ДЖОН МАРТИН: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕПОРТАЖ-КАТАСТРОФА

0 13085

Родившийся в конце XVII столетия английский живописец и график Джон Мартин, еще до того, как стать любимцем многих современных ему особ голубых кровей, зарабатывал на жизнь росписью фарфора. Но, упорная и щепетильная работа принесли Мартину мировую известность. А потом и забвение.

Академические круги никогда не оценивали его работы по достоинству, подвергая их критике и постоянно конфликтуя с художником, который в 1807 году переехал в Лондон, а в 1811 уже выставлялся в Королевской Академии.

Существенное влияние на работы Джона оказали как переезд в Лондон, так и открывшиеся художнику с верхушки собора Святого Павла красоты — бурлящий жизнью «новый Вавилон».

Прославившие Джона Мартина полотна неизменно несут на себе отпечаток мифических и библейских сюжетов, в которых хватает больших катастроф. Но фантасмагоричные архитектурные образы картин Мартина имели и другие источники вдохновения: современные ему инженерные сооружения, такие как шлюзы Каледонийского канала или знаменитый туннель Марка Изамбара Брюнеля, и наполеоновские войны, начало которых существенно изменило географию путешествий британцев того времени, открывших для себя страны Востока и почерпнув различные знания из индийской, персидской, эллинистической, египетской и даже китайской культур.

Мартин, как художник и живописец не был одинок в своих поисках — его творчество ассоциируют с романтизмом, потому как оно пришлось на годы расцвета романтизма и представляло собой его квинтэссенцию. Джон, будучи первооткрывателем в общеевропейской истории искусства, попытался реконструировать визуально погребенные города.

Художественная одаренность, визуализация оригинальных исторических и библейских композиций, изобретение новой техники гравирования на стали для производства книжных иллюстраций (именно Матрин стал первооткрывателем в данной области); поиски, и рассуждения о поисках собственного места в череде стремительно сменяющих друг друга мгновений, поэтика композиции, ощущение природной изменчивости и многообразия, тонкость восприятия реальности и наличие столь полезных качеств, как трудолюбие, помноженное на безудержность фантазии — именно они вознесли Мартина к вершине современной ему художественной жизни.

Апокалипсис на работах Джона Матрина выглядит устрашающе и масштабно. Полотна, на которых изображены сотни квадратных километров бездны, разверзшейся на месте мирных еще день назад городов. Они буквально заряжены тем напряжением, которое в себе несут. Мартин изображал настроения, царившие в обществе того времени.

В XIX веке вы могли увидеть отпечатки с его гравюр в совершенно разных домах: и в скромном деревенском коттедже, и в роскошном аристократическом особняке.

Живописец прославился грандиозными полотнами, изображающими различные сюжеты Апокалипсиса, несущие в себе массу фигур и деталей, которые располагаются в разработанной самым тщательным образом фантастической архитектуре или бурных динамичных пейзажах.

Работы художника были удостоены внимания различных монархов и нашли самые лестные отзывы о себе. Дань уважения и признание таланта Джона Мартина, своеобразный респект того времени, выражали художнику Николай I (Россия), Луи-Филипп (Франция), Фредерик Уильям (Пруссия), Леопольд I (Бельгия). Они же дарили художнику различные ценные подарки.

Кульминационной точкой творческого пути Мартина явилась трилогия 1853 года, состоящая из трех здоровенных холстов: «Великий День Его гнева», «Страшный Суд» и «Небесные равнины». Художник закончил их незадолго до смерти. Гравированные версии картин продавались хорошо, но вот сами картины покупать никто не хотел. Они были куплены лишь в 1935 году за несколько фунтов.

«Страшный Суд»

Имя Джона Мартина было буквально забыто на несколько десятилетий. Художественные словари конца XIX – начала XX вв. содержат лишь несколько строчек информации о живописце.

В России творческое наследие Мартина остается темным пятном в исторических экскурсах, посвященных искусству эпохи романтизма, процветавшему в Англии в XIX веке.

Никто, собственно, и не старался определить то влияние, которое оказали работы Джона Мартина на деятелей отечественной романтической школы, впрочем, подобная связь вполне вероятно, что присутствует.

«Великий День Его гнева»
«Небесные равнины»


Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...