Грустные мысли возникают после очередного просмотра фильма «Профессионал». Начинаешь понимать, что это артефакт прошлого, и не только сам фильм и великолепный Бельмондо, но и весь мир Европы 20го века. Понимаешь, что таких героев, людей как Жослен Бомон в современной Европе уже нет. Сама атмосфера неузнаваемо изменилась. Все ушло в лету, остался только след на кинопленке.
Приятно вспомнить тот мир. Глаз радуют попадающиеся на экране знаки и признаки 80-х. Это и телевизор в корпусе из ламинированного ДСП с ручками настройки. Милая спешка героев ищущих телефон. Да, звонить им приходится с таксофона. Знакомые с детства угловатые или нарочито выпуклые с приливами корпуса машин. Фасон нормальной человеческой одежды. В кадре нет панкующих старушек и жертв африканской моды на уродование своего тела или волос. Люди расплачиваются наличными, реальными живыми, а не виртуальными деньгами. Старый добрый мир.
Чем же так непонятен и архаичен Жослен Бомон? А тем, что он нормальный человек. Он не герой современного голливудского боевика, он не спасает Мир. Да ему и наплевать на окружающий мир. Он не герой мелодрамы, он мужчина. И тем более он не герой современного романа. Это человек, живущий по устаревшим ныне принципам и законам.
Жослен Бомон осколок прошлого. Его характеристика исчерпывающе дана в фильме устами старого клошара: «Перед вами человек чести».
Бомона предали, подставили ради высших интересов. Безусловно, решение полковника Мартена было безупречно с точки зрения эффективности, гуманизма и экономики. Мартен это вообще человек настоящего, нашего времени. Он противник ненужного кровопролития, он умеет считать финансы и договариваться. Он бизнесмен и либерал. Зачем устранять негритянского королька, когда с ним можно договориться? Тем более возможно после смерти Мабуты в его стране прольется куда больше крови, чем при более-менее стабильном правлении. Все что надо Франция получит мирным путем. Ради такого дела можно и агента слить, пожертвовать пешкой.
Все правильно, но только пешка попалась не современный метросексуальный пенисуальный француз, а мужчина, Последний Европеец. Бомон не спасает Мир, он просто мстит. В этом главное отличие от сказочного неестественного Героя Современного Кино. Бомон решает свои проблемы. Он следует букве Договора и исполняет взятую на себя работу. Пускай, политика изменилась, Последний Европеец человек чести, он в отличие от бывших коллег по Фирме, держит слово. Именно действием Бомон демонстрирует, что он прав, в отличие от прочих героев. Он идет в бой с поднятым забралом и бросает в лицо своим врагам вызов: «ИДУ НА ВЫ!».
К чести Героя он не убивает зря, только трус палит во все стороны, зажмурив глаза. Даже Бокассу Бомон не убивает лично. С точки зрения формальной этики Жослен Бомон не убивает негра, вместо него это делает простой инспектор полиции, искренне считающий что спасает королька. Единственный, кого убивает Жослен, так это комиссар Розен. И это не убийство а честная дуэль, дуэль с человеком оскорбившим мадам Бомон.
Может ли современный европеец защитить свою жену? Может ли он рискуя собой подстраховывать супругу во время допроса комиссара Розена? Прятаться за окном, вовремя успокаивать излишне ретивого полицейского и уйти предварительно вызвав по телефону поддержку? Да еще зная, что за ним следят а телефон на прослушке? Нет. Это тоже осталось в прошлом. Все помнят рождественские черные погромы в предместьях Парижа. И где были коренные европейцы, когда толпы переселенцев, профессиональных воров, проедателей пособий и насильников громили Францию? Видимо, не рисковали выйти на улицу.
К своей части Бомон не политкоректен, он и слова то такого не знает. Он привык называть вещи своими именами. Он не загоняется проблемами меньшинств, справедливо полагая, что это их проблемы. Он сам в меньшинстве. Он в одиночку идет против Системы.
Он просто убивает негра, не задаваясь не нужными вопросами и фантазиями о далеких от реальности проблем прав и свобод этого Бокассы. Для Бомона Бокасса не субъект, а объект. Негр даже не враг, это просто мишень. Здесь Бомон естественен как нормальный европеец. С другой стороны, Бомон и не расист. В его мире нет необходимости быть расистом. Он защищает свою честь от таких же, как и он французов, людей равных ему. Он спокойно общается и сотрудничает с людьми и без унижающего политкоректного заискивания. Он разговаривает на равных.
Бомон лишен большинства недостатков современных жителей Европы. Он не зацикливается на моральном онанизме самокопания, он решает свои проблемы самостоятельно. Бомон любит женщин. Относится к дамам с уважением и не скрывает наличие любовницы. В тоже время любит жену. Да, нормальный человек, не прибегающий к услугам адвоката и не устраивающий официальную фальшивую истерику, требуя компенсации морального ущерба.
