ХОРОШЕЕ КИНО ЕСТЬ: ДУХLESS

1 1780

Всем нам знакома лишь часть общей реальности и потому мы с интересом познаем не касающиеся нас в повседневности аспекты современного мира через современное же искусство, его отражающее. Но что может отразить мир достаточно точно? По всей видимости, только кино, репрезентативная система которого охватывает все каналы восприятия, кроме, разве что, кинестетического.

Корни кино лежат в плоскости литературы. И если быть уж совсем точными, то репрезентативная система кино способна не только доходчиво отразить реальность, но и существенно ее преобразить. Ну а в контексте всего вышеизложенного, хотелось бы взглянуть на фильм «Духless» и его продолжение. Чем же нам показалась интересной данная дилогия?

Обе картины снял режиссер Роман Прыгунов. Первая часть, будучи выпущенной в прокат в 2012 году, являла собой адаптацию романа Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке», а при создании второй части Сергей выступил соавтором сценария. Оба фильма, на фоне картин красивой жизни, повествуют о другой ее стороне, которую иначе, чем суровой реальностью не назвать. Да, она гламурна, да, там присутствуют все блага жизни, но при этом люди, потребляющие все эти блага — не более чем тени самих себя, теряющие остатки человечности в погоне за деньгами.

И если в первом фильме, Максим (главный герой), в исполнении Данилы Козловского, испытывая кризис переоценки стремится вырваться из замкнутого круга столичной жизни с ее пороками, то во второй части он вновь сталкивается с ней, но уже будучи другим человеком и немного в иных масштабах. Именно его преображение, занявшее несколько часов экранного времени, является центральной мыслью всего повествования.

Героя необходимо описать подробнее. Он сирота, лишенный в детстве «благ цивилизации» и оттого стремящийся вверх по социальной лестнице с той жадностью, что присуща страдающему от жажды в знойной пустыне, тянущему руки к сосуду с живительной влагой. Максим умен и, в следствии своей настойчивости, успешен. Но не одно лишь упорство привело Максима на должность топ-менеджера крупного московско-французского банка. Обладая неким условно-правильным моральным фундаментом, Максим возвел храм своей личности из таких материалов, как корысть, лицемерие и тщеславие, утратив свое истинное Я в ворохе низменных людских страстей и желаний.

Поисками утраченного Максим на протяжении первого фильма и занимается, преодолевая внутренние противоречия, свое социальное «наследие», наработанное за годы усердного карабканья по карьерной лестнице и тщась отыскать опору для себя настоящего, которую, разумеется, находит в любви. И это не выглядит карикатурно или наивно. Реалии оказываются таковы, что в процессе внутренней трансформации герой оказывается на самом дне социального мироустройства, в буквальном смысле — на помойке, откуда и берет свое начало история обновленного Максима.

Второй фильм начинается с картин сказочной жизни Максима в одной из стран Юго-Азиатского региона и флешбэков, поясняющих зрителю как именно он там оказался. Но прошлое дотягивается до главного героя даже в этом райском уголке Земли, как бы намекая — от себя не убежать, за все свои поступки придётся платить.

И вот Максим вынужден вернуться в Москву, где вновь попадает на высокую должность в одной из крупнейших российских госкомпаний — «Росинновации», руководство которой пригрелось на потоке бюджетных средств. Картина современной России, глазами авторов фильма, выглядит не привлекательно, но достаточно реалистично. Конкурирующие друг с другом главы государственных ведомств, каждый из которых преследует исключительно личные интересы, для достижения которых свободно пользуется имеющимися у себя силовыми и прочими ресурсами — разве не похоже на правду?

Фигурирует еще одна интересная личность — Роман Белкин, глава «Росинноваций». В силу обстоятельств, он испытывает к Максиму дружеские чувства и именно этот факт, а также портфолио самого Максима, позволяют ему устроиться на работу в данную компанию. Открывать сюжет, надо полагать, не стоит, но вот одну интересную цитату привести можно:

«Есть компания с большими активами, в которую вливается маленькая компания. Маленькой компании отдают 51% от этой общей компании, у которой уставной капитал 1 миллион долларов и больше. Дальше маленькая компания переоформляет все свои патенты на общую компанию, которая получает финансирование и начинает работать, а маленькую через полгода выгоняют за не покрытие своей доли уставного капитала, потому что таких денег у нее нет. И все это легально».

