соседа, воевавший в УПА и отсидевший в советских лагерях. И уже спокойно (а кто-то с удовлетворением) воспринимают разрушение памятников воинам-освободителям. История препарируется, и в ней уже отсутствуют лагеря смерти и план «Ост». Немцы подаются как потенциальные союзники Украины, вовремя не сориентировавшиеся и не оценившие союзнические намерения украинцев.
И совсем по-иному рассматриваются исторические процессы. И совсем новыми красками играет история. Вакуум заполняется новыми мифами – о «первой в мире Конституции Пилипа Орлика», об «Иване Сирко, преподававшем историю Украины в Сорбонне», о расстрелянных бандуристах и об утопленных в колымских болотах нескольких тысячах украинских девушек, об Анне Ярославне, которая привезла в Париж Реймсское Евангелие… Да мало ли о чем?
Четвертый этап развивался именно в период между 2014 и 2022 годами. Сейчас происходит «дозачистка» прежних этапов, «закрепление пройденного материала», когда из украинской национальной памяти полностью удаляются любые воспоминания об элементах российской истории и культуры. Отсюда такое желание освободить Украину от Булгакова, Паустовского, Ильфа и Петрова, Льва Толстого, Малиновского, Ковпака, Рыбалко... Закрепляется «расово чистый», не имеющий абсолютно ничего общего с Россией пантеон исторических героев – преимущественно из Галичины. История одного региона объявляется историей всей страны.
Я как мог объяснил, как сработала технология. Поэтапно. Теперь вопрос: возможно ли возвращение общества к прежнему состоянию? И мой ответ: нет! Старые концепции вряд ли можно восстановить.
Автор: Константин Бондаренко, политолог
Источник:
Оценил 1 человек
1 кармы