Есть в фильме и еще одно достоинство – живые персонажи. Все герои естественные нормальные люди, это не плоские картонки современного кино. Нарисован целый Мир. Мир уже ушедший от нас, оставшийся в далеком прошлом.
Сколько времени прошло? Да целая эпоха.
В фильме «Профессионал» все противники Бомона не какие либо злодеи или изверги назначенные на роль извергов волей режиссера, это обычные в целом неплохие люди. Даже Розен не тянет на изверга и воплощение вселенского зла. Это влюбленный в свою работу, несколько циничный, любящий доводить дело до конца человек. Старая опытная, порастерявшая иллюзии полицейская ищейка. Профессиональный охотник за людьми. И злой он не потому что ему так хочется, он просто выполняет свою работу. Он человек Системы, закаленный несгибаемый винтик.
Все остальные действующие лица тоже человечны. И среди нет плохих людей. Есть отрицательные персонажи, но нет плохих людей, нет злодеев. Даже проститутка, любовница негра обычный человек, она не плохая и не хорошая. Тоже можно сказать об инспекторе Фаше. Работа такая – стараться остановить, отказавшегося выполнять команду «Фу!» террориста. Полковник Мартен? Негатив? Нет. Опять обычный человек, простой политик, всегда выбирающий наименее шумный и наиболее предсказуемый и спокойный «приличный» вариант. Капитан Валера? Комформист, человек научившийся немного прогибаться и подправлять принципы, когда дело касается его лично. Он современный человек.
И именно против таких людей выступает Бомон. Нет. Он выступает не против них, он выступает против Системы и за самого себя. Он идет в бой против нового мира, против деградации. Он Последний Европеец, последний носитель европейской цивилизации. Глубоко символично, что в финале Бомон погибает. Погибает выполнив свою работу, исполнив обет и доказав свою правоту.
Замешательство. Тихая паника. Время уходит. Суетливое перепихивание ответственности друг на друга. Страх перед последствиями. Что напишут в прессе? Поспешное принятие решения. Не решение, а намек на решение. Разрешение вырвано. Ярость, обида обманутого простофили выплеснувшееся в автоматной очереди…. А вертолет был в двух шагах. Нет. Нет, так и должно быть. Жослену Бомону нет места в современном мире. По крайней мере, в современной Европе. Он должен погибнуть, также как и погибнет Европа вслед за последним европейцем.
http://forlit.ru/viewtopic.php...
Отличное французское кино и мировая классика! Одна из лучших картин с участием французского актёра Жан-Поля Бельмондо в качестве супермена! Саундтрек к данной картине — это блаженство, это настоящие эмоции! Этот Шедевр будет всегда смотреться актуально и ярко.
"Профессионал" - интересные факты о фильме голливуд, кино, профессионал, факты
Год: 1981
Страна: Франция
Режиссер: Жорж Лотнер
Композитор: Эннио Морриконе
Жанр: боевик, триллер, драма, криминал
Бюджет: € 500 000
Жосслен Бомон (Жан-Поль Бельмондо), для друзей просто Жосс, соглашается на сложную и чрезвычайно опасную миссию - ликвидировать президента Нджалу (Пьер Сентон), жестокого тирана африканской страны Малагави. Однако политическая ситуация внезапно меняется, и руководство французской секретной службы решает "сдать" своего агента. Проведя несколько лет в неволе, Бомон совершает побег, возвращается в Париж и… направляет телеграмму бывшему начальству, сообщив о намерении исполнить давний контракт в ходе трехдневного официального визита диктатора.
Снят по мотивам романа Патрика Александера (Patrick Alexander) «Смерть зверя с тонкой кожей» (Death of a Thin-Skinned Animal, 1976).
Отличия от романа: в фильме действие перенесено из Лондона в Париж, главный герой из англичанина (Ричарда Эббота) превратился во француза. В романе главный герой погибает от выстрела Нджалы, в фильме его расстреливают агенты спецслужбы.
Место съемок: Ментенон (Эр и Луар); Камарг (Буш-дю-Рон), Ферриер-ан-Бри, (Сена и Марна), Париж. Последняя сцена фильма снималась в поместье замка Ментенон (Chateau de Maintenon), неподалеку от города Рамбуйе.
В фильме главный герой вешает на мертвого комиссара свой жетон. На жетоне надпись «Beaumont Josselin 56-322-460». Цифры можно расшифровать так: 56 - плотность населения на кв. км страны Кот-д'Ивуар (в переводе «Берег Слоновой Кости», место заключения Жосслена "Жосс" Бомона) или ее номер в списке площадей стран мира на момент выхода фильма; 322 460 - площадь Кот-д'Ивуара в кв. км.