Мелькала в фильме интересная мысль про идеалистов, мол, у кого нет иллюзий — те мерзавцы и подонки. Мысль спорная, хотя бы потому, что определенные иллюзии есть у всех, но именно идеалистом и выглядит Макс. Ему, вернувшемуся из другого мира и переосмыслившего многое в своей жизни, искренне хочется верить в честность других людей, но увы. Его иллюзии оказываются развеяны, а история начинает все больше напоминать первую часть. С той лишь разницей, что Максим теперь является для местной флоры инородным организмом и приживаться в этом болоте не желает. Он изменился, а тут, в родной ему России, все по-прежнему думают лишь про свою задницу, плюя на всех других. И, вроде бы, герою тоже наплевать, ведь он стремиться сбежать обратно в теплые страны, подальше от суровой реальности. Но, судьба распоряжается иначе.

В начале статьи мы не случайно вспоминали про литературный фундамент кино и его репрезентативные способности. Книга Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» вышла в 2007 году и стала бестселлером, продавшись в мире тиражом, превысившим 1 млн. экземпляров. Сам Минаев признавался, что списал многое из собственной жизни. Адаптированный сценарий первого фильма, авторы которого стремились «попасть в нерв времени», не растерял реалистичности, заложенной в оригинальную историю Сергеем. Фильм «Духless», в итоге, ожидал коммерческий успех и принятие зрителями, видимо, именно в силу своей схожести с существующим стереотипом про бытие «сильных, мира сего», сложившемся у широких зрительских масс, которым отнюдь не чужды стремления главного героя.

Второй фильм тоже оказался коммерчески успешным, что было вполне предсказуемо. Но идеи, заложенные в нем, оказались еще более светлыми, а образ властной вертикали современной России показан, с одной стороны, реалистично, а с другой — не безнадежно. В результате фильм убивает двух зайцев одновременно: несет здравые идеи в массы и дарит надежду на светлое будущее, не забывая напомнить, между делом, чем чреваты иллюзии и проектируя между строк одну хорошо всем известную истину — начинать следует все-таки с самого себя.

Критики проводили параллели между фильмом «Духless» и некоторыми классическими сюжетами русской литературы, сравнивая Максима с Онегиным у Пушкина или Николенькой из повести Л. Н. Толстого «Детство». Все герои остро чувствуют окружающую их фальш и нестправедливость, занимаются самобичеванием, обнаруживая схожие черты в внутри себя и стремятся к внутренним переменам. Так что тема поиска высокоморальных и духовных ориентиров для русского человека отнюдь не чужда, но «Духless 2» шагнул даже чуть дальше, показав уже преобразившегося героя, столкнувшегося со старыми бесами.

В целом, «Духless 2» выглядит жизнеутверждающе и обнадеживающе, не смотря на элементы драмы и трагизма. Да, это все еще фантазия про некие абстрактные идеалы, которым и сами авторы вполне вероятно, что не соответствуют, но как шутил когда-то Миша Задорнов, «русского человека надо любить хотя бы за стремление». И на фоне тенденций, царящих в современном нам социуме, стремление Максима к честности не может не радовать. Как и растущий уровень отечественных киноделов.

P. S. Первый фильм обвиняли в том, что он создан по госзаказу. Второй фильм, по ряду признаков, госзаказ тоже не обошел стороной. Но если это и правда, то можно лишь порадоваться данному факту, потому что пропаганда честности и человечности — разве можно сказать, что это «плохо»?

З. Ы. (современное, авторское) Я писал эту статью относительно давно и с тех пор получил несколько более полное представление про Минаева, как журналиста и личность, так что вижу очевидные расхождения между созданным им образом и его реальным поведением, но это ничуть не отменяет положительного информационного воздействия образа главного героя, в качестве ролевой модели успешного и, в общих чертах, правильного человека.

Оригинал

Ставка ЦБ и "мы все умрём"

Ладно, раз бегали тут тупые боты с методичками «В России ставка ЦБ высокая, значит России конец», то надо об этом написать. Почему у украинских свидомитов, белорусских змагаров и росс...

Картинки 4 ноября 2024 года
  • Rediska
  • Вчера 11:07
  • В топе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Источник