Каменные кружева древней Индии

2 1647

Отсюда взял.

*

Раньше много комментировал в ЖЖ Александра Пусенкова - sibveda, пока однажды не потребовал от него, чтобы, таская фото из моего ЖЖ в свои посты, он указывал источник; после чего был им со скандалом забанен. Теперь таскать - не перетаскать из его журнала комментарии... Очередной, отсель

Непостижимые каменные кружева - это ручная лепка, наносившаяся на проволочный каркас, тонкая, долгая ручная работа, но не загадочные технологии. Самые невероятные кружева - просто крашенная штамповка, металлоизделия. Несущие элементы зданий, естественно, армированное литье. Без каркаса и армирования формы рассыплются очень быстро. А с ними стоят и по веку, и по два. Но есть проблема: "камень" отщелкивается в местах близкого расположения чугунных и стальных каркасов к поверхности.

Реставрируют все крупные памятники непрерывно. Но штату реставраторов на таких крупных объектах в принципе невозможно уследить и своевременно замазать и закрасить каркасы и арматуры. Покажу немножко таких мест.

Это Халебид, В истории в 12 веке был столицей Империи Хойсала. Архитектура храмов Хойсалешвара и Кедарешвара считается классикой древнеиндийской архитектуры.

Портик Нанду.

Основание здания. Осыпаются плиты, открывается армирование. Ворот трубы и металло-лист - вверху, обычная гнутая чугуняка - внизу.

Здесь отлетела плита, открыв мощный крепежный элемент - слева в четырехугольничке; реставрации требует весь низ сооружения. И обычные отщелкивания - кружки.

Это оплошность строителей. Реставраторы прячут такие вещи, но не всегда.

Фриз храма Хойсалешвара. Войско Хенумана.

Без каркаса такие вещи не делаются в принципе. Для штата обслуживания памятников такие многофигурные композиции - самая большая морока. Подмазывать, подкрашивать надо непрерывно.

Здесь осыпалась лепнина и вылезло сразу несколько элементов каркаса - он сделан из обрезков уголка, плюс проволочная скрутка.

Интерьер храма Хойсалешвара.

Серьезно обвалилась часть колонны, открыв арматурные элементы, и свалилась лепнина с пристенка.

Все эти многофигурные интерьеры делались налепливанием полусырых форм на подсохшие, где-то с армированием, где-то без. Валятся непрерывно.

Вот что обязательно надо показать.

Невероятные, красивые, будто на станке точенные колонны, производящие впечатление многих составленных колец.

Они и составлялись из колец. На квадратный стержень последовательно накладывались полусырые диски с центральной прорезью в форме стержня - поэтому "тело колонны" из дисков ровное.

А между дисков накладывались кольца, но на глазок. Поэтому они гуляют всеми своими краями и совершенно не отцентрованы.

Искусственный гранит и любая другая смесь накладывается один раз, снять и переставить уже нельзя, развалится, поэтому все кольца на таких колоннах положены вкривь и вкось.

Кто не видит - проведите вертикальные линии по крайним точкам соседних колец, и все будет очевидно.

А что по горизонтали очень сильно не выровнены, видно и без всяких линий.

И еще несколько зевков реставраторов.

Брахма. Классика арматур.

Нарасимха.

Индра и Индрани на слоне Айравате.

Это я уже отписывал Андрею Голубеву-Кадыкчанскому. Продублирую здесь.

Немного расстрою некоторыми деталями Хампи, Всемирного наследия ЮНЕСКО и человечества, шедевров камнерезного искусства 7-15 веков.

Разумеется, постройки эпохи чугуна и стали.

В рамках глобальной программы строительства истории.

В чем главная техническая проблема создателей и хранителей истории? Элементы из гранита без армирования внутренним каркасом рассыплются, но при армировании участки поверхности, близко расположенные к элементам каркаса, вываливаются постоянно и неизбежно, за ними нужно непрерывно следить, своевременно подмазывать-подкраивать, а на таких грандиозных объектах, как Хампи, уследить за всем технически невозможно. И тогда свидетельства эпохи чугуна и стали попадают в объектив.

Тяжелее всего приходится с потолками-крышами-перекрытиями. Они априори держаться не будут одним гранитом, арматура неизбежна.

Храм Витхала. "Каменный" "резной" потолок.

Здесь есть и ржавый чугун, и нержавеющая сталь. Делался, стало быть, в два этапа, в чугунный и стальной - до и после середины 19 в.

Ажурные каменные узоры - разумеется, крашенная штамповка из металла. Чаще дюраль. Краска безобразно облазит, когда за ней плохо следят.

Дворцовый павильон Лотос Махал.

Козырек храма Шивы, вид снизу. Разумеется, речь не о пластиковой трубе, а об арматурине перекрытия -  выше.


Барельефы из гранита есть во всех дворцах и храмах. Литье на каркасах, само собой. Это храм Хазара Рама. Сита посылает Раму, но не туда, куда вы подумали, а ловить чудесную газель.

Священный гусь Хамса.

К камушкам тоже есть вопросы. Например, к этому. К двум вывалившимся местам.

Отпал кусок. Что за структура открылась под ним?

А тут обычный элемент каркаса для особо крупных форм. В Баальбеке такой использовался, в Египте на мега-комплексах мы видели такие не один раз...

Добавлю комментарий этого поста Пусенкова- sibveda.

Храмовый комплекс Белур в индийской Карнатаке. Якобы 1117 год.

Несущие элементы - обычное литье с обычным армированием, сталь и чугун.

Декор - лепнина вручную по штамповке из цвемета дюраля и бронзы. Технологически это максимум рубеж 18-19 веков.

Купол.

Облетела и обвалилась ручная лепнина, открывая пластины штампованного металла, соединенные гибкими каркасными элементами. То есть варился-монтировался каркас, загонялась толпа сверхдешевой рабочей силы, которая залепляла его.

А это мой пока любимый пример.

Что бывает, когда хранители истории, ответственные за памятник ЮНЕСКО и человечества, не ловят мышей.

Тот же Белур, 1117 год.

Без малого тысячелетная каменно-кружевная скульптура осыпалась так, что винтики-гаечки, коими крепится штамповка, видны))

Там половина статуй в таком состоянии. Хранителям истории - позор!

Надо ли напоминать, что винты, болты, каркасы, арматуры и штампованные металлоизделия - технологии 18 - 20 веков?

Ума и здоровья!

"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • Качество снимков не позволяет делать определённые выводы.