Автомобили, участвующие в сцене погони: Fiat-131 «Mirafiori» у главного героя и Peugeot-504 у агентов спецслужб.
Фильм был куплен в декабре 1982 года после недели французского кино. Его порезали и тут же отдали на дубляж к/ст. им. М. Горького - план 1982 года валился и чиновники Госкино рассчитывали на эту картину как на "блокбастер" в 1983 году. К фильму был выполнен великолепный перевод-подстрочник. Михаил Северин написал синхронный текст. Провели пробы, все уже шло накатанным путем, но здесь чиновники сделали роковую ошибку. Они предприняли невиданную в СССР рекламную акцию, проанонсировав фильм в Кинопанораме (в ней никогда не рекламировали зарубежные фильмы). Сюжет вышел в марте 1983 года, длительность 20 минут и включал в себя большое интервью Рязанова с Лотнером о Бельмондо, фильме, съемке трюков, а также 3 сцены из фильма минут на десять (погоня на автомобилях, перестрелка или "дуэль" Бомона и Розена и "интервью"). Сюжет заметили те, ктому не стоило его видеть и началась проработка с учетом кампании от 4 марта того же года "Зрителя воспитывают отечественными фильмами"). Так недодублированная картина легла на полку.
В 1985 году фильм шел на Московском МКФ, а после фестиваля его купили (хотя и не выпустили в прокат) и отправили по СССР на «Фестиваль фестивалей» - недельный показ фестивальных фильмов по два на одном сеансе. Но было это только в очень больших городах и то не во всех. Что касается показов с переводчиком, то они имели место в 1989 и 1990 году - было напечатано несколько копий с оригинальным звуком и их крутили в крупных городах до выхода дублированных копий. В кинотеатрах сидели дикторы и читали текст. Кстати, тот самый подстрочник 1982 года. Закончили дубляж уже на «Мосфильме» в 1990 году, текст к вырезанным сценам написал Станислав Захаров, он же дублировал одну из ролей. Титры не перепечатывали, их зачитал Владимир Антоник.
Фильм Лотнера с Бельмондо, в котором позорят бесчеловечные методы политиков и тайных спецслужб, представляет качественную смесь главного из мира агентов и скрытого мира, а вопросы насилия показаны не очень щепетильно" («Lexikon des internationalen Films», Германия).
Жан-Поль Бельмондо / Jean-Paul Belmondo (род. 9 апреля 1933) - французский актер, славу которому принесла роль аморального поклонника Хамфри Богарта в манифесте французской «новой волны» - фильме «На последнем дыхании» (1960). В первых своих картинах он создал образ юного бунтаря с неотразимой улыбкой (сродни голливудскому Джеймсу Дину) и стал предметом культового поклонения европейской молодежи. В более зрелом возрасте переключился на острохарактерные роли в комедиях и боевиках.
"Сложно сказать, какое количество советских зрителей посмотрело этот фильм1 в 1990-м, когда уже начался (на фоне общих «перестроечных» дестабилизационных процессов) развал отлаженной системы кинопроката, а статистика посещаемости практически не велась. Однако «Профессионалу» было суждено стать одной из самых популярных (не исключено, что и самой популярной!) работ Бебеля, как его фамильярно именуют соотечественники. Во Франции-то картину Жоржа Лотнера высоко оценили еще в момент выхода, где она, установив рекорд посещаемости в столице, заняла по итогам сезона четвертое место с результатом 5,24 миллионов зрителей. Присутствие Бельмондо видится, пожалуй, решающим - во всяком случае за неимением иных экранизаций романа «Смерть зверя с тонкой кожей» /1976/ английского писателя Патрика Александера. Находившийся в отличной физической и актерской форме, принципиально не прибегавший к услугам каскадеров, он убедителен и в динамичных эпизодах (вспомним, в частности, захватывающую автопогоню по многолюдным улицам), и в напряженные моменты. Дуэль Жосса с комиссаром Розеном (по общему признанию, редкостным подонком, зато отличным полицейским), не менее блистательно изображенным Робером Оссеном, составила бы гордость любому вестерну! А уж кульминация, включая пронзительные финальные кадры, снятые с удаляющегося вертолета, когда, кажется, улетает прочь от бренного тела душа…
Бельмондо не уступит и славным исполнителям роли агента 007, выходя из затруднительных ситуаций с иронией, представляясь любовнику содержанки Нджалы: «Жосс Бомон, шпионаж и мордобой». И, конечно, нельзя не отметить замечательную (номинация на премию «Сезар») музыку Эннио Морриконе, сообщающую суровым событиям пронзительное лирическое звучание. И все-таки «Профессионал» выгодно выделяется на фоне большинства иных «суперменских» произведений с участием «священного чудовища». Бомон воспринимается последним идеалистом, у которого бунтарский запал молодости трансформировался в глубинную жажду справедливости и, кроме того, в обиду на государство, заставившее поверить в высокую миссию и предавшее самым гнусным образом. «Мы хотим получить доступ к их полезным ископаемым в обмен на строительство ядерного реактора», - объясняют причину радикальной смены политического курса, а сам Нджала оправдывается в том духе, что Франции, дабы построить «жалкое подобие демократии», потребовалось три революции и пять республик. На все это Бомон резонно замечает, что тиранов не любит никто и что весть о свершившемся возмездии станет поводом для всенародного празднества, а своими поступками еще и дает понять: расплывчатые национальные интересы - не повод (на манер циничных американцев) проводить политику поддержки очередного «нашего сукина сына». (Евгений Нефедов)
"Профессионалам, отчаянным малым, игра - лотерея, кому повезет. Играют с партнером, как бык с матадором, хоть, кажется, принято наоборот." Я не случайно назвал отзыв словами Владимира Высоцкого. Я считаю его идеалом в области авторской песни. «Профессионал» для меня - тоже недосягаемая вершина, только в кино. Когда появляется желание посмотреть фильм второй раз, значит, это хороший фильм. А «Профессионала» я смотрю всегда, когда его показывают по телевизору, хотя в любой момент могу сделать это, просто достав диск из ящика стола. Как тот чукча из анекдота, который в автобусе покупает два билета, имея еще и проездной на всякий случай. Попробую передать, за что я люблю эту ленту. 1. Музыка Эннио Морриконе. Le Ven't le Cri и Chi Mai - не просто великолепный инструментал. Эти мелодии настолько органично вписываются в картину, что представить сейчас одно без другого просто невозможно. При первом просмотре просто пробирает до мурашек. Другого такого примера я не знаю. Скажем, даже прекрасная композиция Нино Рота из «Крестного Отца» слушается несколько оторванно и в фильме не производит впечатления. Создать лейтмотив, очаровывающий зрителя с первого до последнего кадра, не так легко. Снимаю шляпу!
Жосслен Бомон, герой Бельмондо. К нему невозможно не проникнуться симпатией. Очень хочется быть похожим на него. Безусловно, лучшая роль Актера. 3. «Они убили солдата. Я их ненавижу. И они будут ползать передо мной на брюхе». Фильмы, замешанные на мести, всегда имеют своеобразную магию. 4. Как сказали бы спортивные комментаторы, «импровизированная дуэль» Бомона и Розена. «Розен, я всегда у тебя за спиной». Изумительная сцена. Класс! 5. Картина наполнена юмором в мелочах: «Месье Вольфони, мороженое и напитки? Жосс Бомон, шпионаж и драки…»; «проиграл последнюю партию - проиграл все»; «минута нежности - и годы чесотки» и т. д. А как он красовался на балконе перед независимой прессой Франции! Создателям фильма блестяще удалось балансировать на грани между серьезным и легким кино. Это позволяет зрителю самому решать: задумываться над моральными аспектами картины или просто получать удовольствие от ее просмотра. Впрочем, никто не запрещает делать и то, и другое.
6. Я думаю, любители экшена также должны остаться довольны. Фильм захватывает. Погони - на уровне, перестрелки - в порядке, драки - что надо! Вроде все просто, но запоминается! Каков побег Бомона из африканской тюрьмы! Как суров был при этом взгляд его темнокожего друга! Как Жосс ахнул супостата в гостинице рукой по ноге! А как постоянно морально и физически страдал Фарш! В картине много интересных сюжетных поворотов - «эффект неожиданности» Бомона действует на полную катушку. 7. Известна история, когда киношники, просматривая молодого Бельмондо на предмет дальнейшей карьеры, с иронией спросили: «Может, Вы еще героев-любовников с таким лицом играть собираетесь?». В этом фильме обаятельный Жосслен Бомон скорее использует женщин в своей игре, чем искренне любит. Но это, безусловно, яркий романтический персонаж. Поэтому образы прелестной Алис Анслен, остроумной Дорис Фредериксен и проницательной жены Жан обойти вниманием я просто не мог. 8. Потрясающая финальная сцена. После первого просмотра хотелось кричать: «Ну зачем же так? Неужели нельзя было по-другому?» Но потом понимаешь: нет, нельзя. Только так, и никак иначе. Классика кинематографа. Над фильмом работали настоящие Профессионалы, формирующие у зрителя чувство вкуса. Так что если вы вдруг по какой-то нелепой случайности еще не видели эту картину, бросайте все дела, усаживайтесь поудобнее и наслаждайтесь! (Dyan)
Источник: www.youtube.com
Музыку к фильму написал композитор Эннио Морриконе, музыкальная тема «Chi Mai» получила мировую известность.
Источник: http://fishki.net/1667774-professional---interesnye-fakty-o-filme.html © Fishki.net
Оценили 16 человек
17 кармы